Анализ и управление предпринимательскими рисками в системе экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
-рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- рассмотреть общую методику факторного анализа показателей рентабельности организации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик афхд виноградская.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт.

Выявление связи между показателями, ее направления и интенсивности, а также формы зависимости между показателями необходимо для познания закономерностей формирования результатов деятельности субъекта хозяйствования. Если изучение конкретной совокупности показателей приводит к выявлению общей закономерности, то делается предположение о наличии связей между показателями. Источником возникновения может быть причинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение. Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями: в измерении количественного влияния отдельных показателей на изменение другого, совокупного показателя.

Методика факторного анализа – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

    1. Основные задачи факторного анализа

1. Отбор факторов определяющих  исследуемые результативные показатели.

2. Классификация и  систематизация факторов с целью  обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

3. Определение формы  зависимости между факторами  и результативными показателями.

4. Моделирование взаимосвязей  между факторами и результативными показателями.

5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.

6. Работа с факторной  моделью. Методика факторного  анализа.

Отбор факторов для анализа  того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе  является определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями: функциональная она или  стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.

Расчет влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния  факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.

Последний этап факторного анализа - практическое использование  факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования  его величины при изменении ситуации.

    1. Типы факторного анализа

В зависимости от типа факторной модели различают два  основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализ мы рассмотрим в отдельной главе.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

Стохастическое моделирование  является в определенной степени  дополнением и углублением детерминированного факторного анализа. В факторном  анализе эти модели используются по трем основным причинам:

  • необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).

Кроме деления на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа:

    • прямой и обратный;
    • одноступенчатый и многоступенчатый;
    • статический и динамичный;
    • ретроспективный и перспективный (прогнозный).

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Факторный анализ может  быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И, наконец, факторный  анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

 

  1. Методика факторного анализа показателей рентабельности организации

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы  продукции:

Ri = (Цi – Сi) / Сi = Цi / Ci – 1

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции выполняется на основе представленных данных. Форма таких данных приведена в таблице 3.

Табл. 3. Факторный анализ рентабельности отдельных видов  продукции

Вид продукции

Средняя цена реализации

Себестомость

Рентабельность, %

Отклонение от плана, %

плановая

условная

фактичская

общее

за счет

цены

себестоимости

план

факт

план

факт

A

                   

B

                   

И т.д.

                   

Необходимо также более  детально изучить причины изменения  среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Такой расчет делается по данным нижеследующей таблицы (таблица 4.):

Табл. 4. Расчет влияния  факторов второго порядка на изменение  уровня рентабельности

Фактор

Изменение цены, руб.

Изменение рентабельности, %

Качество  продукции

   

Рынки сбыта продукции

   

Изменение цен в связи с инфляцией

   

Итого

   

Далее необходимо установить, за счет каких факторов изменялась себестоимость единицы продукции  и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в  целом по предприятию, имеет следующий вид:

Rп = Пп / В, где

Rп – рентабельность  продаж;

Пп – прибыль с  продаж.

Расчет влияния отдельных факторов также производится методом цепной подстановки.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции  зависит от среднего уровня цены и  себестоимости изделия:

Rп = Пi / Вi = (Цi – Сi) / Цi

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (УДi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма  основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который  определяется отношением выручки к  среднегодовой сумме основного  и оборотного капитала. Здесь исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Для расчета влияния факторов на уровень рентабельности используют следующие исходные данные (таблица 5):

Табл. 5, Исходные данные.

Факторы

План

Факт

Прибыль от реализации, руб.

   

Внереализационные финансовые результаты, руб.

   

Сумма балансовой прибыли, руб.

   

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, руб.

   

Выручка от реализации продукции, руб.

   

Коэффициент оборачиваемости капитала

   

 

При углубленном анализе  необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит  изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли  к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных  фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М. И Бакановым и А. Д. Шереметом:

P / F + E = P/N / (F/N + E/N) = (1 –  S/N) / (F/N + E/N) = [1 – (U/N + M/N + A/N] / (F/N + E/N), где

P – прибыль балансовая;

F – средняя стоимость  основных фондов;

E – средние остатки материальных оборотных средств;

N – выручка от реализации  продукции;

P/N – рентабельность  продаж;

F/N + E/N – капиталоемкость  продукции (обратный показатель  коэффициенту оборачиваемости);

S/N – затраты на  рубль продукции;

U/N, M/N, F/N – соответственно зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.

Заменяя постепенно базовый  уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился  уровень рентабельности производственного  капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, т.е. за счет факторов интенсификации производства.

      • Методика факторного анализа в системе директ-костинг

В нашей стране при  анализе прибыли обычно используют следующую модель:

П = К (Ц –  С),

Где П – сумма прибыли;

К – количество (масса) реализованной продукции;

Ц – цена реализации;

С – себестоимость  единицы продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы  изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Однако здесь не учитывается  взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости.

Информация о работе Анализ и управление предпринимательскими рисками в системе экономического анализа