Анализ процесса управления Благовещенской таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление и обоснование основных направлений совершенствования управления персоналом таможенной службы России.
Объектом исследования является деятельность Благовещенской таможни по управлению кадрами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ
1.1 Процесс управления. Структура, понятие и функции.
1.2. Процесс управления в системе таможенных органов.
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ТАМОЖНИ
2.1. Общая характеристика Благовещенской таможни.
2.2. Кадровая обеспеченность Благовещенской таможни.
2.3. Диагностика проблем в организации процесса управления.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 137.09 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

1 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ 

1.1      Процесс управления. Структура, понятие и функции.

1.2. Процесс управления в системе таможенных органов.

2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ТАМОЖНИ

2.1.     Общая характеристика Благовещенской таможни.

2.2.     Кадровая обеспеченность Благовещенской таможни.

2.3.     Диагностика проблем  в организации процесса управления.

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСВОВАНИЮ  УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит  задача создания целостной, эффективной  и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном  использовании организационных  воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей  и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных  служб, что предполагает, с одной  стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и  методах управления.

Поэтому проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем  в комплексе взаимосвязанных  аспектов развития таможенной службы.

Проблематика темы заключаются  в, зачастую, неосознанности того, что  именно управленческие процессы взаимодействия руководителя на подчиненных предопределяют успех совместной деятельности таможенного  органа. Ведь само по себе управление в  системе таможенных органов во многом зависит именно от руководителя, его  личных качеств, стиля управления, методов  воздействия, организационной структуры, согласно которой осуществляются процессы управления.

Проблема совершенствования управления организациями являлась предметом  исследований многих зарубежных и российских ученых. Теории контроллинга на предприятии  посвящены работы зарубежных и отечественных  экономистов Э.Майэра, Р.Манна, Х.Фольмута, Е.А..Ананькиной, С.В.Данилочкина, Н.Г. Данилочкиной, В.М.Носова, С.Г.Фалько, А.М.Карминского, А.М.Оленева, А.Г.Примак и других.

Целью исследования является выявление  и обоснование основных направлений  совершенствования управления персоналом таможенной службы России.

Объектом исследования является деятельность Благовещенской таможни по управлению кадрами.

Предметом исследования являются организационно-экономические  аспекты совершенствования управления Благовещенской таможни в контексте  проводимых реформ.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие процесса управления и его функции.
  2. Провести анализ структуры управления в Благовещенской таможне.
  3. Оценить кадровый состав и потенциал Благовещенской таможни.
  4. Предложить пути совершенствования кадровой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процесс управления: общие и частные аспекты.

 

    1. Процесс управления. Структура, понятие и функции.

Управление – достаточно специфический вид деятельности. Его, прежде всего, стоит рассматривать как процесс, так как это не одновременное, разовое действие, а единые, непрерывные действия, направленные на оптимизацию использования имеющихся ресурсов организации. В управленческой литературе существует много определений понятия «процесс управления», различаются они выбранным ключевым моментом.

Процесс управления  является совокупностью всех функций управления. Выполнение этих функций требует  затрат сил, а также времени, в  результате чего управляемый объект приближается к желаемому состоянию. Характер и эффективность деятельности предприятия зависит от уровня организации  управления. Это составляет основное содержание данного понятия. Итак, под  процессом управления понимается совокупность логично связанных управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей путем преобразования имеющихся ресурсов предприятия  в продукцию или услуги. Данное определение подчеркивает основной характер процесса, его связь с функциями. Оно схоже с мыслями Анри Файоля. По его словам «управлять – значит предвидеть ,организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».1

В общем смысле процесс управления – это совокупность изменений, происходящих в определенное время в управлении.2

В процессе управления существует несколько этапов:

1. Цель управления.

2. Ситуация.

3. Определение проблемы.

4. Управленческое решение.3

Последовательность процесса управления можно раскрыть наглядно                ( Приложение 1).

Цель - идеальный, желаемый образ управляемой системы, представление того, что намерена достичь организация. Отличие цели от ситуации чаще всего включает разные противоречия. По мере того, как они разрешаются, ситуация приближается к цели. Неоспорима взаимосвязь всех противоречий. Чтобы облегчить и обеспечить разрешение остальных противоречий, нужно, для начала, найти главное из них. Проблемой называется противоречие, на которое направлено воздействие. Проблема в процессе управления - это главное противоречие цели и ситуации, разрешение которого определит изменение ситуации в направлении принятой цели; или основное несоответствие фактического состояния управляемого объекта (ситуации) желаемому или запланированному (цели).4

В связи с отклонением  от плановых состояний, которое существует в определенный момент или прогнозируется на будущее, чаще всего и возникают проблемы. Изменение нормативов и целей может оказаться их источником. Сумму всех факторов и условий, которые вызывают появление проблемы, называют ситуацией, а рассмотрение проблемы позволяет описать проблемную ситуацию. Чаще всего описание проблемной ситуации содержит две части: ситуационные факторы, которые привели к проблеме и саму ее характеристику.

