Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.
Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и основные черты административной ответственности 4
2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения 5
3. Понятие и виды административных наказаний 8
4. Назначение административного наказания 10
Список используемой литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Административное правонарушение.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

Введение            3

1. Понятие и основные  черты административной ответственности  4

2. Понятие, признаки  и состав административного правонарушения  5

3. Понятие и виды  административных наказаний     8

4. Назначение административного  наказания      10

Список используемой литературы       13

 

 

Введение

 

Административная ответственность  является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует  воспитанию чувства нравственного  и правового долга перед обществом  и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Ответственность несут  и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого  из них. Применительно к органам  управления и должностным лицам  она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества.

Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией. По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус.

В последнее время  резко возросла роль административного законодательства, так как в каждом законе содержатся нормы административного права.

 

 

1. Понятие и основные черты  административной ответственности

 

Административная ответственность – вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом основные черты  административной ответственности  сводятся к следующему:

  • административная ответственность устанавливается только федеральными законами или законами субъектов Федерации в отличие от мер административного принуждения, которые могут устанавливаться и подзаконными актами;
  • основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  • субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
  • за административные правонарушения предусмотрены административные наказания;
  • административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судами (судьями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ);
  • административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность принципиально отличается от дисциплинарной, меры которой к рабочим и служащим применяются в порядке подчиненности должностным лицом;
  • привлечение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;
  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. КоАП РФ.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные наказания.

 

 

2. Понятие, признаки  и состав административного правонарушения

 

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Это понятие охватывает основные признаки административного  правонарушения: антиобщественность (общественная опасность); противоправность; виновность; ответственность (наказуемость).

Сущность административного  правонарушения определяется его общественной опасностью. Административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность  управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда.

Противоправность заключается  в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права.

Административная ответственность  за деяния также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного  правонарушения следует отличать от его юридического состава. Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона  заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом, которое может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, земельного, трудового, финансового и др.). Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия – повторность, длящееся нарушение.

Субъектами административного  правонарушения признаются физические и юридические лица.

Среди физических лиц  различают следующие категории:

  1. граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
  2. должностные и другие лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста.

Привлечению к административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Определенные ограничения установлены для военнослужащих, беременных женщин, женщин, имеющих детей до 14-летнего возраста, инвалидов 1-й и 2-й групп. Статья 2.6 КоАП РФ регулирует административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, а статья 2.10 КоАП РФ – административную ответственность юридических лиц.

Субъективная сторона  административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Не подлежат административной ответственности лица, действующие в состоянии крайней необходимости и лица, которые во время совершения противоправного действия либо бездействия находились в состоянии невменяемости.

 

3. Понятие и виды  административных наказаний

 

Административное наказание – мера ответственности за административное правонарушение. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Основными видами административных наказаний являются: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

Законодательством РФ, т.е. федеральными законами, могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Предупреждение – мера морального характера. Оно выносится только в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием, а является мерой предупредительного характера.

Административный штраф – это денежное взыскание, выражающееся в величине, кратной: минимальному размеру месячной оплаты труда; стоимости предмета административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате либо сумме незаконной валютной операции.

Штраф не может быть менее 1/10 МРОТ. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Возмездное изъятие  орудия или предмета совершения правонарушения состоит в принудительном изъятии только предмета, который явился орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие охотничьего оружия и боеприпасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискация состоит  в принудительном безвозмездном  обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства не изъятых из оборота вещей. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. Предметы контрабанды могут быть конфискованы независимо от того, кто является их собственником.

Лишение специального права  применяется на срок от одного месяца до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением следующих случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; уклонения от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – на срок до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам,  женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам 1-й и 2-й групп.

Административное выдворение за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.

Дисквалификация заключается  в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом.

Административное приостановление  деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается  во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Информация о работе Административное правонарушение