Анализ заемного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 15:10, дипломная работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в России обусловили самостоятельность предприятия в процессе принятия управленческих решений по всем направлениям финансово–хозяйственной деятельности.
Предприятие самостоятельно осуществляет инвестиционную деятельность, формирует объем производства, определяет ценовую политику и т.п. Для осуществления финансово–хозяйственной деятельности предприятие формирует определенную структуру источников финансирования. Как показывает практика, существенную роль в этой структуре играет заемный капитал. При этом следует иметь в виду, что предприятие в рыночных условиях должно сохранять ликвидность, платежеспособность и работать рентабельно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧСЕКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Экономическое содержание заемного капитала предприятия 9
1.2 Политика управления заемным капиталом 14
1.3 Показатели эффективности использования заемного капитала 20
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 31
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ООО «ДИКОЕ ОЗЕРО» 33
2.1 Краткая характеристика ООО «Дикое озеро» 33
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Дикое озеро» 42
2.3 Оценка управления заемным капиталом ООО «Дикое озеро» 54
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 61
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ООО «ДИКОЕ ОЗЕРО» 63
3.1 Система взаиморасчетов 63
3.2 Факторинговые операции 65
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Вложенные файлы: 1 файл

диплом заемный капитал Дикое озеро 1 глава + Введение (2).docx

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Отрицательный эффект финансового рычага связан с тем, что рентабельность активов ниже ставки по кредиту, что может привести к ускоренному формированию убытков. Рост доли заемных средств приводит к росту их цены, что привело к снижению прибыли от продаж, в результате сократилась и рентабельность активов и, следовательно, получен отрицательный дифференциал.

Анализ кредиторской задолженности показал, что кредиторская политика предприятия является неэффективной. Особое внимание следует уделить задолженности перед поставщиками, которая в динамике возросла на 3795 тыс. руб., а ее удельный вес в общей величине кредиторской задолженности составил 92,8 %. Необходимо разрабатывать мероприятия по сокращению задолженности перед поставщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ООО «ДИКОЕ ОЗЕРО»

3.1 Система  взаиморасчетов

 

В ходе оперативного управленческого анализа целесообразно также следить за возможностью совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью путем проведения взаиморасчетов с контрагентами.

Предприятие имеет долговые обязательства перед компанией, к которой у него также есть встречные требования. Такую ситуацию не нужно выявлять, если в организации согласовано управление не только кредиторской, но и дебиторской задолженностью. В таком случае можно произвести взаимозачет, причем в одностороннем порядке. Необходимо лишь уведомить вторую сторону посредством направления заказного письма с уведомлением. 

ООО «Дикое озеро» за истекший период времени имеет следующий состав дебиторов (должников-покупателей):

  • ЗАО «Дальтранссервис» – 4076,06 тыс. руб.;
  • ЗАО «Абсолют Консалт» – 1041,7 тыс. руб.;
  • ЗАО «Городской Центр Недвижимости» – 6894,02 тыс. руб.;
  • ТЦ «Дом Одежды» – 7263,22 тыс. руб.;

Итого – 19275 тыс. руб.

Наличие дебиторской задолженности свидетельствует о возникновении дефицита источников пополнения оборотных средств, что ведет к дополнительному заимствованию их на платной основе, что снижает рентабельность работы и ухудшает финансовое состояние предприятия. Это отрицательно сказывается на работе и ведет к увеличению кредиторской задолженности.

В связи с этим ООО «Дикое озеро» задолжало своим поставщикам, которые требуют оплаты, тогда как организации–дебиторы не имеют денежной наличности для оплаты долга в этот период и просят отсрочки платежа.

Для должников предприятие может применить систему взаиморасчетов.

Так, предприятие ООО «Дикое озеро» приобретало у предприятий-должников следующие товары и услуги:

  • у ЗАО «Дальтранссервис» – приобрело транспортные услуги на сумму 710 тыс. руб.;
  • у ЗАО «Абсолют Консалт» – приобрело канцелярские товары на сумму 90 тыс. руб.;
  • у ЗАО «Городской Центр Недвижимости» – арендовало квартиру для сотрудника на сумму 1200 тыс. руб.;
  • у ТЦ «Дом Одежды» – приобретало униформу для персонала на сумму 182 тыс. руб.;

Итого: 2182 тыс. руб.

