Административно-правовые средства обеспечения законности и правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Законность и правопорядок - фундаментальная категория юридической науки, раскрывающая содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием.
Рассматриваемые нами понятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорных понятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую в юридической литературе кратко и чётко определяют, как форму поведения и общественных связей людей.

Содержание

Введение
1. Понятие законность...............................................................................5
1.1. Признаки законности.......................................................................9
1.2. Принципы законности.....................................................................11
2. Понятие правопорядка..........................................................................14
2.1. Признаки правопорядка..................................................................24
2.2. Структура правопорядка.................................................................25
Заключение.............................................................................................27
Список литературы................................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Административно-правовые средства обеспечения законности и правопорядка.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, законность неразрывно связано с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоёв населения, но не гарантируют их, то и здесь не может идти речи о законности.¹

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающего потребностями полный и

безусловной реализацией предписаний законов и подзаконных правовых

_______________

¹Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2010. С.312.

актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Сущность законности составляет неуклонное соблюдение (исполнение и применение) законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами общественных отношений, обеспечиваемое системой реально существующих требований. Законность, прежде всего, отражает качественную сторону правоотношении: соответствие указанной деятельности закону.

 

Принципы законности.

 

В числе наиболее важных принципов законности можно назвать: единство законности; верховенство Конституции, верховенства закона;  неотвратимость ответственности; равенство всех перед законом.

Единство законности. При всем многообразии действующих в Российской Федерации законов и подзаконных нормативно правовых актов понимание и исполнение законов на всей территории страны должно быть одинаковым, т.е. в этом аспекте единство законности рассматривается в зависимости  от территориального признака. Законность, по словам В.И. Ленина, не может быть «калужская» или «казанская» она должна быть единая не должна быть «милицейской», «прокурорской», «судейской», она едина для всех субъектов общественных отношений, т.е. единство законности распространяет свое действие не только по территории, но и по субъектам. Иначе говоря законы обязательны для всех субъектов права, закон не должен пониматься работником милиции одним образом, а налоговым инспектором, совершено по иному. Единство законности способствует отсутствие коллизий, пробелов в действующем законодательстве, четкость и ясность самих правовых норм. Более того, единство законности невозможно, если законодательство характеризуется наличием большого количество коллизий и пробелов, так как они препятствуют однозначному пониманию и применению юридических норм, примером тому могут служить коллизии между нормами, устанавливающими ответственность за налоговые правонарушения в КоАП РФ и НК РФ.

Верховенство Конституции, верховенства закона. Закон – акт высших органов государственно власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Верховенство Конституции РФ на всей территории России означает обязательность ее соблюдения всеми субъектами права, в том числе и субъектами РФ. Верховенство Конституции предполагает, что не только законодательная деятельность федеральных и региональных государственных органов, но правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица обязаны нести ответственность в случае нарушении ими Конституционных норм. В современном сознании чиновников часто подзаконные нормативные правовые акты ( инструкции, указания вышестоящих органов) подменяют для них сам закон, хотя при этом прямо противоречат ему. В этой связи особую роль играет верховенство не только Конституции, но и их законов над подзаконными актами, которые не должны противоречить закону, подменять его. А при наличии противоречия между ними должен применяться закон, а не подзаконный акт.

Таким образом, верховенства закона логично дополняет принцип верховенство Конституции, одновременно, конкретизируя его.

Неотвратимость ответственности. Сама идея о неотвратимости юридической ответственности не нова. Еще известный итальянский ученый гуманист Ч. Беккариа писал: «Одно из самых действенных средств, сдерживающих преступление, заключается не в жестокости наказания, а в его неизбежности».¹ С развитием общества идея неотвратимости трансформировалась и наполнилась качественно новым содержанием. Неотвратимость юридической ответственности необходимо рассматривать не

______________

¹Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 308 - 309.

только как реакцию на совершенное правонарушение. Этот аспект неотвратимости раскрывает только негативный аспект ответственности, а принцип неотвратимости должен характеризовать всю ответственность в целом, во всех ее аспектах проявления, только тогда его можно считать принципом законности. Другие аспекты неотвратимости юридической ответственности могут заключаться в обязанности государства реагировать на любые правонарушения, раскрывать его и изобличать виновных, привлекать правонарушителя к ответственности; а так же в обязанности

правонарушителя претерпеть не благоприятное воздействие в виде

осуждения, лишений личного и имущественного характера. Таким образом, любое правонарушение должно влечь реакцию со стороны государства, выражающуюся в неотвратимой каре правонарушителя и в восстановлении общественных отношений.

Равенство всех перед законом. У всех субъектов должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, а в равных условиях все должны быть одинаково защищенными. Равенство всех перед законом касается не только граждан, но и иных субъектов права (коллективных образований, государственных органов, должностных лиц) и предполагает равный правовой статус однотипных субъектов права, находящихся в одинаковых социально – экономических условиях.

В юридической литературе выделяют и другие принципы законности: динамизм; связь культурности и законности; недопустимость противопоставления законности и целесообразности.¹

 

 

 

 

 

_______________

¹Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. С. 704.

Понятие правопорядка.

