Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право"

Вложенные файлы: 1 файл

админ право.docx

— 35.47 Кб (Скачать файл)

Административная ответственность  характеризуется тем, что нормативным  основанием ее наступления является: КоАП Украины ( КОДЕКС УКРАИНЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ), как основной законодательный акт, устанавливающий административную ответственность, другие кодексы: Таможенный, Воздушный, а также отдельные Законы: «О борьбе с коррупцией», «Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине», «О защите от недобросовестной конкуренции», «О рекламе» и др. Данной чертой административная ответственность отличается от уголовной, нормативной базой которой является только УК Украины.

Фактическим основанием административной ответственности выступает административный проступок, понятие, признаки и состав которого закреплены в КоАП Украины.

Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, применяется  государственными органами и их должностными лицами к неподчиненным им по службе нарушителям (работник ГАИ — водитель транспортного средства).

Субъектами административной ответственности  могут быть как индивидуальные (физические) лица: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, так и коллективные (юридические) лица: предприятия, учреждения, организации, филиалы, представительства, общественные организации, политические партии.

Правом применения административной ответственности наделен достаточно широкий круг государственных органов  и должностных лиц.

Привлечение к административной ответственности  не влечет за собой судимости и  увольнения с работы. Относительно последнего необходимо отметить, что  применение такого взыскания, как лишение  на три года права управлять транспортным средством, может быть основанием для  увольнения с работы в том случае, если данное лицо невозможно перевести  на другую работу.

Административная ответственность  характеризуется особым порядком ее применения, которому присущи простота, оперативность и экономичность  в отличие от уголовного и гражданского процессуального порядка.

В административной науке принято  выделять три основания административной ответственности: нормативное, фактическое  и процессуальное.

Нормативное основание — это  система норм, закрепляющих составы  административных проступков, систему  административных взысканий; круг субъектов, наделенных правом применять административные взыскания и процедуру привлечения  к административной ответственности. Основным нормативным актом об административной ответственности является КоАП Украины.

Фактическим основанием административной ответственности является административный проступок 

Процессуальным основанием административной ответственности является акт компетентного  органа о наложении конкретного  административного взыскания за конкретный административный проступок  на конкретное виновное лицо.

Следует иметь в виду, что для  наступления административной ответственности  необходимо, чтобы имели место  все три основания и именно в такой последовательности.

 

Действующее административное законодательство предусматривает не только основания  наступления административной ответственности, но и обстоятельства, которые ее исключают. В соответствии со статьей 17 КоАП такими обстоятельствами являются состояние невменяемости, необходимая  оборона и крайняя необходимость.

Следует отметить, что действующее  административное законодательство не закрепляет определения понятия  невменяемости, а только в статье 20 КоАП раскрывает его сущность.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от оснований прекращения производства по делам об административных проступках, предусмотренных статьей 247 КоАП.

5. Понятие и состав административного правонарушения

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения  и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

Состав административного правонарушения состоит из четырех составляющих:

  • объект - соответствующие общественные отношения, на нормальное функционирование которых посягает правонарушение(обычно - безопасность дорожного движения),
  • объективная сторона - конкретные действия, нарушающие установленные правила,
  • субъект - конкретное вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет,
  • субъективная сторона - отношение лица к совершенному им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности.

Здесь следует обратить внимание, что состав правонарушения является не просто какой-то теорией или чем-то формальным. Знание его структуры  очень важно для правильного  определения в конечном счете, является деяние правонарушением или нет.

6. Виды Административного  взыскания 

Административное взыскание  — это форма реагирования органов государственного управления на нарушение той или иной административно-правовой нормы в виде применения к нарушителю административного принуждения.

Они применяются с целью воспитания лица, совершившего административное нарушение, в духе соблюдения законов, уважения правил общественного общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

виды административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; конфискация денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); исправительные работы; административный арест.

Законодательством Украины может  быть предусмотрено административное выдворение за пределы Украины иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное или  основное и дополнительное взыскание.

Предупреждение есть прежде всего мерой воспитательного характера, применяемой к нарушителям административно-правовых норм. Предупреждение выносится в письменной форме. Однако в предусмотренных законодательством случаях оно фиксируется и другим установленным способом.

Предупреждение, как и другие виды административных взысканий, оказывает желаемое воздействие  на нарушителя только в том случае, если применяется незамедлительно  после совершения административного  проступка.

Этот вид  взыскания отличается от устного  предупреждения тем, что последнее  применяется при незначительных правонарушениях, имеет, как правило, воспитательно-предупредительный характер и не влечет за собой негативных юридических последствий, существующих при предупреждении.

  • Штраф — это административное взыскание денежного характера, налагаемое на граждан за административные правонарушения. При необходимости усиления ответственности за отдельные виды административных правонарушений законодательными актами Украины может быть установлен повышенный размер штрафа.

Штрафы устанавливаются в не облагаемых налогом минимумах доходов  граждан.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, заключается в принудительном изъятии  и последующей реализации данного  предмета с передачей вырученной суммы бывшему владельцу с  удержанием затрат по реализации.