Система взаиморасчетов поможет сократить кредиторскую и дебиторскую задолженность на сумму 2182 тыс. руб. Тогда ООО «Дикое озеро» будет иметь следующий состав дебиторов (должников-покупателей):

  • ЗАО «Дальтранссервис» – 3366,06 тыс. руб. (4076,06 – 710);
  • ЗАО «Абсолют Консалт» – 951,7 тыс. руб. (1041,7 – 90);
  • ЗАО «Городской Центр Недвижимости» – 5694,02 тыс. руб. (6894,02 – 1200);
  • ТЦ «Дом Одежды» – 7081,22 тыс. руб. (7263,22 – 182);

Итого – 17093 тыс. руб.

Произведем пересчет показателей оборачиваемости кредиторской задолженности в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Оценка состояния оборачиваемости кредиторской задолженности после применения системы взаиморасчетов

Показатель

2013 г.

2014 г., прогноз

Абсолютное

отклонение (+/–)

1

2

3

4

Выручка от оказания услуг, тыс. руб. (В)

56087

56087

Кредиторская задолженность, тыс. руб. (Дср)

22228

20046

–2182

       

Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

4

Число дней, дн. (Д)

360

360

Коэффициент оборачиваемости

кредиторской задолженности, об.

К = В / Дср

2,52

2,80

0,28

Продолжительность одного

оборота, дн. Т = Д / К

143

129

–14

Коэффициент загрузки Кз = Дср / В

0,40

0,36

–0,04

Сумма высвобожденных /

вовлеченных в оборота средств, тыс. руб.

(56087 / 360)

х (129 – 143)

–2182


 

Применение системы взаиморасчетов поможет сократить кредиторскую задолженность на 2182 тыс. руб. Оборачиваемость ускорится на 0,28 оборота. Высвобождение денежных средств составит 2182 тыс. руб.

 

3.2 Факторинговые  операции

 

В целях уменьшения кредиторской задолженности необходимо высвободить дебиторскую задолженность и направить высвобожденные средства на погашение кредиторской задолженностью.

Для совершенствования управлением дебиторской задолженностью можно рекомендовать оформление договора факторинга и осуществление факторинговой операции.

С экономической точки зрения факторинг (от англ. factor – агент, посредник) – это торговля долговыми обязательствами. Отношения между сторонами по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) регулируются ст. 824–833 гл. 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования» [1, С. 241]. Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платежных требований, возникающих из поставки товаров. Основная цель факторингового обслуживания банком – обеспечить клиенту возможность заниматься основной деятельностью – продажами, не отвлекаясь на постоянное решение финансовых вопросов. Таким образом, факторинговая компания (финансовый агент, фактор) помогает превратить дебиторскую задолженность в деньги и ликвидировать кассовые разрывы.  В финансовом отношении факторинг не создает нового пассива у предприятия – продавца и, следовательно, не уменьшает их кредитоспособности. Это означает, что при факторинговых операциях предприятие, которое продает свои платежные требования, не получает никаких дополнительных средств. Ему оплачивают единовременно лишь часть номинала платежного требования. Остальная часть его суммы погашается по истечении срока факторингового договора. Операция факторинга является краткосрочной операцией и заключается на срок не более 6-ти месяцев.

Для должника ЗАО «Абсолют Консалт» применим услуги факторинга. Услуги факторинга в Свердловской области оказывает банк ОАО «Номос Банк». В настоящее время Банк разработал и приступил к реализации схем проведения факторинговых операций, направленных на оптимизацию финансовых потоков и снижение финансовых рисков. По данной схеме предприятие (продавец) передает Банку права требования по дебиторской задолженности, связанной с поставкой товаров и услуг. В свою очередь Банк обязуется частично оплатить товары и услуги в тот момент, когда предприятие поставило их своим клиентам, а окончательный расчет – после поступления средств от должника в банк.

Иногда факторинг пытаются сравнивать с кредитом, хотя факторинг и банковский кредит имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. Таким образом, банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Если шестимесячный кредит будет направлен на финансирование отгрузок товаров с отсрочкой платежа, то как изменятся условия работы компании в ситуации погашения товарного кредита, и что будет, если поставщику не удастся получить новый кредит после его погашения. Сегодня в России большинство кредитов выдаются на срок до года, что как раз и приводит к подобным ситуациям. Факторинг же на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед. 