 

С конструкцией законности органично связано и теоретическое понимание правового порядка. Под порядком обычно понимается правильное, налаженное состояние чего-либо, имеющееся устройство, определённая степень организованности какой-либо материи. Термин «правовой порядок» (или «правопорядок») применяется для характеристики состояния организованности, упорядоченности общественных отношений, которые возникают в итоге их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм.¹ Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. Когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные деяния, либо воздержаться от совершения запрещенных действий.

В интересующем нас плане прилагательное «правовой» указывает на то, что порядок возникает в связи с правом и базируется на нём. Следовательно, важнейшей предпосылкой правопорядка необходимо считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие её издание и претворение. Правопорядок, как утверждает крупная часть профессионалов, результат реализации юридических норм. Так полагали Рудольф Иеринг и Георг Еллинек в Германии, Г.Ф. Шершеневич и Н.М. Коркунов в дореволюционной России. Эту позицию делит крупная часть современных российских юристов.

Понятие «правопорядок» употребляется в законодательстве, в официальных документах. На современном этапе развития России чёткий правовой порядок - подходящая предпосылка результативной работы власти,

_______________

¹Васильев А. М. Правовые категории. М., 1976. С. 180.

упорядочения различных сфер общественной жизни. Несмотря на это, в теории права не выработано одного определения этого правового явления.

«Правопорядок, - отмечает С.С.Алексеев, - это состояние упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое воплощение требований законности».¹ По мнению А.Ф. Черданцева, «Правопорядок - это порядок общественных отношений, складывающихся в итоге соблюдения и выполнения законов и основанных на них других юридических актов. Правопорядок - результат деяния законности».² «Правопорядок можно отыскать, - пишет А.С. Шабуров, - как основанную на праве и законности компанию общественной жизни, отражающую её качественное состояние на определённом этапе развития общества».³ Более развёрнутую конструкцию этого понятия дает А.С. Пиголкин. Он пишет: «Правопорядок - состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в итоге последовательного воплощения законности, характеризуется реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех личных и коллективных субъектов права».

В приведённых определениях, несмотря на отдельные различия, есть общий момент. Его смысл в следующем: правопорядок - система общественных отношений, основанных на нормах права, требованиях законности. Другими словами, он включает в себя сложившуюся систему правовых отношений общества и правомерное поведение индивидов, организаций. Понятно, что критерием определения степени правомерности служит степень соответствия реальных действий и поступков людей предписаниям юридических норм.

_______________

¹Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1, М. 1981г. С. 236.

²Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. С.191.

³Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права:Учебник для вузов, М.,1997.С.107.

«Правовой порядок образует правовую основу гражданского общества.

На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая,

и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей

государственной деятельности».¹

Правопорядку, как комплексному образованию, свойственны следующие особенности:

а) правопорядок есть система общественных отношений, различающихся состоянием упорядоченности, организованности;

б) правопорядок - результат деяния права, законности, организующий деятельность страны, его органов;

в) содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов права, надлежащая реализация ими и субъективных прав, и выполнение возложенных обязанностей;

г) правопорядок - итоговый результат деяния права, как бы замыкает цепь основных правовых явлений: право - правоотношения, законность – правопорядок;

д) правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;

е) правопорядок, как составная часть общества характеризуется теми тенденциями, которые свойственны всей социальной базе (кризисное состояние общества, так или по другому, сказывается на состоянии правопорядка).

В юридической литературе также по - разному определяют правопорядок. Говорят о системе правовых отношений, охраняемых государством; о итоге законности, соблюдения прав, свобод и обязанностей людей; о режиме подчинённости субъектов правовым предписаниям; о формах реализации права и воплощение законности в реальных отношениях;

о состоянии упорядоченности общественных отношений, основанных на ____________

¹ Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С.176.

праве и т.д.

Но правовой порядок нельзя отождествлять с другими социальными и правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты и качественную определённость, что обуславливает недопустимость его идентификации с системой правовых отношений, с правом и законностью, с правовым режимом.

Существует утверждение, что правопорядок - это государственный, конституционный порядок. В принципе это верно. Но нельзя не учитывать и другого: не постоянно государственные вопросы получают правовое регулирование и оформление, не все правовые стороны жизни отражаются в Конституции. Последняя может быть эффективной или неэффективной, но не все её положения могут быть реализованы. Поэтому нельзя ставить знака равенства меж этими категориями. В данном случае выделяется лишь одна связь - государственная, конституционная подчинённость и черта порядка.

Правопорядок и конституционный порядок не равнозначны и по существу. В любом государстве есть право, законы, их реализация, дела. Но в одних государствах существует правовой порядок, а в других - лишь правовая оболочка произвола и беззакония. Только в демократических государствах, где право проявляет себя как искусство добра и справедливости, утверждаются правовые начала. Поэтому при анализе правового порядка принципиально учитывать социальную сущность государственной власти и действующую Конституцию.

В развитом демократическом государстве правопорядок должен различаться следующими чертами:

- основываться на прогрессивном  демократическом законодательстве;

- характеризоваться высоким уровнем  защиты прав и свобод людей, их объединений, различаться развёрнутой  системой юридических гарантий;

- обладать устойчивостью, стабильностью  складывающихся правоотношений (в  сфере экономики, средств и др.), Что порождает уверенность их участников в надёжности предоставленных прав.

Информация о работе Административно-правовые средства обеспечения законности и правопорядка