Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 202.43 Кб (Скачать файл)

     Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

  1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  2. суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
  3. государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
  4. федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
  6. Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  7. установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);
  8. идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
  9. Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).
 

     Конституция Российской Федерации была принята  12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому соответствующий референдум, мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ, согласно ст. 9 упомянутого закона[2]. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. 

     Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции  РФ

     Порядок принятия Конституции РФ определялся  Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции  РФ» от 15 октября 1993 г. [5].

     В соответствии с этим Указом процедура  принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании  по проекту Конституции РФ.

     Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные  с его проведением. Причем эта  совокупность складывалась из двух четко  выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, на основе которых оно  осуществлялось.

     Принципы  устанавливали: как и каким путем  должно проводиться это голосование, кому принадлежит право участия  в нем и кто не может быть субъектом голосования. В соответствии со ст.2 Положения всенародное голосование  объявлялось всеобщим и равным, проводилось  путем тайного голосования. Правом участия в нем наделялись все  граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его были лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему  в законную силу приговору.

     Вторая  группа охватывала нормы права, которые  наполняли указанные принципы конкретным содержанием, устанавливала порядок  проведения всенародного голосования.

     В соответствии с Положением о всенародном  голосовании по проекту Конституции  РФ его проведение включало в себя:

     · возложение функции по организации  и проведению всенародного голосования  на соответствующие избирательные  комиссии;

     · наделение избирательных участков полномочиями по проведению всенародного голосования;

     · определение порядка и сроков проведения агитации;

     · установление образца бюллетеня  для всенародного голосования и  определения его результатов [18, с.73].

     Систему избирательных комиссий, на которых  были возложены функции проведения всенародного голосования, возглавляла  Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.

     Центральная избирательная комиссия была призвана:

     · давать разъяснения о порядке  применения Положения о всенародном  голосовании по проекту новой  Конституции;

     · рассматривать заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимать  по ним решения;

     · в случаях, предусмотренных Положением о всенародном голосовании, издавать инструкции и иные акты по вопросам организации всенародного голосования;

     · осуществлять контроль за законностью  проведения всенародного голосования;

     · распределять выделенные из бюджета  Российской Федерации на финансирование всенародного голосования средства и контролировать их целевое использование;

     · рассматривать вопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведения всенародного голосования;

     · устанавливать результаты всенародного голосования в целом по России и публиковать их в печати.

     Участковые  избирательные комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием. Определяли его результаты по участку  и сообщали сведения в окружную избирательную  комиссию.

     Согласно  ст.14 Положения о всенародном  голосовании как гражданам, так  и общественным объединениям предоставлялось  право беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проекта новой  Конституции.

     По  итогам всенародного голосования участковые избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывалось  общее число избирателей, число  неиспользованных бюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительных голосов.

     Окружные  избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывались  те же сведения, что и в протоколе  участковых избирательных комиссий.

     Центральная избирательная комиссия производила  подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования на всей территории Российской Федерации, и после этого  сведения должны были публиковаться  в официальном органе.

     В силу самой природы конституции  ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Изменения в  ней должны требовать серьезного обоснования. Поэтому в большинстве  стран мира действует усложненный  порядок изменения конституции.

     Советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное  большинство голосов депутатов  высшего представительного органа.

     Прежняя российская Конституция закрепляла, что для принятия ее изменений  и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных  народных депутатов РФ. Только при  изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами Федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой  Конституции не устанавливался, и  Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к  исключительной компетенции Съезда народных депутатов России.

     Такой упрощенный порядок изменения в  совокупности с политическими факторами  нарушал стабильность Конституции  и привел к тому, что в прежнюю  Конституцию РФ было внесено за короткий период около 350 поправок.

     Учтя  предшествующий отечественный опыт, нормативные установления конституции  зарубежных демократических государств и укрепляя конституционную стабильность, действующая Конституция внесла в рассматриваемый процесс существенные изменения.

     Прежде  всего, Конституция 1993 г. применяет  новую терминологию - вводятся понятия  «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней.

     Посвященная этому глава 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Она содержит четыре статьи - 134-137 [1].

     В ст.134 впервые в конституционном  акте введена новая норма, устанавливающая  перечень субъектов, которые могут  инициировать процесс пересмотра Конституции  и внесения в нее поправок [1]. В  прежней Конституции вопрос о  таки субъектах не регламентировался.

     Теперь  предложение о поправках и  пересмотре положений Конституции  могут вносить Президент РФ, Совет  Федерации, Государственная Дума, Правительства  РФ, законодательные органы субъектов  Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы.

     Круг  субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст.104 Конституции  определен в качестве субъектов  законодательной инициативы. Это  вполне правомерное ограничение  вытекает из различий конституционного и текущего законодательства. Анализ главы 9 показывает, что в Конституции  предусмотрены три различных  режима внесения новых положений  в ее текст: пересмотр, поправки и  изменения в ст.65.

     Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст.135 Конституции. Пересмотр связан с  изменением положений глав 1, 2 и 9: «Основы  конституционного строя», «Права и  свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр  Конституции». Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным  Собранием.

     В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания права принимать новую Конституцию  означает, что утверждена новая концепция  установления конституции особой, учредительной  властью, а не обычной законодательной  властью. Однако законодательный орган  не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции.

     Ст.135 предусматривает, что предложение  о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки 3/5 от общего числа членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы. Только при этом условии в  соответствии с федеральным конституционным  законом созывается Конституционное  Собрание.

     Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с  решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции.

     В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает  проект новой Конституции и принимает  его 2/3 голосов от общего числа его  членов или выносит на всенародное  голосование. При проведении референдума  Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более  половины избирателей, принявших участие  в голосовании, при условии, что  в нем приняло участие более  половины избирателей.

     Поправки  в соответствии с действующей  Конституцией допускаются только к  главе 3-8 (ст.136) [1]. Они принимаются  в порядке, предусмотренном для  принятия федерального конституционного закона. Конституция закрепляет в  качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее  чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о  поправке к Конституции РФ. Такое  толкование ст.136 о форме правового  акта дано в постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном постановлении  отмечалось также, что Федеральное  Собрание может определить в федеральном  законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный  закон был принят в 1998 году.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"