Анализ коммерческой деятельности розничного предприятия на примере оптово-розничного магазина «Златая цепь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе содержится теоретический материал - дается понятие розничной торговли, розничной продажи товаров, рассматриваются принципы и функции коммерческой деятельности. Во второй главе - дается характеристика магазина «Золотая цепь», а также анализ и характеристика основных показателей хозяйственной деятельности магазина. В третьей главе приводится практический материал - осуществляется анализ функций коммерческой деятельности магазина «Златая цепь», и приводятся пути совершенствования коммерческой деятельности непосредственно для рассматриваемого магазина.

Содержание

Введение

1. Розничная продажа как функция коммерческой деятельности

1.1 Розничная продажа товаров: сущность, содержание, тенденции развития

1.2 Коммерческая деятельность: сущность и принципы

1.3 Функции и цели коммерческой деятельности

1.4 Показатели эффективности коммерческой деятельности

2. Характеристика магазина «Златая цепь»

2.1 Организационно-правовая характеристика магазина «Златая цепь»

2.2 Характеристика основных показателей хозяйственной деятельности магазина «Златая цепь»

2.3 Анализ формирования ассортимента товаров в магазине «Златая цепь»

2.3.1 Анализ структуры ассортимента ювелирных изделий на примере магазина «Златая цепь»

3. Анализ розничной продажи товаров магазина «Златая цепь»

3.1 Анализ коммерческой деятельности магазина «Златая цепь»

3.2 Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности в магазине «Златая цепь»

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

 

Проведем анализ изменения состава оборотных средств магазина в 2008 году (табл. 3.3)

 

Общая сумма оборотных средств  в отчетном периоде увеличивается  на 33,8%.

 

Увеличение величины товарных запасов  в магазине «Златая цепь» обусловлено  общим ростом розничного товарооборота.

 

Необходимо отметить, что магазин так как является структурным подразделением завода «Красцветмет» не имеет собственных заемных средств и не может распоряжаться собственными денежными средствами.

 

Таблица 3.3

 

Анализ динамики оборотных средств  магазина «Златая цепь»

 

Виды фондов 

2007 год 

2008 год 

Отклонение (+,-) 

Темп изме-нения, % 

 

Сумма, тыс. руб. 

Уд вес, % 

Сумма, тыс. руб. 

Уд вес, % 

Сумма, тыс. руб. 

Уд вес, %  

 

Оборотные средства, всего, в т.ч. 

19901,6 

100 

21633 

100 

1731,4 

108,7 

 

-запасы 

16529 

83,1 

17130,4 

83,1 

601,4 

103,6 

 

-дебиторская задолженность 

3372,6 

16,9 

4502,6 

16,9 

1130 

133,5 

 

 

 

Для оценки эффективности использования  оборотных средств магазина используют ряд показателей, представленных в  табл. 3.4

 

Таблица3.4

 

Анализ эффективности использования  оборотных средств магазина «Златая  цепь»

 

Показатели 

2007 год 

2008 год 

Отклонение 

Темп изменения, % 

 

Время обращения оборотных средств, дни 

86,7 

74 

-12,7 

85,4 

 

Скорость обращения оборотных  средств, обороты 

4,2 

4,9 

0,7 

116,7 

 

Коэффициент участия оборотных  средств в обороте 

0,24 

0,23 

0,01 

95,8 

 

Коэффициент рентабельности оборотных  средств 

0,8 

0,9 

0,1 

112,5 

 

 

 

Оборачиваемость оборотных средств  имеет большое значение, т.к. является основой осуществления операционного цикла на предприятии от момента покупки товара до момента продажи, т.е. осуществления торговым предприятием своей основной деятельности.

 

Из-за уменьшения времени обращения  на 12,7 дней увеличилась скорость обращения  оборотных средств на 0,7. Коэффициент участия оборотных средств показывает какой размер оборотных средств участвует в одном рубле товарооборота, его снижение на 0,1 выступает эффективной оценкой.

