Административные правонарушения на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование административных правонарушений в области железнодорожного транспорта, а так же рассмотрение их особенностей и проблем.
Цель, объект и актуальность темы обусловили необходимость решения следующих задач:
1.изучить правовые основы административной ответственности в сфере железнодорожного транспорта;
2. рассмотреть понятие правонарушения в области железнодорожного транспорта;
3.проанализировать административно-правовой статус субъекта административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте;
4. исследовать виды правонарушений на железнодорожном транспорте;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия и основание административной ответственности на железнодорожном транспорте………………………………………………….5
1.1. Правовые основы административной ответственности в сфере железнодорожного транспорта…………………………………………………..5
1.2. Понятие правонарушения в области железнодорожного транспорта…….8
1.3. Административно-правовой статус субъекта административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте…….12
Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъекту административного правонарушения в области железнодорожного транспорта………………………………………………………………………23
2.1. Виды правонарушений на железнодорожном транспорте……………….23
2.2. Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте…………………………...26
2.3. Проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте…………………………..29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по административному.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Так же согласно ст. 23.3 КоАП РФ отдельные должностные лица органов внутренних дел за отдельные правонарушения могут привлекать к административной ответственности за административные правонарушения на железнодорожном транспорте. Такими должностными лицами органов внутренних дел являются:

- начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.11.14, ст. 11.15;

- начальники  линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4,5 ст. 11.1, ст. 11.14, ст. 11.15, ч. 1,2,3 ст.11.17;

- начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4,5 ст. 11.1, ст. 11.14, ст. 11.15, ч. 1,2,3 ст.11.17.

Должностные лица центрального Управления и территориальных  органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных физических лиц к административной ответственности18.

К административной ответственности за административные правонарушения на железнодорожном транспорте могут привлекать и мировые судьи. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17. В случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то он имеет  право привлекать к административной ответственности за нарушение ст. 11.1, ст. 11.17, ст. 11.19.

В случае совершения административного правонарушения лицом, имеющим статус военнослужащего, к административной ответственности такие лица привлекаются судьями военных гарнизонных судов. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.1, ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17, ст. 11.19. Если совершаются административные правонарушения, предусмотренные другими статьями КоАП, то наступает дисциплинарная ответственность.

В случае совершения административного правонарушения несовершеннолетним лицом, его к  административной ответственности  привлекает Комиссия по делам несовершеннолетних, согласно материалам дел, переданных органами или должностными лицами, выявившими это административное правонарушение.

 

2.3 Проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения на  железнодорожном транспорте.

ОАО «РЖД» в  силу своих полномочий и финансовых возможностей принимает меры по обеспечению охраны участков высокоскоростного движения и созданию безопасных условий для пассажиров и иных лиц. В то же время в законодательстве существуют пробелы, которые не позволяют Компании в полной мере обеспечить меры безопасности в области железнодорожных перевозок. Действующее законодательство не позволяет владельцам инфраструктур и перевозчикам осуществлять досмотровые мероприятия, а также ограничивать свободный доступ лиц на объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и прилегающие к ним территории. Нужно внести изменения в законодательство, чтобы осуществлять эти мероприятия на законной основе.

В настоящее  время законодательство не регулирует в достаточной мере вопросы безопасности инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава. В. И. Бынков предлагает установить статус служб безопасности владельцев инфраструктуры и перевозчиков, определив, что ими должны являться штатные подразделения, а также частные охранные предприятия19. Во-вторых, необходимо наделить службы безопасности компаний правами проверки документов у лиц, проходящих в зоны инфраструктуры и подвижной состав, проводить досмотр лиц, изымать у пассажиров, находящихся в контролируемой зоне и подвижном железнодорожном составе, обнаруженные незаконные предметы и вещества и передавать задержанных лиц органам внутренних дел. Соответственно, при отказе пассажира от досмотра договор перевозки должен считаться расторгнутым. Безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта зависит не только от безопасности внутри периметра, но и от режима охраны территорий, прилегающих к объекту инфраструктуры. Поэтому предлагается установить особые территории безопасности, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (или их частей) в целях реализации владельцем такой инфраструктуры мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

ОАО «РЖД» предлагает внести изменения в Федеральный  закон «О транспортной безопасности», предусмотрев частичное финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности из федерального бюджета. Усилить ответственность за правонарушения в сфере транспорта. Усилить ответственность за преступления в сфере транспорта. Необходимо усилить ответственность за нарушения правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта. Предлагаемые изменения касаются безопасности граждан и объектов железнодорожного транспорта на участках движения высокоскоростных поездов. Имеют место случаи непроизводственного травматизма, возникающее вследствие грубого нарушения гражданами правил поведения на железнодорожных путях, а учитывая, что высокоскоростной поезд движется со скорость 200 км/ч и выше, то данные нарушения с высокой степенью вероятности могут привести к летальному исходу. Поэтому предлагается внести дополнения в Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, которые вводят запрет на нахождение граждан в неустановленных местах в зонах движения скоростных (высокоскоростных) поездов, а также проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора.