Преимущества факторинга для предприятия:

  • можно увеличить товарооборот и ускорить оборачиваемость оборотных средств;
  • можно более эффективно планировать денежный оборот своего предприятия;
  • разветвлённая сеть филиалов Банка позволит расширить географию деловых контактов.

Документы, необходимые для оформления операций факторинга: юpидичecкиe дoкyмeнты пpeдпpиятия (свидетельство о регистрации, учредительные документы, пoлнoмoчия пpeдcтaвитeля нa зaключeниe кoнкpeтнoй cдeлки); финaнcoвыe дoкyмeнты пpeдпpиятия (баланс, отчет о прибылях и убытках, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, обороты по расчетному счету и кассе); договора продажи между продавцом и покупателями; отгрузочные документы (накладные и счет–фактуры), подписанные покупателем и скрепленные его печатью, на основании, которых переводится на расчетный счет договорная сумма.

Основные условия факторинговой сделки:

  • наличие в договоре поставки раздела, оговаривающего расчеты только денежными средствами через конкретный срок;
  • аванс поставщику – 80 % стоимости поставленного товара;
  • факторинговая комиссия – 2,5 %;
  • банк определяет общий лимит финансирования под уступленные предприятием требования, а также устанавливает лимит финансирования для каждого конкретного дебитора.

На рисунке 3.1 представим схему работы факторинга.

 





 


 


 




 


 


 


 

 

Рисунок 3.1 – Схема работы факторинга

 

ООО «Дикое озеро» по договору предоставления услуг оказала ЗАО «Абсолют Консалт» услуг на сумму 1041,7 тыс. руб. После применения системы взаиморасчетов с этим должником осталась задолженность в сумме 951,7 тыс. руб.

ООО «Дикое озеро» заключило с банком договор факторинга и уступило банку право требования долга покупателя за оказанные услуги. ООО «Дикое озеро» уведомляет ЗАО «Абсолют Консалт» о сделке.

По условиям договора банк сначала перечисляет 80 % суммы оказанных услуг, а после оплаты ее покупателем – оставшиеся 20 % за минусом факторинговой комиссии.

Структура факторинговой комиссии, как правило, включает в себя:

1) Разовые затраты (начальные):

  • подписание договора на  факторинговое  обслуживание;
  • установка и настройка модулей программного обеспечения (при электронном факторинге).

2) Фиксированный  сбор за обработку документов.

3) Фиксированный  процент от оборота поставщика  за администрирование факторинга. Большая часть этой части комиссии  представляет собой оплату оказываемых  Фактором услуг, а именно:

  • контроль своевременной оплаты товаров дебиторами;
  • работа с дебиторами при задержках платежей (только для факторинга без регресса);
  • учет текущего состояния дебиторской задолженности и предоставление поставщику соответствующих отчетов;
  • инкассация платежных требований.

4) Проценты за  предоставление денежных средств, необходимых для финансирования  поставщика (в практике принят  ежедневный расчет данного процента, обычно этот процент на 2–3% превышает  ставки по краткосрочным кредитам  банков, что связано с повышенными  рисками, принимаемыми на себя  Фактором, а также с наличием  сопутствующих услуг).

Более подробно размер факторинговой комиссии ОАО «Номос Банк» представлен в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Факторинговая комиссия ОАО «Номос Банк»

Комиссионный сбор за обработку поставки, руб.

Плата за  факторинговое  обслуживание от суммы счет-фактуры, %

Проценты за предоставление денежных средств, %

50

2,5

14,0


 

Банк перечисляет ООО «Дикое озеро» 80 % денежных средств по договору факторинга 761,36 тыс. руб. (951,7 × 80 %).

Сумма вознаграждения банка по договору равна 2,5 % размера переданного требования, что составило 23,79 тыс. руб. (951,7 × 2,5 %).

Сумма за предоставление денежных средств составит 133,24 тыс. руб. (951,7 × 14,0 %).

Общая сумма факторинговой комиссии составит 157,08 тыс. руб.: 50 руб. + 23790 руб. + 133240 руб.

После оплаты услуг должниками банк перечислит ООО «Дикое озеро» оставшиеся 20 % за минусом факторинговой комиссии в сумме 33,31 тыс. руб. (951,7 – 761,36 – 157,03).

Информация о работе Анализ заемного капитала