Административные правонарушения на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование административных правонарушений в области железнодорожного транспорта, а так же рассмотрение их особенностей и проблем.
Цель, объект и актуальность темы обусловили необходимость решения следующих задач:
1.изучить правовые основы административной ответственности в сфере железнодорожного транспорта;
2. рассмотреть понятие правонарушения в области железнодорожного транспорта;
3.проанализировать административно-правовой статус субъекта административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте;
4. исследовать виды правонарушений на железнодорожном транспорте;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия и основание административной ответственности на железнодорожном транспорте………………………………………………….5
1.1. Правовые основы административной ответственности в сфере железнодорожного транспорта…………………………………………………..5
1.2. Понятие правонарушения в области железнодорожного транспорта…….8
1.3. Административно-правовой статус субъекта административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте…….12
Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъекту административного правонарушения в области железнодорожного транспорта………………………………………………………………………23
2.1. Виды правонарушений на железнодорожном транспорте……………….23
2.2. Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте…………………………...26
2.3. Проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте…………………………..29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по административному.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Кафедра «Конституционное и муниципальное право»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Административное право»

На тему: Административные правонарушения на железнодорожном транспорте

 

 

 

 

 

Выполнил студент  гр. 24Ю                  М.А. Медведев

Проверил  к.ю.н                                      Б.П.Носков

 

 

 

 

 

ОРЕЛ 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятия и основание административной ответственности на железнодорожном транспорте………………………………………………….5

1.1. Правовые  основы административной ответственности  в сфере железнодорожного транспорта…………………………………………………..5

1.2. Понятие правонарушения  в области железнодорожного транспорта…….8

1.3. Административно-правовой  статус субъекта административной  ответственности за правонарушения  на железнодорожном транспорте…….12

Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъекту административного  правонарушения в области железнодорожного транспорта………………………………………………………………………23

2.1. Виды правонарушений  на железнодорожном транспорте……………….23

2.2. Механизм  реализации административной ответственности  за правонарушения на железнодорожном транспорте…………………………...26

2.3. Проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения на  железнодорожном транспорте…………………………..29

Заключение……………………………………………………………………...33

Список  использованной литературы………………………………………..35

Приложение …………………………………………………………………… 38

 

Введение

Говоря об актуальности рассмотрения административных правонарушений на железнодорожном транспорте, следует  отметить, что железнодорожный транспорт часто используется населением для передвижения. Поэтому, во-первых, это само по себе представляет интерес для исследования, так как из-за большого количества населения, перевозимого железнодорожным транспортом, совершается большое количество проступков, в том числе и административные правонарушения1. Во-вторых, безопасность железнодорожного транспорта является одной из важных задач для государственного регулирования. Наибольшее число в правовом регулировании безопасности транспорта принадлежит нормам административного права. На их основе осуществляется деятельность государственных органов по организации движения и эксплуатации транспорта, контролю и надзору за ним, применению профилактических мер, а также привлечению виновных к ответственности за нарушение правил, регламентирующих безопасную работу транспорта.

Объектом исследования данной работы являются административные правонарушения в области железнодорожного транспорта, а предметом –особенности, проблемы и специфика административных правонарушений в области железнодорожного транспорта.

Целью данной работы является исследование административных правонарушений в области железнодорожного транспорта, а так же рассмотрение их особенностей и проблем.

Цель, объект и  актуальность темы обусловили необходимость  решения следующих задач:

1.изучить правовые основы административной ответственности в сфере железнодорожного транспорта;

2. рассмотреть понятие правонарушения в области железнодорожного транспорта;

3.проанализировать административно-правовой статус субъекта административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте;

4. исследовать виды правонарушений на железнодорожном транспорте;

5.охарактеризовать особенности механизма реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте;

6.проанализировать проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения на  железнодорожном транспорте.

Методологическую основу курсовой работы составляют современные методы познания, составляющие диалектический метод научного познания, общенаучные и частно научные методы теоретического анализа, такие, как логический и сравнительно-правовой.

Базу исследования составляет обширный круг материалов. В первую группу материалов входят опубликованные нормативно-правовые акты, регулирующие административные правоотношения на железнодорожном транспорте. Прежде всего, это Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Так же в круг материалов по данному исследованию  входят учебники по «Административному праву» таких авторов как профессор А.П. Алехин и профессор С. Н Бочаров и наконец, исследуются монографии на данную тему таких авторов как В. И. Бынкова, Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявского, В. В. Головко, Н. А. Колоколова, А. Г. Авдейко, С. Н. Антонова, И. Л. Бачило, В. А. Вайпана, С. Р. Гладких, А. П. Любимова, Н. М. Конина, Э. Г. Липатова, А. В. Филатовой, С. Е. Чаннова, Ю. Г. Перепелкиной, Ю. В. Степаненко, Ж. М. Хатовой.

 

 

 

Глава 1. Понятия и основание административной ответственности на железнодорожном  транспорте.

 

1.1. Правовые  основы административной ответственности  в сфере железнодорожного транспорта.

«Юридическая сущность административно–правового механизма ответственности организующих, хозяйствующих субъектов и граждан на железнодорожном транспорте» раскрывается понятие административной ответственности за правонарушения совершаемые на железнодорожном транспорте, состав правонарушений и порядок наложения взысканий за их совершение2.

Административная  ответственность за правонарушения совершаемые на железнодорожном  транспорте – является одним из видов административной ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение на железнодорожном транспорте.

Особенность правонарушений совершаемых на железнодорожном транспорте, заключающаяся в том, что вред физическим и юридическим лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации источников повышенной опасности и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий. Многие составы административных правонарушений описаны бланкетными правовыми нормами и для уяснения и толкования, которых необходимо обращение к надлежащим источникам.