Еще одной проблемой привлечения к административной ответственности за правонарушения на  железнодорожном транспорте является реализация мер административной ответственности в соответствующей сфере. Здесь недостаточно опираться только на предписания КоАП РФ или закон субъекта Российской Федерации, который устанавливает административную ответственность. Объясняется это тем, что железнодорожные правоотношения являются объектом регулирования значительного количества федеральных законов, а также принятых на их основе подзаконных нормативных правовых актов.  Поэтому, чтобы понять смысл и содержание диспозиции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ,  необходимо обращаться к нормативным предписаниям,  которые находятся в соответствующих нормативных правовых актах.                 

Следует также  учитывать и весьма специфическую  сферу воздействия, где действуют  не только юридические, но технические  предписания. Развитие связи и информатизации невозможно без использования соответствующих  технических средств,  аппаратов  и т.п. В этой связи у правоприменителя возникает целый ряд проблем при выявлении и квалификации административных правонарушений, а также в ходе производства по соответствующему административному правонарушению20.

Еще одной проблемой  в области административного  правонарушения является проблема привлечения к административной ответственности за нарушение ст. 11.18 КоАП, а именно безбилетные проезд. Проблема заключается в следующем. После образования ОАО «РЖД», контролеры – ревизоры не имеют право накладывать и взыскивать штраф. Они только берут повышенную плату за оказания своих услуг, выписывая билеты в пути следования. Согласно ст.23.3, должностные лица органов внутренних дел не имеют право составлять протоколы и привлекать к административной ответственности за безбилетный проезд. Согласно ч.1 ст. 22.3,  привлекать к административной ответственности за безбилетный проезд могут только судьи

 Так же  к проблемам привлечения к  административной ответственности  за правонарушения на  железнодорожном  транспорте относятся проблемы административного характера, связанные с реформой Министерства внутренних дел. Переходный период во всех отраслях власти всегда характеризуется спадом деятельности, а в системе ЛОВД в особенности. Будем надеется, что этот переходный период затянется не надолго и все вернется в норму.

Еще одной не маловажной проблемой привлечения  к административной ответственности  за правонарушения на железнодорожном транспорте является неправильная квалификация проступков в отношении должностных лиц и специальных субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте. Все чаще эти субъекты несут только дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений.

 

Заключение

Таким образом, исследовав данную тему, можно констатировать, что административная ответственность  за правонарушения, совершаемые на железнодорожном транспорте – является одним из видов юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение на железнодорожном транспорте.

Особенность правонарушений совершаемых на железнодорожном транспорте, заключающаяся в том, что вред физическим и юридическим лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации источников повышенной опасности и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий. Многие составы административных правонарушений описаны бланкетными правовыми нормами, для уяснения и толкования которых необходимо обращение к надлежащим источникам.

Субъектов административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на 2 категории, это:

  1. физические лица (граждане, достигшие 16 лет);
  2. юридические лица.

Итак, среди  административных правонарушений в  области железнодорожного транспорта можно выделить следующие правонарушения: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте (ст.11.1), нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ч.3 ст.11.14), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст.11.16), нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (ч.1,2,3 ст.11.17).

Административное  правонарушение административной ответственности  за правонарушения на железнодорожном транспорте – это деяние,  за которое предусмотрена административная ответственность,  административные наказания, состоящие как в имущественных, в частности, административный штраф, так и в неимущественных ограничениях правонарушителя, например, предупреждение и др. 

В качестве основных предложений по усовершенствованию законодательства в области железнодорожного транспорта можно выделить  следующее:

  1. Усилить ответственность за правонарушения в сфере железнодорожного транспорта. Необходимо усилить ответственность за нарушения правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта путем увеличения санкций;
  2. Внести дополнения в Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, которые вводят запрет на нахождение граждан в неустановленных местах в зонах движения скоростных (высокоскоростных) поездов, а также проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора;
  3. Внести поправки в ст.23.3 КоАП, дополнив ее правом органов внутренних дел составлять протоколы и привлекать  к административной ответственности за безбилетный проезд;
  4. Более четко провести черту между административными и дисциплинарными правонарушениями, а так же ввести санкции за не правильную или ошибочную квалификацию, когда путаются административные и дисциплинарные правонарушения.

 

Список использованной литературы

1.Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.- Мосвка: Проспект, КноРус, 2011. – 446 с.
    3. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : федер. закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». – Последнее обновление 18.11.2011.
    4. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации : федер. закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». – Последнее обновление 18.11.2011.
    5. О пожарной безопасности : федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». – Последнее обновление 18.11.2011.
    6. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации : приказ МВД России от 14 декабря 1993 г. № 536 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс». – Последнее обновление 18.11.2011.

 

  1. Специальная литература:
    1. Алехин, А. П. Административное право России: Учебник для ВУЗов. 2 ч. М.: Зерцало, 2009. – 320 с. 
    2. Бочаров, С. Н. Административная юрисдикция: учеб. пособие / С. Н. Бочаров, А. В. Зубач [и др.] ; Моск. ун-т МВД России. – М.: Щит-М, 2005. – 318 с.
    3. Бынков, В. И. О совершенствовании законодательства в сфере<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Административные правонарушения на железнодорожном транспорте