Административный процесс и административное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Государственно- управленческая деятельность, через которую реализуется исполнительная власть, имеет процессуальную форму. С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Деятельность по реализации материально- административных норм можно рассматривать в качестве административного процесса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Административный процесс в системе иных видов юрисдикционного процесса 5
Глава 2 . Административное производство 12
2.1. Классификация административных производств 12
2.2. Производство по делам об административных правонарушениях 12
2.2.1. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 15
2.2.2. Участники производства 15
2.2.3. Доказательства 17
2.2.4. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 19
2.2.5. Возбуждение административного дела 19
2.2.6. Рассмотрение дела 22
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Правовая природа процесса (гражданского, уголовного и административного) выражается прежде всего в его социальном назначении, в том чтобы обеспечить реализацию материальных норм различных отраслей права. Каждый вид процесса представляет собой порядок последовательно осуществляемых действий, имеющих своей целью практическое претворение в жизнь норм материального права.

Однако одной юридической цели ещё не достаточно для полной характеристики правовой природы процесса. Поскольку любой вид процесса предназначен для реализации социальных правил, установленных государством, - материальных правовых норм, постольку он может быть только юридическим порядком, ибо иначе реализовать правовую норму не возможно. Не трудно заметить, что сам процессуальный порядок деятельности устанавливается и регулируется при помощи специальных юридических правил - процессуальных норм право - гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и административно-процессуальных.

В-четвертых, принципиальное значение имеет и то, что все разновидности процесса представляют собой юридически результативную деятельность, посредством которой только и может быть достигнут, требуемый в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел, юридический результат. 

        Таким образом, административный процесс следует рассматривать как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительно-распорядительными органами (а в предусмотренных законом случаях и другими субъектами), как деятельность, в ходе осуществления которой возникают общественные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Характерные черты административного  процесса состоят в следующем:

  1. Административный процесс связан с государственным управлением в узком смысле. Однако, в содержание административного процесса включается не вся управленческая деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, а лишь её чисто юридические виды, реализуемые в правовых форма;
  2. Административный процесс связан с материальным административным правом. Эта связь выражается в том, что в ходе реализации задач административного процесса, происходит разрешение индивидуально конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. Решить индивидуально конкретное дело - значит применить соответствующую норму материального права к данному случаю, возможность возникновения которого предусматривается этой нормой. Применение норм административного права - очень многообразная и обширная деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти и некоторых иных полномочных органов. Она охватывает все категории индивидуально конкретных дел, которые входят в компетенцию названных органов, независимо от их отраслевой принадлежности. Иными словами, административный процесс осуществляется там, где у компетентного органа государственного управления возникает необходимость решить индивидуальное дело,  урегулировать конкретное отношение управленческого характера, получить юридический результат. Следовательно административный процесс одновременно является выражением управленческой деятельности органов государственной власти и формой реализации норм административного права.
  3. Применение норм административного права осуществляется в порядке, урегулированном нормами административного права. В соответствии с этими нормами органы государственного управления разрешают подведомственные им дела. Например, административно-процессуальные нормы регулируют порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, порядок разрешения организационных дел в аппарате управления, порядок применения мер административных взысканий и др.
  4. Административный процесс - это не только определённая процедура применения соответствующих норм права в сфере государственного управления, но и деятельность, в ходе которой возникают отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права. Под воздействием этих норм названные отношения приобретают характер административно-процессуальных правоотношений.

Таким образом, административный процесс, подобно процессам гражданскому и уголовному, состоит из двух элементов, в равной степени регулируемых нормами административно-процессуального права - деятельности органов государственного управления по разрешению подведомственных дел и отношений между участниками этой деятельности. 5

Для более полной характеристики административного  процесса необходимо произвести сравнение его с гражданским и уголовным процессами.

      Общность между тремя видами процесса состоит в их юридической природе, а также в их сущности. То есть каждый вид процесса урегулирован соответствующими процессуальными нормами и является порядком реализации материальных норм различных отраслей права.

Различия же состоят в следующем:

  • административный процесс представляет собой юридическую часть управленческой деятельности, а следовательно, он обладает специфическим содержанием;
  • административный процесс отличается своими задачами, среди которых правоохранительные функции занимают подчинённое положение, тогда как именно эти функции составляют главную задачу гражданского и уголовного процессов;
  • административный процесс в значительной мере связан с правотворческой деятельностью компетентных органов государственного управления, в отличии от него уголовный и гражданский процессы реализуют исключительно правоприменительные функции;
  • для административного процесса характерно параллельное расположение составляющих его производств., что далеко не всегда требует второй инстанции, существование которой обязательно для уголовного и гражданского процессов;
  • и, наконец, административный процесс осуществляется исполнительно-распорядительными органами власти, тогда как гражданский и уголовный процессы осуществляются судебными органами.

Отграничение административного  процесса от гражданского и уголовного процессов может быть проведено и по другим признакам, например, по способам и приёмам, используемым в ходе рассмотрения подведомственных дел и т. д.

 

 

Глава 2 . Административное производство

2.1. Классификация административных  производств

 

Различия между производствами проводятся как по субъекту осуществления  юрисдикционных полномочий, так и  по предмету (объекту).

Можно выделить следующие виды административного  производства6:

  • производство по делам об административных правонарушениях,
  • производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан,
  • дисциплинарное производство,
  • согласительное производство.

Все виды данных производств осуществляются в сфере государственного управления  и  представляют  собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел. Каждый вид производств осуществляется преимущественно исполнительно-распорядительными органами государственной власти. И лишь некоторые группы дел в соответственных случаях, предусмотренных законом, разрешают иные государственные органы, их должностные лица, а также общественные организации. Общественные отношения, возникающие в ходе осуществления каждого вида производства, регулируются административно-процессуальными нормами.

В наибольшей степени урегулировано производство по делам об административных правонарушениях. В меньшей степени это относится к дисциплинарному производству, а также к производству по жалобам. Согласительное производство новое и пока еще не регламентированное явление административно- юрисдикционного характера.

2.2. Производство по делам об  административных правонарушениях

 

Задачами законодательства об административных правонарушениях  являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно  урегулировано нормами материального и процессуального административного права. Основным правовым актом законодательного характера является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Установленный КоАП порядок административного  производства предусматривает ряд общих исходных позиций, которыми руководствуются органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел.

Так, предусмотрено, что производство осуществляется на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения и по месту производства по нему.

Производство ведется на государственном  языке Российской Федерации либо на государственном языке республики, на территории которой находится  орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного  правонарушения;

2) отсутствие состава административного  правонарушения, в том числе недостижение  физическим лицом на момент  совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии  крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если  такой акт устраняет применение  административного наказания;

5) отмена закона, установившего  административную ответственность;

6) истечение сроков давности  привлечения к административной  ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в  отношении которого ведется производство  по делу об административном  правонарушении.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный  штраф;

3) возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения;

4) конфискация  орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6) административный  арест;

7) административное  выдворение за пределы Российской  Федерации иностранного гражданина  или лица без гражданства;

Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

Необходимо учитывать, что административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации).

К ведению Российской Федерации  в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений  и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов  административных наказаний и  правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по  делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений  о назначении административных  наказаний.

2.2.1. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

 

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются  в пределах компетенции, установленной  главой 23 КоАП:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной  власти, их учреждениями, структурными  подразделениями и территориальными  органами, а также иными государственными  органами, уполномоченными на то  исходя из задач и функций,  возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов  Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних  и защите их прав;

3) уполномоченными органами и  учреждениями органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Административный процесс и административное производство