Таким образом, составляющими процесса управления являются:

 анализ и обнаружение  ситуационных факторов воздействия  на организацию;

 определение проблемной  ситуации;

 процесс воздействия на проблемную ситуацию.

Исходя из того, что процесс управления - это совокупностью действий, связанных с анализом ситуационных факторов окружающей среды управления, постановкой целей управления или цели, выявлением и идентификацией проблемной ситуации, поиском и выбором альтернатив5, то организация выполнения решений и получение результатов деятельности есть не что иное, как часть управленческого процесса.

При описании системы управления как взаимосвязанного процесса, направленного на достижение определенной цели необходимо деление единого процесса управления на обособленные функции.

Существует несколько  основных видов функций процесса управления:

а) Планирование;

б) Организация;

в) Стимулирование /мотивация/;

г) Контроль.6

     Планирование -  процесс подготовки решения  о том, что, как и когда

должно быть сделано, а также какое количество необходимых для этого ресурсов должно быть использовано и какими они вообще должны быть. Функция планирования отвечает на три вопроса:

·  В каком положении организация находится в настоящее время?

·  Куда организация намерена двигаться, какова ее цель?

·  Каким образом организация собирается достигнуть желаемого результата?

Для ответа на первый вопрос необходимы данные для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос связан с ориентацией на будущее. Необходимо определить, какие ставить цели, к чему стремиться. При решении же третьего вопроса реализуется стратегия, выбранная организацией. На этом этапе происходит корректировка двух предыдущих.

     Организация  - установление взаимоотношений между подразделениями фирмы, определение условий и порядка функционирования фирм. Сама функция согласовывает многие задачи.

Ее этапами являются:

1. Структурная организация .

2. Организация процесса производства .

На первом этапе организация  делится на блоки в зависимости  от ее целей и стратегий, определяются задачи и функции подразделений. На втором четко определяются права, обязанности и ответственность этих подразделений. Происходит разработка инструкций, определяющий внутренний порядок, границы деятельности каждого работника и подразделения.

Мотивация - удовлетворение потребностей работников для наибольшей эффективности их деятельности на предприятии.

Этапы мотивации:

1. Определение потребностей работников;

2. Предоставление возможностей их удовлетворения.

     Контроль - процесс  проверки того, действительно ли организация идет к намеченной цели.

Существуют три четко различимых этапа в процессе контроля:

1.  Установление желаемого  результата.

2.  Измерение фактического  результата исполнения.

3.  Сравнение и оценка  фактического и ожидаемого результатов  исполнения и выработка мер  по корректировке.

На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процесса контроля — это установка стандартов, правил, т. е. конкретных, поддающихся измерению  целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты  в форме показателей результативности объекта управления для всех его  ключевых областей, которые определяются при планировании.

Второй этап — измерение  фактических результатов — является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с  заданными стандартами, руководитель получает возможность определить, какие  действия необходимо предпринимать.

На третьем этапе происходит сравнение показателей фактического состояния, с заданными стандартами, где определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом  исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе  она станет неэкономичной и неустойчивой.7

Концепция управленческого  процесса применима ко всем типам  организаций, поскольку процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой конкретной фирмы.

Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому  изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

 

 

 

 

 

    1. Процесс управления в системе таможенных органов

Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический  процесс, осуществляемый с помощью  различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой  определяет эффективность внешнеэкономической  деятельности РФ. Статья 3 Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года (далее – ФЗ РФ N 311 ) определяет, что «общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации». Термин «общее руководство» конкретно в таможенном деле включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического Суверенитета и экономической безопасности России.

Таможенные органы имеют четырехуровневую систему управления и включают в себя: Федеральную таможенную службу; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты. В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, обеспечивающие деятельность таможенных органов (Приложение 2).

Важным компонентом управления является процесс управления. Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором  выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.8

Реализация процесса управления происходит поэтапно и в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения. Это является методологическим аспектом.

Реализацию общих функций управления в определенной последовательности обеспечивает функциональный аспект.

Экономический аспект – это деятельность управляющей системы, которая связана с оценкой использования ресурсов и установлением потребности управляемой системы в них.

Что касается организационного аспекта, то он заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

Участием человека во всех этапах процесса управления определяется социальным аспектом. Он выражается в последовательности человеческих операций.

А информационный аспект - это определенная последовательность операций по преобразованию информации в процессе управления.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и  внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших  социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главная цель управления в системе таможенных органов – это обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Чтобы достичь эту цель требуется решить соответствующие задачи.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления.9 В таможенных органах наиболее часто применяются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление».

Ситуационное управление затрагивает все уровни управления в таможенных органах. Оно строится по складывающимся ситуациям. Здесь цель не имеет большого значения.

Информация о работе Анализ процесса управления Благовещенской таможни