Управление предпринимательскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое, будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательских рисков………………..5
Понятие и виды рисов………………………………………………………...5
Классификация т функции предпринимательского риска………………..14
Глава 2. Анализ системы управления рисками………………………………..21
2.1 Методы оценки вероятности возникновения рисков……………………...21
2.2Мероприятия по снижению уровня рисков……………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая риски.docx

— 126.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы предпринимательских рисков………………..5

    1. Понятие и виды рисов………………………………………………………...5
    2. Классификация т функции предпринимательского риска………………..14

Глава 2. Анализ системы управления рисками………………………………..21

2.1 Методы  оценки вероятности возникновения  рисков……………………...21

2.2Мероприятия по снижению уровня рисков……………………………….30

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют  в  условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и  риск. Их финансовое, будущее, поэтому  является непредсказуемым  и мало  прогнозируемым. Риск присущ любой  форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий  и факторов, влияющих на положительный  исход принимаемых людьми решений.

     Предпринимательства без риска  не бывает. Наибольшую прибыль, как  правило, приносят рыночные операции  с повышенным риском. Однако во  всем нужна мера. Риск обязательно  должен быть рассчитан до максимально  допустимого предела. Причиной возникновения  рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте. Реализуя проекты, имеющие высокую  степень неопределенности в таких  элементах, как цели и  технологии  их достижения многие компании  уделяют внимание разработке  и применению корпоративных методов  управления рисками. Данные методы  учитывают как  специфику проектов, так и корпоративных  методов  управления.

     Менеджер  призван предусматривать  дополнительные возможности для  смягчения крутых поворотов на  рынке. Главная цель менеджмента, особенно для условий  сегодняшней  России, добиться, чтобы  при самом  худшем раскладе речь могла  идти только о некотором уменьшении  прибыли, но ни в коем случае  не стоял  вопрос о банкротстве.

     В настоящее время тема данной  работы очень актуальна, так как  предприниматели нашей страны  боятся начинать новое дело, потому  что считают, что это дело рисковое, и они могут все потерять. Поэтому  происходит «застой» экономики, так как предпринимательство  является наименее капиталоемким  элементом хозяйственной системы, оно способно к ускоренному  освоению инвестиций и быстрой  оборачиваемости капитала. Поэтому  этот сектор экономики является  наиболее привлекательным для  инвестиционной деятельности, как  для отечественных, так и зарубежных  владельцев капитала. Его развитие придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения. В настоящее время количество малых и средних предприятий составляет около 837,2 тысяч, доля занятых на них населения из общей численности работающих составляет 9,8%, а их доля в ВВП страны составляет около 10-11%. Поэтому предпринимателям необходимо научится оценивать степень риска своей деятельности и не бояться начинать свое дело. Зная источники и причины риска, принимая меры предосторожности, можно уменьшить риск. Надо не уходить от риска, а уметь чувствовать его, оценивать, знать допустимые пределы.

     Целью данной работы является  определить пути управления рисками  на предприятиях в РФ.

     Поставленная  цель предопределила  постановку и решение  ряда  взаимосвязанных задач:

-изучить  теоретические основы предпринимательских рисков, понятие и виды рисков.

-рассмотреть  функции предпринимательского риска;

-изучить  классификацию предпринимательского  риска;

-анализ системы управления рисками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ

    1. Понятие и виды рисков

Как показывает опыт, существует объективная причина появления рисков при осуществлении предпринимательской деятельности, так как заранее нельзя просчитать влияние всех факторов на конечные результаты деятельности фирмы, а в процессе осуществления намеченной деятельности многие факторы могут непредсказуемо изменяться. Поэтому предприниматель может нести потери на всех стадиях жизненного цикла фирмы, на всех этапах воспроизводственного процесса [9, с. 43]. В учениях классиков экономической теории особо подчеркивается мысль, что предпринимательство — это рисковая деятельность. А. Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться как прибыль, так и убытки [2, с. 231].

Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности воздействия внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает объективные экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых осуществляет свою деятельность предприниматель и к изменению которых он вынужден приспосабливаться.

