Анализ заемного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 15:10, дипломная работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в России обусловили самостоятельность предприятия в процессе принятия управленческих решений по всем направлениям финансово–хозяйственной деятельности.
Предприятие самостоятельно осуществляет инвестиционную деятельность, формирует объем производства, определяет ценовую политику и т.п. Для осуществления финансово–хозяйственной деятельности предприятие формирует определенную структуру источников финансирования. Как показывает практика, существенную роль в этой структуре играет заемный капитал. При этом следует иметь в виду, что предприятие в рыночных условиях должно сохранять ликвидность, платежеспособность и работать рентабельно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧСЕКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Экономическое содержание заемного капитала предприятия 9
1.2 Политика управления заемным капиталом 14
1.3 Показатели эффективности использования заемного капитала 20
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 31
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ООО «ДИКОЕ ОЗЕРО» 33
2.1 Краткая характеристика ООО «Дикое озеро» 33
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Дикое озеро» 42
2.3 Оценка управления заемным капиталом ООО «Дикое озеро» 54
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 61
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ООО «ДИКОЕ ОЗЕРО» 63
3.1 Система взаиморасчетов 63
3.2 Факторинговые операции 65
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Вложенные файлы: 1 файл

диплом заемный капитал Дикое озеро 1 глава + Введение (2).docx

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Являясь неотъемлемым элементом экономических отношений финансово–хозяйственной деятельности предприятия, заемный капитал выполняет ряд функций. К общепризнанным функциям заемного капитала предприятия, встречающихся в большей части литературы по экономике и финансам, относятся функции перераспределения, экономии и контроля.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует объем его финансовых обязательств. В соответствии с гл. 42 ГК РФ эти финансовые обязательства могут быть оформлены в виде договоров кредита и займа, товарного и коммерческого кредита. Выделяются и отдельные виды финансовых обязательств: вексельные обязательства и обязательства, возникающие при выпуске и продаже хозяйственным обществом облигаций.8

В составе долгосрочных источников заемных средств организаций следует выделить и такие специфические источники финансирования, как финансовая аренда (ст. 665 ГК РФ), финансирование под уступку денежного требования (ст. 824 ГК РФ), финансирование по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).9

Заемный капитал может быть классифицирован по различным признакам. Так, в частности, по периоду привлечения финансовые обязательства подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.

К долгосрочным финансовым обязательствам относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года.

К краткосрочным финансовым обязательствам относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года.

По источникам привлечения заемные средства подразделяются:

  • на привлекаемые из внешних источников;
  • привлекаемые из внутренних источников.

По форме привлечения заемные средства подразделяются:

  • на заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит);
  • заемные средства, привлекаемые по договору финансового лизинга (в форме оборудования);
  • заемные средства, привлекаемые в товарной форме (коммерческий кредит).

По методам привлечения заемных средств выделяют кредит, лизинг, факторинг, эмиссию корпоративных облигаций, акций и др.

Формально заемный капитал представлен в бухгалтерском балансе организации разделами IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства».10

Использование заемных средств в современных условиях объективно необходимо для нормального функционирования предприятий и организаций и народного хозяйства в целом в силу объективности кругооборота и оборота капитала. Более того, использование заемного капитала организациями для финансирования своей деятельности имеет определенные преимущества.

Так, в нормальных условиях заемный капитал является более дешевым источником по сравнению с собственным капиталом за счет эффекта «налогового щита» и обладает возможностью генерировать прирост рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага при условии, что рентабельность активов организации превышает процентную ставку за использование заемных средств (кредитов).

Преимуществом финансирования за счет долговых источников является также нежелание владельцев увеличивать число акционеров, пайщиков. Заемный капитал обладает широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге заемщика.

В то же время использование заемного капитала организацией имеет и определенные недостатки: привлечение заемных средств сопряжено с рисками для организации; активы, образованные за счет заемного капитала, формируют более низкую норму прибыли на капитал, так как возникают дополнительные расходы по обслуживанию долга перед кредиторами; сложность процедуры привлечения заемных средств, особенно на длительный (свыше года) срок.

 

1.2 Политика управления заемным капиталом

 

Политика управления заемным капиталом представляет собой часть общей корпоративной финансовой политики, которая заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Формирование данной политики должно происходить с учетом следующих условий:

    • наличие широких возможностей привлечения источников финансирования текущей деятельности предприятия;
    • стоимость заемных ресурсов ниже, чем стоимость собственного капитала предприятия;
    • привлечение заемных средств обеспечивает рост финансового потенциала для увеличения активов при возрастании объема продаж товаров и услуг;
    • привлечение заемных средств увеличивает рентабельность использования собственного капитала в результате действия эффекта финансового рычага;
    • использование заемных ресурсов генерирует риск снижения финансовой устойчивости и потери платёжеспособности;
    • активы, сформированные за счет заемных средств, позволяют получить меньшую прибыль из–за суммы выплачиваемого процента.

