Анализ и управление предпринимательскими рисками в системе экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
-рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- рассмотреть общую методику факторного анализа показателей рентабельности организации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик афхд виноградская.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

В зарубежных странах  для обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли и рентабельности и прогнозирования  их величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит  маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с  постоянными затратами предприятия (Н):

МД = П + Н

Отсюда

П = МД – Н

Сумму маржинального  дохода можно в свою очередь представить  в виде количества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс):

П = К х Дс – Н, где Дс = Ц – V,

П = К (Ц – V) – Н, где

V – переменные затраты на единицу продукции.

Аналогично производится и анализ рентабельности, который дает более  точные результаты, т.к. учитывается  взаимосвязь элементов объема продаж, издержек и прибыли.

 

Заключение

Рентабельность характеризует  результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют  оценить, какую прибыль имеет  фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность деятельности);показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность продаж); показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).

Как выяснилось в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.

Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые предоставляют ему ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода в будущем.

И, наконец, показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть.

 

  1. Анализ товарной и реализованной продукции предприятия

Таблица 1

Анализ динамики и структуры выпуска продукции по данным отчетности  предприятия (см. индивидуальное задание)

 

Наименование

показателя

Ед. измерения

1 год

2 год

Структура, %

Отклонение

1 год

2 год

Абсолютное.

Относи-тельное.

1.Выпуск продукции

Тонн

           

Тип А

,,

492

500

41,45

38,23

8

1,63

Тип Б

,,

363

370

30,58

28,29

7

1,93

Тип В

,,

332

438

27,97

33,49

106

31,93

Итого:

,,

1187

1308

100,00

100,00

121

10,19

2. Цена продукции

Тыс.руб./т

           

Тип А

,,

155

160

-

-

5

3,23

Тип Б

,,

322

315

-

-

-7

-2,17

Тип В

,,

209

208

-

-

-1

-0,48

3.Выпуск продукции

Тыс.  руб.

           

Тип А

,,

76260

80000

29,05

27,81

3740

4,90

Тип Б

,,

116886

116550

44,52

40,52

-336

-0,29

Тип В

,,

69388

91104

26,43

31,67

21716

31,30

Итого:

,,

262534

287654

100,00

100,00

25120

9,57

4. Средняя цена 1 т товарной продукции

 

Тыс. руб./т

221,17

219,92

   

-1,26

-0,57


Выводы: Выпуск товарной продукции в натуральном и денежном выражении увеличился главным образом за счёт увеличения выпуска продукции типа В, но средняя цена одной тонны товарной продукции уменьшилась за счёт снижения цены на продукцию типа Б.

 

Таблица 2

 Анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов на изменение объема производства в денежном выражении.

Наименование 

показателя

Ед. измерения

Расчет влияния 

 

1. Изменение объема товарной продукции под влиянием изменения реализации продукции в натуральном выражении

тыс. руб.

26762,10

%

106,54

2. Изменение объема  товарной продукции под влиянием изменения цен на продукцию

тыс. руб.

-1642,10

%

-6,54




Выводы: На изменение объема продукции в основном повлияли количественные характеристики – рост выпуска (тонн) на 10,19% привел к увеличению объема в денежном выражении на 26762,10 тыс. руб. Из-за снижения средней цены на 0,57% выпуск уменьшился на 1642,10тыс.руб.

 

Таблица 3

Анализ динамики и  структуры объема реализации продукции по данным отчетности  предприятия (см. индивидуальное задание

 

Наименование 

показателя

Ед. измерения

1 год

2 год

Структура, %

Отклонение

1 год

2 год

Абсолютное.

Относи-тельное.

1.Продажи продукции

Тонн

           

Тип А

,,

398

505

36,58

40,34

107

26,88

Тип Б

,,

330

348

30,33

27,80

18

5,45

Тип В

,,

360

399

33,09

31,87

39

10,83

Итого:

,,

1088

1252

100,00

100,00

164

15,07

2. Цена продукции

Тыс.руб./т

           

Тип А

,,

155

160

   

5

3,23

Тип Б

,,

322

315

   

-7

-2,17

Тип В

,,

209

208

   

-1

-0,48

3. Продажи продукции

Тыс.  руб.

           

Тип А

,,

61690

80800

25,37

29,55

19110

30,98

Тип Б

,,

106260

109620

43,69

40,09

3360

3,16

Тип В

,,

75240

82992

30,94

30,35

7752

10,30

Итого:

,,

243190

273412

100,00

100,00

30222

12,43

4. Средняя цена 1 т

товарной продукции

 

Тыс. руб./т

223,52

218,38

   

-5,14

-2,30


Выводы: Объём реализации продукции в натуральном и денежном выражении возрос в основном за счёт увеличения продаж и цены продукции типа А.

