Административно-правовые формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом в качестве административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность имеет все признаки (черты), присущие юридической ответственности.

Содержание

План
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды административно-правовых форм………………………..5
2. Понятие и виды методов государственного управления,
их отличие от методов административного права……………………………..9
3. Задачи…………………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ОТЛИЧИЕ ЕЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 
 

    Административная  ответственность является одним  из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом в качестве административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность имеет все признаки (черты), присущие юридической ответственности.

    Административная ответственность – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание1. Последнее важно в том, что это формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и его профилактического действия в отношении как совершивших административное правонарушение, так и не совершивших.

    Нормы административного права предусматривают  различные виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. Решения вопросов уголовной и частично материальной ответственности в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической ответственности и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной находятся в компетенции административной юрисдикции.

    Кроме того, на основе норм административного  права могут применяться меры общественного воздействия в  том случае, когда к нарушителю норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия. На практике чаще этот понимают наоборот, когда коллектив ходатайствует не привлекать к административному наказанию их сотрудника, так как он на службе характеризуется положительно, всеми уважаемый, то есть заранее оповещают должностное лицо, что к правонарушителю не будут применены меры общественного воздействия.

    Административным  законодательством предусмотрен принцип  целесообразности в применении мер административного наказания, например, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающим обстоятельством и не указанное в настоящем Кодексе или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 4.2), или вообще использовать возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9)2.

    Кроме того, ответственность за административное правонарушение предусматривают не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей права, в частности трудового, земельного, финансового и др.

    Основанием  для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение, то есть такое деяние (действие или бездействие), которое нормой административного законодательства признано как вредное или запрещенное.

    Административная  ответственность имеет общие  черты с другими видами юридической  ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается, прежде всего, в общей цели, которую преследуют все виды юридической ответственности по воспитанию правонарушителей и профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, публично отрицательной оценке их поведения.

    Вместе  с тем административная ответственность  имеет свои особенности:

    1. Административную ответственность  за совершенные административные  правонарушения устанавливают не  только органы законодательной власти в форме федерального закона (Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации) и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но в объеме своих полномочий административную ответственность в подзаконных актах могут устанавливать органы исполнительной власти и их уполномоченные должностные лица.

    2. Наложение административных наказаний  осуществляется судьями, органами, уполномоченные должностные лица. В отличие от дисциплинарной  ответственности, здесь нет прямой соподчиненности между правонарушителем и субъектом, уполномоченным рассматривать и налагать административное наказание за совершенное административное правонарушение3.

    3. Административная ответственность  отличается от других видов юридической ответственности и субъектам административной ответственности. К ним относятся не только физические лица – граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, руководители (собственники) юридических лиц, но и сами юридические лица.

    4. К ответственности могут привлекаться  лица, достигшие к моменту совершения  административного правонарушения 16 – летнего возраста. При этом  к лицам в возрасте от 16 до 18 лет совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 2.3 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, то есть комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

    Родители  и лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), несут ответственность  не за правонарушения несовершеннолетних детей, а связи с ними, то есть за то, что не контролировали их поведение, так как родительские права являются одновременно и обязанностями по воспитанию детей, а вследствие этого и возможной административной ответственностью за административные правонарушения, совершенные их несовершеннолетними детьми.

    Должностные лица, согласно статьи 2.4 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, несут ответственность в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

    Это, как правило, административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных  правил в сфере охраны порядка  управления, государственного и общественного  порядка, охраны природной среды, здоровья населения, санитарно – эпидемиологических правил и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебных обязанности.

    5. Имеются также специальные субъекты  административной ответственности,  которые определены в статье 2.5 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации.

    Военнослужащие  и призванные на военные сборы  граждане несут ответственность  за административные правонарушения в  соответствии с дисциплинарными  уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

    За  нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности не места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

    6. Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения и наличие соответствующей нормы, предусматривающей административную ответственность.

    Административная  ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность.

    7. Административное правонарушение  является деянием, причиняющим  вред интересам физических и  юридических лиц, обществу и  государству, и оно всегда противоправно.  Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в Кодексе об административном правонарушении Российской Федерации и законах субъектов Российской Федерации. От преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредоносности, а не общественной опасности административных правонарушений, что вероятно и послужило основанием формального упразднения такого признака административного правонарушения, как общественная опасность.

    Квалификационный  состав административного правонарушения аналогичен квалификационному составу  преступления и включают в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

    8. Некоторые составы административных правонарушений можно назвать формальными, так как административная ответственность наступает независимо от того, наступили ли отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно – правовых актов4. Например, переход гражданином улицы в неположенном месте.

    9. За совершение административного  проступка налагается административное  наказание, за дисциплинарный  проступок – дисциплинарное наказание, а за преступление – уголовное наказание.

    10. К лицам, совершим административные  правонарушения, применяются специальные  меры административного принуждения,  имеющие государственно-властный  характер.

    Кроме того, имеются свои особенности применения мер административной ответственности.

    За  одно и то же правонарушение к лицу, его совершившему, можно применять  только одно административное наказание  основное и дополнительное вместе или  только основное. Однако это не препятствует сочетанию в применении мер административной, дисциплинарной и материальной ответственности, если такое предусмотрено законодательством.

    11. Административное наказание, применяемое  к юридическому лицу, не освобождает  от юридической ответственности  его руководителя или собственника  и наоборот.

    12. При совершении нескольких административных  правонарушений, совершенных одним  лицом, взыскание налагается за  каждое правонарушение в отдельности,  за исключением случаев, когда эти дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное административное правонарушение. В этом случае к основному наказанию присоединяется по усмотрению органа (лица), принимающего решение, одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных административных правонарушений. 
 
 
 
 
 

2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ  И СОСТАВ 

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 
 

    Основания административной ответственности  часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливаются, и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание.

    Однако  выделение нормативного основания  в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в  виду правовые нормы, устанавливающие  административную ответственность, при  отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Информация о работе Административно-правовые формы и методы