Процесс формирования политики управления заемным капиталом предполагает реализацию следующих этапов:

1. Проведение анализа  сложившейся практики привлечения  и использования заемных средств, в том числе:

    • изучение общего объема привлечения заемных средств и оценка его динамики в сопоставлении с объемами активов;
    • сравнение темпов динамики изменения заемного капитала с темпами изменения собственного капитала предприятия;
    • проведение анализа в динамике основных форм привлечения заемных средств и объемов заимствования по длительности использования;
    • проведение оценки состава кредиторов и условий кредитования, выявление соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков;
    • оценивается эффективность использования заемных средств с помощью показателей оборачиваемости и рентабельности.

2. Постановка цели  привлечения заемных средств  в предстоящем периоде:

  • определение источников формирования недостающих объемов ресурсов;
  • пополнение постоянной части оборотных активов;
  • обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
  • обеспечение социальных программ;
  • обеспечение других временных нужд.

3. Определение оптимального  размера заимствования:

  • выявление лимита использования заемных средств в бизнесе;
  • определение уровня эффекта финансового рычага, обеспечивающего приемлемый уровень заимствования;

4. Определение стоимости  привлечения заемного капитала  из различных источников:

    • проведение оценки внешних и внутренних источников;
    • определение общего размера средств, необходимых для обеспечения желаемого уровня заимствований;

5. Определение структуры  объема заемных средств:

    • выявление средств, привлекаемых на краткосрочной и долгосрочной основе, оценка состава кредиторов;
    • формирование приемлемых условий привлечения заимствований.

6. Определение форм  привлечения заемных средств. Указанные  формы различаются в разрезе финансового, товарного кредита, прочих форм. Выбор конкретной формы привлечения заемных средств осуществляется в зависимости от особенностей организации хозяйственной деятельности и целей корпоративной финансовой политики предприятия.

7. Определение состава  основных кредиторов по формам  привлечения заемных средств, к которым могут относиться постоянные поставщики, имеющие возможность предоставить товарный кредит, коммерческие банки, другие кредиторы.

8. Формирование  эффективных условий привлечения  кредита.

Основными условиями являются:

  • срок предоставления кредита;
  • ставка процента за кредит;
  • условия выплаты суммы процента;
  • условия выплаты суммы основного долга;
  • прочие условия, связанные с получением кредита.

9. Обеспечение эффективного  использования кредитов. В качестве основных критериев оценки эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

10. Обеспечение условий  своевременных расчетов по полученным кредитам.

Таким образом, политика привлечения заемного капитала позволяет решить проблемы обеспечения предприятия достаточным объемом финансовых ресурсов для организации эффективной хозяйственной деятельности.

Политика привлечения заемного капитала включает в себя политику управления кредитными ресурсами и политику управления внутренней кредиторской задолженностью.

Политика управления кредитными ресурсами предполагает реализацию общих принципов корпоративной финансовой политики в рамках привлечения дополнительных финансовых ресурсов с участием внешних кредиторов, в том числе банков, инвестиционных компаний, других юридических и физических лиц.

Основными направлениями данной политики являются:

  • формирование долгосрочных кредитных источников финансирования деятельности предприятия;
  • формирование краткосрочных кредитных источников финансирования деятельности предприятия.

Первое направление предполагает управление кредитными ресурсами, которые привлекаются на предприятие сроком более года. В частности, к таким источникам могут относиться долгосрочные банковские ссуды, ипотечные кредиты, эмиссия облигаций, использование финансового лизинга и т.д.Так, например, осуществление эмиссии облигаций ориентировано на привлечение необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида.

Управление данным источником кредитных ресурсов включает в себя:

  • проведение исследования возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия;
  • формулировку целей привлечения облигационного займа;
  • проведение оценки собственного кредитного рейтинга;
  • определение объема эмиссии облигаций;
  • определение условий эмиссии облигаций – вид, номинал, период обращения, порядок погашения, средний уровень доходности и т.д.;
  • проведение оценки стоимости облигационного займа;
  • формирование фонда погашения облигаций.

Управление краткосрочными кредитными ресурсами предприятия предполагает использование заемных средств, привлеченных на срок менее одного года. К таким источникам можно отнести краткосрочные банковские ссуды (в том числе овердрафт, кредитная линия и др.), товарный кредит и т.п.

При разработке политики привлечения банковских кредитов учитываются общие принципы корпоративной финансовой политики предприятия, в этой связи, основными этапами ее формирования являются:

  • постановка целей использования привлекаемого банковского кредита;
  • проведение оценки собственной кредитоспособности;
  • выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита;
  • изучение и оценка условий проведения банковского кредитования, в том числе особое внимание уделяется предельному размеру кредита, сроку, валюте кредитования, виду кредитной ставки, форме кредита, условиям погашения основного долга, выбору формы обеспечения;
  • корректировка кредитных условий в процессе заключения кредитного договора;
  • формирование условий эффективного использования банковского кредита;
  • организация и проведение контроля за текущим обслуживанием банковского кредита;
  • обеспечение своевременной и полной амортизации суммы основного долга по банковским кредитам.

Привлечение товарного кредита ориентировано на использование заемных средств, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребности в финансировании формирования производственных запасов предприятия и снижение общей стоимости привлекаемых финансовых ресурсов. Механизм использования товарного кредита можно свести к следующим основным этапам:

Информация о работе Анализ заемного капитала