Административный процесс и административное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Государственно- управленческая деятельность, через которую реализуется исполнительная власть, имеет процессуальную форму. С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Деятельность по реализации материально- административных норм можно рассматривать в качестве административного процесса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Административный процесс в системе иных видов юрисдикционного процесса 5
Глава 2 . Административное производство 12
2.1. Классификация административных производств 12
2.2. Производство по делам об административных правонарушениях 12
2.2.1. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 15
2.2.2. Участники производства 15
2.2.3. Доказательства 17
2.2.4. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 19
2.2.5. Возбуждение административного дела 19
2.2.6. Рассмотрение дела 22
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: Административное  право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Административный процесс и административное производство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент:

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

В данной работе будут рассмотрены  понятие административного процесса и административного производства, виды административного производства, также наиболее широко будет рассмотрено производство по делам об административных правонарушениях.

Тематика работы выбрана в связи  с тем, что в деятельности отдела государственной регистрации и  учета юридических и физических лиц, в котором я работаю, осуществляется производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.25 КоАП Российской Федерации.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы  Российской  Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права1.

Предмет административного права  достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие  с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения  организационного характера, возникающие в сфере “внутренней” жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи  с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий2.

Государственно- управленческая деятельность, через которую реализуется исполнительная власть, имеет процессуальную форму. С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Деятельность по реализации материально- административных норм можно рассматривать в качестве административного процесса.

Административный процесс в  юрисдикционном смысле своим источником имеет возникающие в сфере  государственного управления специфические  с поры между сторонами регулируемых административно- правовыми нормами  управленческих общественных отношений. Это – споры о праве административном или же административно- правовые споры.

В основе  административно- правовых споров лежат индивидуальные административные дела.

Нормативно урегулированный вид  деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел называется административным производством.

 

 

Глава 1. Административный процесс в системе иных видов  юрисдикционного процесса

 

В литературе по административному праву высказаны различные суждения по поводу терминов “процесс” и “производство”. Так по мнению Салищевой Н.Г., производство - это понятие более широкое, нежели процесс. Она предлагает различать  административное  производство, как процесс  применения административно правовых норм, как процесс деятельности исполнительно-распорядительных органов и административный процесс, как  деятельность  по разрешению споров и применению мер принуждения 3.

Другая точка зрения состоит  в придании названным терминам прямо  противоположных значений. Эта позиция представляется более правильной, ибо она опирается на существующую законодательную практику, касающуюся процессов гражданского и уголовного. Напомним в связи с этим, что, например, гражданско-процессуальный кодекс РФ, регулирующий гражданский процесс, различает в нём несколько производств. Аналогичная картина и с  уголовным процессом, который в соответствии с уголовно - процессуальным кодексом РФ включает ряд производств: производство в суде первой инстанции, производство  в  надзорной инстанции, производство по делам несовершеннолетних и т. д.

Для административного процесса нет  нужды менять содержание понятий “процесс” и “производство”.  Соотношение  названных понятий  в принципе сохраняется как общее и особенное: производство - часть процесса , процесс - есть  совокупность  производств. Таким образом, если производство - это уже деятельность, связанная с разрешением определённой, сравнительно  узкой  группы однородных дел, скажем  дел об  административных  нарушениях.

        Исследование сущности административного процесса у нас началось сравнительно давно,  выходом  в  свет  монографии Салищевой Н. Г. “Административный  процесс  в СССР”. Это была первая крупная работа, в которой автор изложил исходные положения своей концепции о понимании  сущности а также масштабах административного процесса.

В вопросе о понятии и особенностях административного процесса существуют две позиции. Первая - представлена в работах Салищевой Н. Г., Иванова О.В., Пискотина М.И., Самойленко Л.В. и др.,  она   получила   наименование “юрисдикционной концепции” административного процесса. Процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по гражданским и уголовным делам, а в последнее время и по административным делам.

Вторая - проводимая в работах Сорокина В.Д., Манохина В.М., Лунева А.Е., Корнеева А.П. и др., имеет своей целью доказать, что административный процесс не может замыкаться в юрисдикционных рамках, а представляет собой явление более широкого плана.

Рассмотрим кратко сущность этих двух точек зрения. Представители “юрисдикционной концепции” рассматривают административный процесс как “регламентированную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения”. Основной методологический изъян заключается в стремлении построить административный процесс как копию гражданского и уголовного процессов.

Однако юрисдикционную функцию, причем в значительном объеме, повседневно и на различных уровнях системы государственного управления осуществляют исполнительные органы, то есть во внесудебном порядке. Такого рода их действия выражают реализацию одного из составных элементов их административной право- и дееспособности. Это значит, что они осуществляют тем самым административную юрисдикцию. Такого рода юрисдикция, однако, не является главным и определяющим содержание государственно-управленческой деятельности признаком, что характерно для судебных органов. В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, применение при необходимости предусмотренных действующим законодательством мер юридического (государственного) принуждения. Так, в частности поступают судебные органы при рассмотрении правовых споров, давая тем самым основу для понимания реального юридического содержания юрисдикции и юрисдикционной деятельности.