 

Увеличение коэффициента на 0,1 рентабельности свидетельствует о удовлетворительной работе магазина и эффективности использования оборотных средств на 12,5%.

 

3. Функция закупа товаров. Магазин  «Златая цепь» в основном работает  с ювелирными изделиями завода  «Красцветмет». Товаровед составляет  заявки на требующийся товар,  которые направляет менеджеру в ОРЦ.

 

Магазин “Златая цепь” предлагает широкий ассортимент изделий  как ОАО “Красцветмет”, так и  других заводов изготовителей. Изделия  определённого завода изготовителя имеет свои особенности, выгодно  отличающие их от аналогичных товаров, то есть каждый завод имеет своё “лицо”, свой стиль. Поэтому анализ структуры ассортимента для ювелирных изделий не будет полным без учёта такого важного критерия, как завод изготовитель (таблица 3.5).

 

Таблица 3.5

 

Структура ассортимента ювелирных  изделий по производителям

 

изготовитель 

Прошлый год, т.р. 

Доля, % 

Отчетный год, т.р. 

Доля, % 

Темп изменения, (+,-) т.р 

 

А 

 

ОАО “Красцветмет” 

80248,3 

97,1 

102650 

97,5 

22402 

 

ООО “Шерл” г. Москва 

826,5 

1,0 

842,2 

0,8 

15,7 

 

ЗАО “Кострома” 

495,9 

0,6 

526,4 

0,5 

30,5 

 

ООО “Чароит” 

82,6 

0,1 

210,6 

0,2 

128 

 

ЗАО “Красное-на-Волге” 

991,7 

1,2 

1052,8 

1,0 

61,1 

 

ИТОГО 

82645 

100 

105282 

100  

 

 

 

Анализируя структуру ассортимента по этому показателю, можно сделать  следующие выводы: основную долю в общем объёме товаров данной группы занимают изделия производства ОАО “Красцветмет” (97,5%). Такое положение объясняется приемлемыми ценами на продукцию ОАО “Красцветмет” и широким видовым ассортиментом.

 

С небольшой разницей реализуются изделия Костромского ювелирного завода (0,5%) и Красносельского ювелирного завода (1%). Это объясняется тем, что цены на изделия и видовой ассортимент у этих заводов практически одинаковы. А также наблюдался спрос на ювелирные украшения ООО “Шерл” (0,8%). Этому способствовали разнообразие моделей и внешнее оформление (дизайн). Ещё можно это объяснить тем, что поступают они в небольшом количестве и сразу реализуются.

 

Наименьшую долю реализации составляют украшения ООО “Чароит” (0,2%).Это  объясняется тем, что в основном поступают в продажу изделия с драгоценными камнями по достаточно высоким ценам.

 

Магазин «Златая цепь» работает с вышеуказанными поставщиками на договорной основе. Договор с поставщиками заключаются  в основном на 1 год. Все поставщики магазина являются фирмами-производителями ювелирных изделий.

 

Документально сотрудничество с поставщиками подтверждено договорами поставки, в  которых указаны условия и  сроки поставки, форс - мажорные обстоятельства и т.д.

 

Основным фактором, определяющим объем продаж торговой организации, являются товарные ресурсы.

 

Проведем анализ товарных запасов (таб. 3.6) .

 

 Таблица 3.6

 

Анализ товарного обеспечения  магазина «Златая цепь» за 2007-2008 гг.

 

Показатели 

2007 год 

2008 год 

Отклонение 

 

(+,-) 

Темп изменения, % 

 

1. Запасы на начало, тыс. руб. 

14231 

16529 

2298 

116,1 

 

2. Поступление, тыс. руб. 

87421 

112895 

25474 

129,1 

 

3. Прочее выбытие, тыс. руб. 

 

4. Запасы на конец, тыс. руб. 