Неопределенность ситуации для предпринимателя предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления) [12, с. 32].

Возникновение предпринимательского риска — это, по сути дела, оборотная сторона экономической свободы предпринимателей, своеобразная плата за нее. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, следовательно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране будут усиливаться неопределенность и предпринимательский риск. Таким образом, устранить неопределенность настоящего и будущего в предпринимательской деятельности весьма сложно, так как неопределенность является элементом объективной действительности, поэтому риск присущ предпринимательству в любой сфере деятельности [15, с. 21].

Предпринимательский риск, следовательно, можно понимать как экономическую категорию, количественно выражающуюся в неопределенности исхода намеченной к осуществлению предпринимательской деятельности, отражающей степень неуспеха (или успеха) деятельности предпринимателя по сравнению с заранее планируемыми результатами [16].

Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие, как:

- случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;

- наличие альтернативных решений;

- известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;

- вероятность возникновения убытков;

- вероятность получения дополнительной прибыли.

Таким образом, категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с их ожидаемой величиной, ориентированной на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Другими словами, риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал [24, с. 12].

Предприниматель проявляет готовность идти на риск в условиях неопределенности, поскольку наряду с риском потерь существует возможность дополнительных доходов. Можно выбрать решения, содержащие меньше риска, но при этом меньше будет и получаемая прибыль. На рис.1 показана зависимость риска и прибыли. Более высокий риск связан с вероятностного извлечения более высокого дохода.

 

Рис. 1 Зависимость риска и прибыли

 

Из графика видно, что нулевой риск обеспечивает самый низкий доход (0; П1 ), а при самом высоком риске Р = Р2. прибыль имеет наиболее высокое значение П = П3 (П3 > П2 > П1) [16, с. 276].

Следует заметить, что предприниматель вправе частично переложить риск на других субъектов экономики, но полностью избежать его он не может. Справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает. Иными словами, для получения экономической прибыли предприниматель должен осознанно пойти на принятие рискового решения.

 

 

Виды предпринимательских рисков

Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения организации, но наряду с общими, есть специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в промышленном производстве [19, c. 37].

В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, нет четкой системы классификации предпринимательских рисков. Существует множество подходов к классификации риска. Определенный интерес представляет классификация предпринимательского риска И. Шумпетером, который выделяет два вида риска:

риск, связанный с возможным техническим провалом производства, сюда же относится также опасность потери благ, порожденная стихийными бедствиями;

риск, сопряженный с отсутствием коммерческого успеха.

С риском предприниматель сталкивается на разных, этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность предприятия, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности. [16, c. 105]

Исходя из этого следует различать:

риск, связанный с хозяйственной деятельностью;

риск, связанный с личностью предпринимателя;

риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.

В связи с тем, что вероятность возникновения последнего риска обратно пропорциональна тому, насколько предпринимательская фирма информирована о состоянии внешней среды по отношению к своей фирме, он наиболее важен в современных условиях хозяйствования.

Риск, связанный с личностью предпринимателя, определяется тем, что все предприниматели обладают различными знаниями в области предпринимательства, различными навыками и опытом ведения предпринимательской деятельности, различными требованиями к уровню рискованности отдельных сделок.

По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.

Источником внутренних рисков является сама организация. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении. [20, c.115]

С точки зрения длительности во времени риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предприятию в течение конечного, известного отрезка времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке.

К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают деятельности организации в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью.

Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и не страхуемые.

Следует выделить еще две большие группы рисков: статистические (простые) и динамические (спекулятивные). Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для предпринимательской фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом.

В отличие от статистического риска динамический риск несет в себе либо потери, либо прибыль для предпринимательской фирмы. Поэтому их можно назвать «спекулятивными». [19, c.228]

Далее мы проанализируем сущность следующих рисков:

Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли организации, являющихся следствием государственной политики.

Технический риск определяется степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер безопасности), возможностью проведения ремонта оборудования собственными силами предпринимательской фирмы.

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.

Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Под финансовым понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.

Отраслевой риск — это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями.

Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке [5, c. 75].

Информация о работе Управление предпринимательскими рисками