Административный процесс и административное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Государственно- управленческая деятельность, через которую реализуется исполнительная власть, имеет процессуальную форму. С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Деятельность по реализации материально- административных норм можно рассматривать в качестве административного процесса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Административный процесс в системе иных видов юрисдикционного процесса 5
Глава 2 . Административное производство 12
2.1. Классификация административных производств 12
2.2. Производство по делам об административных правонарушениях 12
2.2.1. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 15
2.2.2. Участники производства 15
2.2.3. Доказательства 17
2.2.4. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 19
2.2.5. Возбуждение административного дела 19
2.2.6. Рассмотрение дела 22
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

2.2.2. Участники производства

 

К участниками производства относятся:

  • Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • Потерпевший. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред;
  • Законные представители физического лица;
  • Законные представители юридического лица;
  • Защитник и представитель;
  • Свидетель;
  • Понятой;
  • Специалист. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств;
  • Эксперт. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения;
  • Переводчик;
  • Прокурор.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя  не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных  органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

Также к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Допускается отвод лиц, участвующих в процессе, при наличии  определенных обстоятельств. Заявление  о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в  производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

2.2.3. Доказательства

 

КоАП Российской Федерации  значительное внимание уделяет предмету доказывания, доказательствам в  производстве по делам об административных правонарушениях и их оценке. В  этом смысле внимания заслуживает прежде всего перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу о правонарушении. В их числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность; виновность физического лица в совершении право нарушения; обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинение правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу, причины и условия совершения правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические  данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами.

Объяснения лица, в  отношении которого ведется производство, показания потерпевшего и свидетеля  — имеющие отношение к делу сведения, сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Они  отражаются в протоколе об административном правонарушении или о применении меры обеспечения производства, в протоколе рассмотрения дела, а при необходимости — оформляются протоколом и приобщаются к делу.

Экспертиза назначается  определением судьи, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело. В определении указываются: основания для назначения экспертизы; данные об эксперте или наименование учреждения, в котором проводится экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. С определением необходимо ознакомить лицо, в отношении которого ведется производство, а также потерпевшего, разъяснить им права (заявление отвода эксперту, просьба о назначении в качестве экспертов указанных ими лиц, постановка вопросов для заключения эксперта). Экспертное заключение дается в письменной форме от имени эксперта. В нем указывается, кем и на каком основании производилось исследование, его содержание, полученные выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Заключение эксперта не является обязательным для лица или органа, рассматривающего дело, однако, несогласие с заключнием должно быть мотивировано.

Взятие проб и образцов. Должностное  лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол.

Вещественные доказательства — предметы, явившиеся орудидием  или непосредственным объектом административного  правонарушения, либо сохранившие на себе его следы. В необходимых  случаях они фотографируются или фиксируются иным способом и приобщаются к делу. О наличии вещественных доказательств производится запись в протоколе об административном правонарушении или ином протоколе. Сохранность этих доказательств до разрешения дела по существу обеспечивается судьей, органом (должностным лицом), в производстве которых находится дело. Ими принимается также решение о судьбе доказательств по окончании рассмотрения дела.

Иные документы, признаются доказательствами, если сведения изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме (материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, данные специальных технических средств, содержащиеся на носителях). Сохранность их обеспечивается в том же порядке, что и сохранность вещественных доказательств. Документы, о которых идет речь, являются вещественными доказательствами, если они обладают признаками последних. Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, вправе вынести определение об истребовании дополнительных сведений, необходимых для разрешения дела. Эти сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения требования, а при совершении правонарушения, влекущего административный арест, — незамедлительно. При невозможности представления сведений судья, орган, вынесшие определение должны получить уведомление об этом в трехдневный срок и в письменной форме.

Показания специальных технических средств – показания измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении.

Оценка доказательств  осуществляется судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, ведущими производство, по своему внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

2.2.4. Меры обеспечения производства  по делу об административном  правонарушении

 

КоАП Российской Федерации  предусмотрены следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей,  досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому  лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления  транспортным средством соответствующего  вида;

6) медицинское освидетельствование  на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных  средств и иных вещей;

9) привод.

2.2.5. Возбуждение административного  дела

 

КоАП Российской Федерации особо  выделяет несколько его стадий (этапов), в рамках которых наиболее отчетливо  выделяются особенности этого вида административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера. Это — возбуждение дела об административном правонарушении, его рассмотрение, пересмотр постановления по делу. Каждая из этих стадий (этапов) имеет процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах. Фактически именно в них проявляется собственно административное производство.

Следует различать поводы и основания  такого возбуждения, являющегося начальной  стадией производства в собственном смысле слова.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение  уполномоченным должностным лицом  факта совершения административного  правонарушения; материалы, поступившие  из правоохранительных органов, а также  от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения  дела является наличие достаточных  данных, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента  составления протокола о совершении правонарушения или вынесения прокурором постановления о возбуждении  данного дела. Следовательно, свое процессуальное оформление возбуждение дела об административном правонарушении получает в виде составления процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении. Все процессуальные действия, совершаемые до этого момента, предшествуют собственно административному производству, способствуя созданию условий для качественного и эффективного рассмотрения и разрешения возбуждаемого дела.

Протокол об административном правонарушении — документ свидетельствующий (конечно, предположительно) о совершении данного противоправного деяния. Его обязательные реквизиты: дата и место составления; должность и иные данные о лице, составившем протокол; сведения о физическом лице, в отношении которого возбуждено дело; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; место,   время   совершения   и существо административного правонарушения; закон, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснения физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности о чем в протоколе делается отметка. Указанные лица ознакомляются с протоколом, им предоставлена возможность дать свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Протокол подписывается лицом, его составившим, а при наличии понятых, также и ими. Лицам, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему (по его просьбе) вручается под расписку копия протокола немедленно после его составления.

Протокол составляется не во всех случаях. Так, при совершении административного   правонарушения,   влекущего   наложение административного взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется. Предупреждение оформляется, а штраф налагается и взимается уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения. Если лицо оспаривает взыскание, налагаемое на месте, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также при возбуждении дела об административном правонарушении прокурором.

Установлены процессуальные сроки  составления протокола. Общее правило  — немедленно после выявления  факта совершения административного  правонарушения. Если же требуется  дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения. Протокол (постановление прокурора) направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет административный арест, протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления. В случаях, когда протокол составляется неправомочным лицом или в нем содержатся недостатки, судья, орган (должностное лицо) направляет его для исправления в срок не более трех суток со дня его поступления от указанных официальных органов (лиц). Исправленный протокол направляется в: течение суток указанным органам (лицам). При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит постановление о прекращении производства.

Информация о работе Административный процесс и административное производство