16529 

22130,4 

5601,4 

133,8 

 

 

 

Товарные запасы увеличиваются на начало отчетного года на 16,1% или на 2298 тыс. руб. В отчетном году поступило товаров на сумму 112895 тыс. руб., что выше по сравнению с предшествующим годом на 25474тыс. руб. или на 29,1%.

 

 На конец отчетного года  сумма товарных запасов увеличилась на 33,8% или на 5601,4 тыс. руб. Это можно рассматривать как отрицательный фактор, но и продажи, как отмечалось выше, в связи с сезонным спросом увеличиваются в декабре.

 

4. Наем рабочей силы.

 

Характеристика персонала представлена в таблице 3.7 на рисунке 3.1, характеристика персонала по уровню образования представлена в таблице 3.8 соответственно на рисунке 3.2

 

Таблица 3.7

 

Характеристика персонала магазина «Золотая цепь»

 

персонал 

2007 

2008 

отклонение 

 

К-во, чел. 

Уд.вес, % 

К-во,чел. 

Уд.вес, %  

 

Административно-

 

управленческий 

25 

25 

 

Торгово-оперативный 

66,7 

66,7 

 

Младший обслуживающий 

8,3 

8,3 

 

Итого: 

12 

100 

12 

100  

 

 

 

Рис.3.1 Организационная структура  магазина «Златая цепь» на 2008 год

 

Согласно данным таблицы 2.2.изменений в штатном расписании не произошло.

 

Проведем анализ персонала по уровню образования (таб.3.8)

 

Таблица 3.8

 

Анализ персонала магазина по уровню образования (данные на 2008год)

 

персонал 

К-во всего чел 

высшее 

Среднеспециальное 

 

Чел 

Доля, % 

Чел 

Доля, % 

 

Административно-

 

Управленческий 

100 

 

Торгово-оперативный 

62,5 

37,5 

 

Младший обслуживающий 

100 

 

Итого: 

12 

8  

4  

 

Уд. вес от общей численности  работников   

66,7  

33,3 

 

 

 

Рис. 3.2. Уровень образования персонала магазина «Златая цепь» на 2008год.

 

Изучив и проанализировав данные таблицы 3.8. можно сделать следующий  вывод, что удельный вес от общей  численности работников с высшим образованием составляет 66,7%, а со средне специальным образованием - 33,3%. Доля торгово-оперативного персонала с высшим образованием составляет 62,5%, а со средне специальным образованием - 37,5%.

 

За исследуемый период не было уволено  ни одного работника, не принято на работу. Можно сделать вывод, что  сотрудники соответствуют профессиональным требованиям, умело и грамотно выполняют свою работу.

 

Информационное обеспечение.

 

Коммерческая информация - это отношения  по поводу обработанных сведений о  процессах обмена, позволяющих принимать  решения по различным направлениям производственной и коммерческой деятельности [12].

 

К коммерческой информации относят  сведения о состоянии сложившейся  ситуации на рынке товаров и услуг. Сюда относят количественные и качественные показатели торговой деятельности фирмы (коммерческой структуры, торгового предприятия и т. п.), различные сведения и данные о коммерческой деятельности (цены, поставщики, конкуренты, условия поставок, расчеты, ассортимент товаров и др.).

 

Для успешного осуществления коммерческой деятельности, а именно обоснования коммерческих решений и прогнозирования развития рыночной ситуации, торговому предприятию важно располагать достаточным объемом разнообразной информации которую по содержанию можно разделить на пять основных групп:

 

- информация о потребителях и мотивах их покупок;

 

- информация о товаре;

 

- информация о конкурентной  среде;

 

- информация о конъюнктуре рынка;

 

- информация о потенциальных  возможностях торговой фирмы.[35]

 

Рассмотрим значение этих видов  информации в коммерческой деятельности магазина «Златая цепь».

