Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 202.43 Кб (Скачать файл)

     Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции  Российской Федерации» [4] детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения  последнего законодательными органами субъектов Федерации, а также  порядок опубликования закона и  вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс  рассмотрения закона в субъектах  Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его  принятия.

     Результаты  рассмотрения устанавливает Совет  Федерации. Если закон не получит  одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через  один год. Федеральный закон предусматривает  участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах  Федерации, и в соответствующих  случаях вопрос о результатах  пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом. Закон РФ о поправке к Конституции  получает наименование, отражающее суть данной поправки.

     После одобрения обеими палатами закона о  поправке Председатель Совета Федерации  опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения  палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил  в силу. Только после одобрения  закона органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации  Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст Конституции и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

     Положения Конституции 1993 г. об изменениях относятся  только к нормам ст.65, определяющий состав Российской Федерации. Ст.137 Конституции, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования  в ее составе нового субъекта; изменения  конституционно-правового статуса  субъекта Российской Федерации и  изменения наименования субъекта.

     Ч.1 ст.137 Конституции РФ гласит, что  изменения в ст.65 Конституции  РФ, предусматривающие принятие в  Российскую Федерацию нового субъекта или образование в ее составе  нового субъекта Федерации, а также  изменение конституционно-правового  статуса действующего субъекта Федерации, вносится на основании федеральных  конституционных законов. Особенности  принятия таких федеральных конституционных  законов установлены Федеральным  конституционным законом «О порядке  принятия в Российскую Федерацию  и образования в ее составе  нового субъекта Российской Федерации» [2].

     Следует учесть, что подобные изменения не затрагивают содержательных положений  норм Конституции, имеющих регулирующее значение.

     Что касается изменения наименования субъекта (ч.2 ст.137), то этот вопрос относится  к исключительным полномочиям самого субъекта. По запросу Государственной  Думы о толковании ч.2 ст.137 Конституционный  Суд РФ в своем постановлении  определил, что новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции  указом Президента РФ. Однако Конституционный  Суд определил, что изменение  наименования субъекта в рамках ч.2 ст.137 не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и  гражданина. 
 

     Статья 77

     1. Система органов государственной  власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов устанавливается субъектами  Российской Федерации самостоятельно  в соответствии с основами  конституционного строя Российской  Федерации и общими принципами  организации представительных и  исполнительных органов государственной  власти, установленными федеральным  законом. 

     2. В пределах ведения Российской  Федерации и полномочий Российской  Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации образуют единую систему  исполнительной власти в Российской  Федерации. 

     Статья 78

     1. Федеральные органы исполнительной  власти для осуществления своих  полномочий могут создавать свои  территориальные органы и назначать  соответствующих должностных лиц. 

     2. Федеральные органы исполнительной  власти по соглашению с органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации могут передавать  им осуществление части своих  полномочий, если это не противоречит  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам. 

     3. Органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  по соглашению с федеральными  органами исполнительной власти  могут передавать им осуществление  части своих полномочий.

     4. Президент Российской Федерации  и Правительство Российской Федерации  обеспечивают в соответствии  с Конституцией Российской Федерации  осуществление полномочий федеральной  государственной власти на всей  территории Российской Федерации. 

     Статья 79

     Российская  Федерация может участвовать  в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения  прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

     1. В совместном ведении Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации находятся: 

     а) обеспечение соответствия конституций  и законов республик, уставов, законов  и иных нормативных правовых актов  краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

     б) защита прав и свобод человека и  гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

     в) вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами;

     г) разграничение государственной  собственности;

     д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности; особо охраняемые природные  территории; охрана памятников истории  и культуры;

     е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

     ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства  и детства; социальная защита, включая  социальное обеспечение;

     з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

     и) установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации;

     к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

     л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

     м) защита исконной среды обитания и  традиционного образа жизни малочисленных  этнических общностей;

     н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

     о) координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации, выполнение международных  договоров Российской Федерации.

      

     36Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации

     СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что С.о.г.в.с. РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Кроме того, конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Соответственно в такую систему входят: президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор края, области (в отдельных республиках нет единоличного главы государства); законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация), а также судебные органы, представленные мировыми судьями. В ряде субъектов РФ (республик) статус судебных органов расходится с тем статусом, который определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации". Так, в ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) судебные органы выведены из судебной системы РФ. Конституция Башкортостана устанавливает, что суды подчиняются только закону и Конституции Республики Башкортостан. Почти во всех республиках учреждены конституционные суды, именуемые высшими органами государственной власти республики по защите ее конституционного строя (в Адыгее такой суд именуется Конституционной палатой, в Татарстане и Северной Осетии — Алании это комитеты конституционного контроля). Поскольку конституции республик были приняты до вступления в действие указанного выше Федерального закона, то нормы республиканских конституций, противоречащие данному Закону, должны быть в установленном порядке признаны неконституционными. 

     37Понятие законодательного процесса 

     Прежде  чем переходить непосредственно  к обсуждению стадий законодательного процесса необходимо рассмотреть понятие  законодательного процесса, его отличительные  особенности и правовое регулирование  в Российской Федерации, а также  назвать его необходимые стадии. В современной российской юридической  литературе сложилось устойчивое определение  законодательного процесса. Приведу  одну такую достаточно исчерпывающую  формулировку. "Законодательный  процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми  актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, и законов  принятия, опубликования и вступления в действие". [1]

     Законодательный процесс в России регулируют Конституция  Российской Федерации, регламенты палат  Федерального Собрания[2] Российской Федерации, федеральный закон от 14 июня 1994г." О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации"[3], федеральный закон от 24 июня 1999г " О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"[4] и иные федеральные законы. Конституция Российской Федерации характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст.94), в соответствии, с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Только Федеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обуславливает его активную роль в политическом и законодательном процессе. Однако роль палат в законотворчестве неодинакова. В Конституции (ч.1 ст.105) говориться о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой Российской Федерации. Такой подход соответствует мировой практике: в двухпалатном парламенте основная законодательная деятельность возлагается на палату образуемую, на основе всеобщих прямых выборов. В мировой практике существуют два способа принятия законов - законодательным органом или путем референдума. Наибольшую научную разработку получило такое понятие законодательного процесса, в котором закон принимается законодательным органом.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"