Порядок применения возмездного  изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются КоАП Украины. Кодексом, в частности, предусмотрено возмездное изъятие за нарушение правил перевозки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте (ч. 3 ст. 133); за нарушение правил хранения, ношения или перевозки огнестрельного, холодного или пневматического оружия и боеприпасов гражданами, имеющими разрешение органов внутренних дел на их хранение (ч. 1 ст. 191); за уклонение от реализации огнестрельного, Конфискация предметов, а также денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения, — это вид имущественного административного взыскания. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета или денег в собственность государства. Конфискуется только тот предмет или те деньги, которые находятся в личной собственности нарушителя, если другое не предусмотрено законом.

Лишение специальных прав применяется к гражда-нам, обязанным строго придерживаться правил и норм, которые охватываются сферой действия предоставленных им специальных прав (право на управления транспортными средствами и право охоты). Такие права предоставляются соответствующими государственными органами, подтверждаются документом, который и является юридическим основанием для их осуществления. Суть этого взыскания в том, что правонарушитель по по-становлению уполномоченного на то органа может быть лишен такого права на срок до трех лет в случае грубого или систематического нарушения порядка пользования этим правом.

Вопросом лишения специальных  прав занимаются:

органы внутренних дел Украины, органы Министерст-ва обороны Украины, органы речного транспорта и др.

Лишения права управления транспортными  средствами не может применяться  к лицам, которые пользуются этими  средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортными средствами инвалидами в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения. Эта мера административного взыскания также  не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования, то есть такие  лица не лишаются права охоты, к ним  применяются другие виды взысканий, например штраф.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отчислением 20% заработка и пенсии в доход государства и отбываются по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение наказанных исправительными работами, выполняется не одноразово, а периодично на протяжении срока, установленного постановлением судьи.

Исправительные работы назначаются  за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку наркотических  средств или психотропных веществ  без цели сбыта в небольших  количествах , мелкое хищение государственного или коллективного имущества , мелкое хулиганство и др.

Административный арест устанавливается и применяется в исключительных случаях и за отдельные виды административных правонарушений сроком до пятнадцати суток. Назначается лишь по постановлению районного (городского) суда (судьи) в том случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, судья придет к выводу, что других видов взыскания будет недостаточно.

Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрено  применение административного ареста за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку наркотических  веществ без цели сбыта в небольших  размерах (ч. 1 ст. 44 КоАП), мелкое хулиганство (ст. 173 КоАП), за распитие спиртных напитков в общественных местах и появление  в таких местах в пьяном виде (ч. 3 ст. 178 КоАП), за злостное неподчинение законному распоряжению или требо-ванию работника милиции, члена общественного формирования по охране порядка, военнослужащего или за их оскорбление (ст. 185 КоАП) и др.

Суть данного вида административного  взыскания состоит в том, что  лица, подлежащие аресту, лишаются свободы  на срок до 15-ти суток, находятся в  спецприемниках для административно  арестованных и выполняют физическую работу; при этом заработная плата  им не выплачивается, а наоборот, они  должны оплатить стоимость своего содержания, питания, охраны.

Административный арест не влечет за собой увольнения с работы, не прерывает трудовой стаж. Этот вид  взыскания не может применяться  к беременным женщинам, женщинам, имеющих  детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего  возраста, к инвалидам I и II групп.

Выдворение за пределы  Украины применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства в связи с их действиями, противоречащими интересам государственной безопасности или правопорядка, если это необходимо для охраны здоровья и морали населения, защиты прав и законных интересов граждан Украины, в случае грубого нарушения законодательства о правовом положении иностранных граждан в Украине, таможенного, валютного и другого действующего законодательства.

В случае уклонения от выполнения решения о выдворении такое лицо по санкции прокурора задерживается и выдворяется в принудительном порядке.

7.Административная ответственность  несовершеннолетних 

За совершение административных правонарушений к несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет применяются согласно ст. 241 такие меры воздействия:

  1. обязательство публично или в другой форме попросить извинение у потерпевшего.
  2. предупреждение
  3. выговор или строгий выговор

Постановление об объявлении выговора направляется по месту учебы или работы подростка. Данная мера воздействия действует  в течение 1 года, она считается  снятой, если в течение этого срока  не совершено нового правонарушения;

  1. передача несовершеннолетних под надзор родителям или лицам, их заменяющих, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.

Комиссия  сама проявляет инициативу в поиске и выборе организаций или граждан, которые смогли бы обеспечить перевоспитание несовершеннолетних;

  1. возложение обязанности возместить причиненный ущерб или своим трудом устранить его. Эта мера может применяться к несовершеннолетним, имеющим свой заработок (стипендию), и если сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда;
  2. наложение штрафа также возможно только в отношении работающих подростков;
  3. направление в профессионально-техническое училище. Самая серьезная мера воздействия. Она применяется в случаях систематического совершения правонарушения, когда административному проступку предшествовали другие общественно опасные деяния, нарушения общественного порядка, применялись другие меры воздействия, которые не возымели действия. В специальных школах несовершеннолетние могут содержаться до достижения 15 лет, а в специальных ПТУ – до 18 лет. Несовершеннолетние находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях до исправления, но не более 3 лет. Учащиеся специальных школ, достигшие 15 лет, но не исправившие своего поведения, комиссией по делам несовершеннолетних по месту нахождения таких школ могут быть направлены в специальные ПТУ. Вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания несовершеннолетнего в специальных учебных заведениях и лечебно-воспитательных учреждениях периодически, но не реже 1 раза в год, рассматривается комиссиями. Указанная мера может применяться условно с годичным испытательным сроком.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"