 

Таблица 4

 Анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов на изменение объема реализации в денежном выражении.

Наименование

показателя

Ед. измерения

Расчет влияния

 

1. Изменение объема  реализованной продукции под  влиянием изменения реализации продукции в натуральном выражении

тыс. руб.

36657,32

%

121,29

2. Изменение объема  реализованной продукции под  влиянием изменения цен  на  продукцию

тыс. руб.

-6435,32

%

-21,29




Выводы: На изменение объема реализованной продукции в основном повлияли количественные характеристики – рост продаж (тонн) на 15,07% привел к увеличению объема в денежном выражении на 36657,32 тыс.руб. Из-за снижения средней цены на 2,3% продажи уменьшились на 6435,32тыс.руб.

 

 

Таблица 5

Анализ остатков готовой продукции на конец периода по каждому виду в натуральном выражении.

Наименование 

показателя

Единица измерения

1 год

2 год

1.Остатки продукции  на начало первого года

Тонн

   

Тип А

,,

326

-

Тип Б

,,

460

-

Тип В

,,

156

-

Итого:

,,

942

-

2.Выпуск  продукции  в течение первого года

Тонн   

   

 Тип А

,,

492

-

Тип Б

,,

363

-

Тип В

,,

332

-

Итого:

,,

1187

-

3. Реализовано продукции  в течение  первого года

Тонн

   

 Тип А

,,

398

-

Тип Б

,,

330

-

Тип В

,,

360

-

Итого:

 

1088

-

4. Остатки продукции  на конец первого года

(или начало второго)

Тонн

   

 Тип А

,,

420

420

Тип Б

,,

493

493

Тип В

,,

128

128

Итого:

 

1041

1041

5.Выпуск  продукции  в течение второго года

Тонн

   

 Тип А

,,

-

920

Тип Б

,,

-

863

Тип В

,,

-

566

Итого:

 

-

2349

6. Реализовано продукции  в течение  второго года

Тонн

   

 Тип А

,,

-

505

Тип Б

,,

-

348

Тип В

,,

-

399

Итого:

 

-

1252

7. Остатки продукции  на конец второго года

Тонн

   

 Тип А

,,

-

415

Тип Б

,,

-

515

Тип В

,,

-

167

Итого:

,,

-

1097


Выводы: Остатки готовой продукции по сравнению с базовым периодом увеличились, и стали соизмеримы с количеством реализованной продукции за год. Остатки продукции типа Б превышают количество реализованной продукции данного типа почти в два раза, т.е. выпуск продукции типа Б экономически невыгоден.

2 Анализ эффективности использования основных фондов

Таблица 6

По данным отчетности предприятия определим динамику показателей экстенсивного и  интенсивного использования основных фондов

   Наименование  показателя 

Единица измерения

1 год

2 год

Отклонения

Абсолютное

Относительное

1.Выпуск продукции 

тыс. руб.

262534

287654

25120

9,57

2.Стоимость основных  фондов

         

- на начало года

тыс. руб.

19000

26000

7000

36,84

- на конец года

тыс. руб.

26000

35000

9000

34,62

- среднегодовая

тыс. руб.

22500

30500

8000

35,56

3.Фондоотдача 

руб./руб.

11,67

9,43

-2,24

-19,17

4.Фондоёмкость 

руб./руб.

0,09

0,11

0,02

23,72


Выводы: Фондоотдача, показывающая на сколько эффективно используются основные фонды, уменьшилась по сравнению с базовым периодом за счёт большого увеличения стоимости основных фондов и при этом незначительного увеличения выпуска продукции в денежном выражении. Фондоёмкость (величина обратная фондоотдачи) соответственно увеличилась.

Таблица 7

Определим динамику фондовооруженности и выполним анализ соотношения между показателями фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.за два года.

 

Наименование показателя

Единица измерения

1 год

2 год

Отклонения

Абсолютное

Относительное

1.Среднегодовая стоимость основных фондов.

тыс. руб.

22500

30500

8000

35,56

2.Численность работников  

чел.

220

190

-30

-13,64

3.Фондовооруженность 

руб./чел.

102,27

160,53

58,25

56,96

4. Производительность  труда

руб./чел.

1193,34

1513,97

320,63

26,87

5. Фондоотдача

руб./руб.

11,67

9,43

-2,24

-19,17

Информация о работе Анализ и управление предпринимательскими рисками в системе экономического анализа