 

По характеру использования  информации, способом её получения, технике  проведения исследования и его конечным результатам исследования был избран метод исследования с проведением  анкетирования покупателей.

 

 Изучение рынка на месте  позволяет получать и обрабатывать первичную информацию, которая хотя и обходится дороже, но даёт возможность выяснить реальный рыночный спрос и требования покупателей к товару, а также учесть результаты исследования для разработки руководством фирмы тактики выступления на рынке, включая разработку ценовой политики и вопросы организации сбыта. Таким образом, было опрошено 688 человек. В основном это были люди от 20 до 60 лет. В процентном соотношении по половому составу: женщины - 60% и соответственно мужчины - 40% (из опрашиваемых респондентов).

 

По социальному положению потребителями  данной группы товаров являются в  основном работники ИТР и рабочие  со средним уровнем дохода, затем  идут частные предприниматели, работники  науки, культуры, образования и торговли. Менее всех приобретают ювелирные изделия студенты, пенсионеры и домохозяйки. Но это и понятно, в основном у всех из них низкий уровень дохода.

 

Большинство посетителей приобретают  что-нибудь из имеющегося ассортимента для себя, небольшой процент заходит в магазин “просто” посмотреть и определить для себя что - то новое, чтобы в будущем сделать покупку. Наибольшее количество респондентов посещают магазин пред праздниками - 36%, немногим меньше составляют посетившие первый раз магазин -34%, постоянные клиенты составляют третью часть, 30% всех посещающих магазин (рис.3.3)

 

Рис.3.3 Как часто посещается магазин

 

Чаще из всего магазин посещают жители Советского района 49,5%,12,3% жители Ленинского района. Это можно объяснить  тем, что магазин расположен в  этом районе и находится ближе к дому, в Ленинском районе расположен завод «Цветмет» и работники завода являются постоянными покупателями изделий своего предприятия (таб.3.9,рис. 3.4)

 

Таблица 3.9

 

Анализ покупателей по району проживания

 

Район проживания 

Отчетный год  

Удельный вес, % 

 

Ж/Д 

37 

5,5 

 

Центральный 

24 

3,6 

 

Свердловский 

32 

4,8 

 

Октябрьский 

51 

7,6 

 

Ленинский 

81 

12,1 

 

Кировский 

58 

8,7 

 

Советский 

327 

49 

 

Другой 

58 

8,7 

 

итого 

668 

100 

 

 

 

Рис. 3.4 Анализ покупателей по району проживания

 

Из всех посетивших магазин и  сделавших покупки 42% сделали покупки  для себя и 58% покупателей выбрали  изделие в подарок.(рис.3.5)

 

Рис.3.5 Анализ покупок

 

Большим спросом пользуются отдельные  ювелирные украшения. Гарнитуры  приобретаются людьми с более высоким доходом и в более старшем возрасте.

 

Из отдельных ювелирных украшений, наибольшее предпочтение отдаётся кольцам, затем цепочкам, браслетам, серьгам.

 

Изделия отечественных производителей также пользуются большим спросом, чем изделия импортных производителей, которые иногда приобретаются в основном из-за низкой цены. Дешевые изделия хлынули из Турции, Эмиратов, даже Италии. Но всё дешевое, как правило, низкого качества. Сейчас существует “золотое” правило: ввозимые из-за рубежа ювелирные украшения проходят повторное клеймение инспекции пробирного надзора. Эта повторная аттестация зачастую выявляет несоответствие пробе, часть изделий некачественного изготовления, быстро ломается, не подлежит ремонту. По этой причине, если же покупаются изделия импортного производства, то потребитель более придирчиво относится к качеству.

 

В результате опроса выделились следующие  группы факторов, влияющих на решение  о покупке.

 

Факторы, которые были названы абсолютно  всеми респондентами:

 

- соответствие моде;

 

Информация о работе Анализ коммерческой деятельности розничного предприятия на примере оптово-розничного магазина «Златая цепь»