Такими источниками  являются:

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Является универсальным нормативно-правовым документом, содержащим общие сведения обо всех административных правонарушениях, в том числе и на железнодорожном транспорте;
  2. ФЗ  от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» №17-ФЗ. Описывает принципы безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, которые представляют собой состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц3;
  3. ФЗ от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации» №18-ФЗ. Содержит положения, в которых прописаны общие правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа.
  4. ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» №69-ФЗ. Содержит положения, в которых прописаны общие правила пожарной безопасности на территории РФ, в том числе и на железнодорожном транспорте;
  5. Постановления Правительства РФ от 21.12. 2004 г. "О государственном пожарном надзоре" N 820. Регламентирует общие положения касательно пожарного надзора на территории РФ, в том числе и на железнодорожном транспорте4;
  6. Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 сентября 2004 г. N НА-54-р(фс) "О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта". Это подзаконный акт, который регламентирует порядок создания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспорте, в том числе и железгодорожном;
  7. Приказ МВД от 14.12.1993 г. «Правила пожарной безопасности в Российской федерации» №536. «Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам» утверждены МПС РФ 27 декабря 1994 г. Этот документ является подзаконным актом, который детализирует положения, содержащиеся в «уставе железнодорожного транспорта в Российской Федерации» касательно правил перевозки багажа, грузов, грузобагажа;
  8. «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» утверждено Приказом МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112. Устанавливают основные требования пожарной безопасности на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта и являются обязательными для исполнения всеми организациями, учреждениями, предприятиями и объединениями  ОАО «РЖД», а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта5;
  9. «Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума» утверждены Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25. Этот документ является подзаконным актом, который детализирует положения, содержащиеся в «уставе железнодорожного транспорта в Российской Федерации» касательно правил перевозки бензина, солярки, метана, бутана и других нефте- и газопродуктов;
  10. «Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте» утверждены Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. N 30. Этот подзаконный акт регламентирует правила оплаты проезда и провоза багажа, правила контроля и надзора, а так же положения, определяющие пассажира безбилетным;
  11. Приказ Федеральной службы по тарифам от 13 декабря 2005 г. "Об установлении плат и сборов за услуги и работы, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, хранением ручной клади, багажа и грузобагажа" N 614-т/2. Регламентирует правила назначения оплаты проезда и провоза багажа.

Это не полный печень всех нормативно-правовых актов, касающихся административной ответственности на железнодорожном транспорте, так он занимает значительный объем и является открытым. Но данные нормативно-правовые акты являются основными документами, на основании которых привлекают к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте.

 

1.2. Понятие  правонарушения в области железнодорожного транспорта.

Административным правонарушением на железнодорожном транспорте признается общественно вредное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного или юридического лица, посягающее на установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядок движения или эксплуатации железнодорожного транспорта, перевоз пассажиров, провоз багажа и других грузов, за которые КоАП или другими нормативно-правовыми актами установлена административная ответственность6.

Административные  правонарушения на железнодорожном транспорте образуются из следующих элементов: объект административного правонарушения, объективная сторона административного правонарушения, субъективная сторона и субъект административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения на железнодорожном транспорте являются те общественные отношения, которые складываются между субъектами в процессе эксплуатации железнодорожного транспорта и которые охраняются мерами административной ответственности. Эти общественные отношения урегулированы административными нормами и обеспеченны санкциями в виде административных наказаний, которые указанны в КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Уставе железнодорожного транспорта и в других законах и подзаконных актах, регулирующих административную ответственность на железнодорожном составе.

Субъектом административного  правонарушения на железнодорожном  транспорте являются физические и юридические  лица.

 В понятие  физического лица входят все  граждане РФ, иностранные граждане  и лица без гражданства, находящиеся на момент совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации. Согласно ст. 2.3 КоАП и ст. 2.8 КоАП все физические лица должны обладать следующими свойствами: достигнуть возраста 16 лет и быть вменяемыми на момент совершения административного правонарушения на железнодорожном транспорте. Данные физические лица могут быть пассажирами, встречающими, машинистами, проводниками, должностными лицами в виде бригадира поезда или диспетчера пути, или другими лицами, находящимися на территории железнодорожного транспорта или структур его обслуживающих.

В понятие юридического лица входят хозяйства, товарищества, предприятия и учреждения, которые  имеют статус юридического лица на момент совершения административного правонарушения на железнодорожном транспорте. Данные организации или предприятия могут владеть или распоряжаться железнодорожным транспортом на праве собственности или оперативного управления, или заниматься его обслуживанием.

Объективной стороной административного правонарушения на железнодорожном транспорте является совокупность признаков, характеризующих внешние проявления данного административного правонарушения. Признаками административного правонарушения на железнодорожном транспорте являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного проступка и конкретные действия виновных лиц. Данные признаки объективной стороны административных правонарушений указываются непосредственно в КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Уставе железнодорожного транспорта и в других законах и подзаконных актах, регулирующих административную ответственность на железнодорожном составе7.

Это могут быть и действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте в виде повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации, и нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, а так же нарушение правил проезда и провоза багажа, и других грузов, и другие административные правонарушения на железнодорожном транспорте8.

Субъективной  стороной административного правонарушения на железнодорожном транспорте является психическое отношение субъекта административного правонарушения на железнодорожном транспорте к совершенному деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 2.2:

Административное правонарушение на железнодорожном транспорте признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное  правонарушение на железнодорожном  транспорте признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть9.

Информация о работе Административные правонарушения на железнодорожном транспорте