Эти позиции в целом применимы  и для характеристики юрисдикционной деятельности исполнительных органов. В рамках своей управленческой деятельности они в праве, а иногда и обязаны, рассматривать и разрешать административно-правовые споры, самостоятельно оценивать правомерность поведения участников правленческих общественных отношений, применять в необходимых случаях меры административной ответственности. Они совершают при этом действия, совпадающие по своему назначению и характеру с теми, которые осуществляются в рамках судебного процесса или судебной юрисдикции.4

С таким пониманием полностью согласиться  нельзя, ибо при этом игнорируется факт первостепенной важности - органическая теснейшая связь административного процесса с государственным управлением, юридическим выражением которого он является. Поэтому понятие административного процесса необходимо выводить не из уголовного и гражданского процессов, а из особенностей государственного управления.

Другие авторы дают более широкое  толкование понятия административного процесса. Приведём несколько высказываний на этот счёт. По мнению Манохина В.М., административный процесс не только деятельность государственных органов по разрешению индивидуальных дел в сфере государственного управления, но прежде всего порядок реализации административно-правовых норм. Особенностью административного процесса, - считает Бахрах Д.Н., - является то, что он регулирует не только юрисдикционную деятельность по рассмотрению споров и применению принудительных мер, но и реализацию регулятивных норм. С чисто юридической стороны дело обстоит иначе.

Действующее российское законодательство и подзаконные административно-правовые нормы не содержат доброкачественной юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса. Нормативно-правовой материал, существующий в настоящее время, который позволяет объединить любые управленческие действия под эгидой административного процесса; единые правила совершения таких действий в большинстве случаев отсутствуют, хотя значимость их бесспорна. Действительно, должны существовать общие правила, например, разработки административно-правовых актов, как нормативных , так и индивидуальных; единые правила совершения различного рода распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений и прямых предписаний, контрольно-надзорных, разрешительных, регистрационных, координационных и прочих полномочий, реализуемых субъектами исполнительной власти. Конечно, такого рода правила существуют, но они формулируются применительно к конкретным управленческим  действиям конкретных исполнительных органов, причём далеко не во всех случаях. Содержаться они в разрозненных, нескоординированных  правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил. Всё это свидетельство того, что административно-правовое законодательство в совершенном и универсальном варианте пока ещё отсутствует. Практически речь идёт о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Создание на их основе свода (кодекса) - перспективная задача,  прямо связанная с укреплением правовой базы государственно-управленческой деятельности, механизма реализации задач и функций исполнительной власти.

Таким образом, данный вариант административно-процессуальной деятельности можно охарактеризовать как организационно-процедурный. Он важен для правоустановительной и правоприменительной функций, осуществляемых в ходе реализации исполнительной власти. Иначе говоря, он служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата. В силу этого очевиден его широкий диапазон, не позволяющий получить конкретизированное представление о его подлинном содержании, тем более - его типизированное правовое оформление.   

При наличии столь заметно расходящихся суждений об административном процессе, становится необходимым краткий анализ наиболее существенных свойств процесса, как сложного правового явления, объединяющего три составные части, три разновидности – гражданский, административный и уголовный процессы.

Рассмотрим какими же общими свойствами обладает процесс как юридическая  категория.

Во-первых, взятый в целом, процесс  есть определённое выражение государственно-властной деятельности. Иначе говоря, процесс - это специфический способ осуществления государственной власти. Неразрывная связь с государством - таково одно из важнейших свойств процесса. Разумеется, процесс предполагает участие в его осуществлении и общественных организаций, однако основу его составляет деятельность компетентных государственных органов.

Если перейти от общего  к  особенному, то  есть  к  отдельным  видам процесса, то здесь на первый план выступит тесная связь всех трёх видов процесса с такими формами деятельности государства, как правосудие и государственное управление. Связь эта выражается в том, что правосудие как форма деятельности государства реализуется посредством уголовного и гражданского процессов, государственное управление - посредством административного процесса. Форма деятельности государства в данном случае выступает, как явления первичные по отношению к соответствующим разновидностям процесса и, следовательно, особенности этих форм определяют и особенности тех или иных видов процесса.

Во-вторых, процесс это динамическое понятие, во всех случаях означающее деятельность соответственных государственных органов. Каждый вид процесса - гражданский, уголовный, административный - представляет собой деятельность определённых государственно-властных органов, посредством которой  решаются  задачи правосудия и государственного управления. Поскольку задачи названных форм различны, то и способы их осуществления посредством тех или иных видов процесса отличаются определённой спецификой.

В-третьих, основное свойство процесса заключается в том, что это  не любая деятельность, а исключительно  юридическая. Следовательно, имеются основания рассматривать конкретный вид процесса как правовое выражение данной формы деятельности государства.

Информация о работе Административный процесс и административное производство