Административно-правовые средства обеспечения законности и правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Законность и правопорядок - фундаментальная категория юридической науки, раскрывающая содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием.
Рассматриваемые нами понятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорных понятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую в юридической литературе кратко и чётко определяют, как форму поведения и общественных связей людей.

Содержание

Введение
1. Понятие законность...............................................................................5
1.1. Признаки законности.......................................................................9
1.2. Принципы законности.....................................................................11
2. Понятие правопорядка..........................................................................14
2.1. Признаки правопорядка..................................................................24
2.2. Структура правопорядка.................................................................25
Заключение.............................................................................................27
Список литературы................................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Административно-правовые средства обеспечения законности и правопорядка.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Правовой порядок подлежит анализу как целостное и комплексное образование. Тут наблюдаются различные уровни упорядоченности. Части и целое имеют свои характерные особенности. Далеко не все сферы социальной жизни, входящие в правопорядок или активно влияющие на него, регламентированы нормативными актами. В правопорядке довольно много общесоциальных тенденций, черт, которые не имеют юридического содержания, но без которых он неосуществим. Это такие категории, как справедливость, нравственность, демократизм, соответствие требованиям социальной нормативности и т.п.¹ В правовом порядке все юридические явления (правосознание, принципы, законы, правореализация и пр.), Их взаимосвязи с другими общесоциальными требованиями (порядочностью, справедливостью, нравственностью, гуманизмом и пр.) Трансформируются в поведенческом содействии людей, придавая им более высокие качественные характеристики и определяя новое состояние и свойство общественного бытия.

Таким образом, правовой порядок - это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.² Правовой порядок отражает коренной вопрос политики - государственную власть как свидетельство её реальности и награды поставленных задач. Тут сделаны формы организации, структура и способности государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционное, административное и другое законодательства выступают как центральные звенья правопорядка.

______________

¹Малько А.В. Теория государства и права. М., 2010. С. 318.

² Юридический словарь М. Изд. Олма-Пресс Образование. 2005.

В них закреплены экономические интересы в виде фиксации форм принадлежности на орудия и средства производства, способы и размеры распределения произведённого продукта.

Взгляды людей на правопорядок и реальная практика часто не совпадают. Одно дело идеи, другое - их воплощение в жизнь.

Вместе с тем правопорядок по своему содержанию - совсем динамичная категория. Тут имеют место такие предпосылки, как преступность и беззаконие. Поэтому при исследовании понятия порядка принципиально учитывать не только идеи и рвения, но и их реальное воплощение на практике. Анализ правового бытия позволяет делать прогнозы о путях формирования, совершенствования и развития правового порядка. В нём смешиваются два исходных начала. С одной стороны, как обязательное условие функционирования общества - это конкретные законы и тенденции развития, жизненные реалии, социальная нормативность и потребность в упорядоченности и стабильности. С другой - функционирование страны, деятельность людей по правовому оформлению данной потребности, правовая нормативность в урегулировании отношений.

Социальная регламентация вносит упорядоченность в реальную жизнь, это её объективное свойство. Возникновение и воплощение правового порядка выступает как закономерность общественного развития. Но признание объективной необходимости правопорядка не означает, что всё идёт стихийно, самотёком. Напротив, успех возможен только тогда, когда люди профессионально, со знанием дела употребляют юридические рычаги и на требования социальной нормативности накладывают чёткую правовую урегулированность. Общество остро нуждается в упорядочении важнейших сфер человеческого общежития, что достигается в основном правовыми средствами. Непринципиально какая беспорядочность и бессистемность, стихия и произвол немедленно ударяют по интересам общества и человека, нанося серьёзный урон. Только чёткая организованность, упорядоченность, согласованность могут обеспечить успех дела.

Правопорядок - государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда государственная власть в нём заинтересована. Непосредственно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в подходящих вариантах и защищает. Без этого невозможна реализация государственных задач, воплощение сущности, формы и функций власти. Свои юридические характеристики и свойства правовой порядок черпает в законах, в тех правовых идеях, принципах, институтах, которые употребляют государственную власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворчеством и правоприменением, правосудием и законностью. Правопорядок сам выступает одним из их характеристик, ибо эти правовые категории и правовые принципы имеют доминирующую черту - упорядоченность.

Можно выделить различные уровни и характеристики упорядоченности.

Правовой порядок - завершающий этап всех юридических форм и действий, он вбирает в себя все упорядочивающие начала, выступая некой суммирующей величиной. Но это совершенно не означает, что правопорядок есть некая всеобъемлющая категория по отношению к првосознанию, законодательству, правореализационной практике, правоотношениям и законности, что его можно отождествлять с правовой системой, надстройкой, совокупностью правоотношений.¹ Правовые категории и их свойства, трансформируясь в правопорядок, теряют многие свои признаки, а передают ему лишь определённые свойства, совокупность которых сформировывает новое качество.

Правопорядок есть тот юридический итог, к которому стремится и государственная власть, и все субъектные права, используя лишь различные направления пути. В этом социальном итоге органически соединяются

_______________

¹Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры // Право и Власть. М., 1990. С.249.

конкретные потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по урегулированию их поведения и поступков. В законах закрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Законодательная база обрисовывает дела, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые связи, методы и процедуры регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др.

Правопорядок есть область более принципиальных и весомых социальных отношений, которые подвергаются регулированию нормами права. Это: дела в экономике - по поводу принадлежности, взаимоотношений в производстве и распределении материальных благ; в политической жизни - взаимоотношения страны и личности, меж социальными группами, нациями, субъектами права; В социальной жизни - имущественные, личные, семейно-брачные, природоохранительные и т.П. Совокупность этих отношений может быть различной по характеристике: системной и упорядоченной или механической и неупорядоченной, демократической и недемократической, справедливой и несправедливой, гуманной и негуманной; обеспечивающей права, свободы человека и попирающей их; защищающей порядок или оправдывающей произвол.

Поэтому совсем принципиально выделить социальные характеристики правовых отношений, которые они получают от общего режима и устоев общественной жизни, от принципов демократии, гуманизма, справедливости, нравственности и от основ права и законности. На этом фундаменте достигается стабильность, уравновешенность и гармония, реализация прав и свобод, выполнение обязанностей и ответственность, гарантированность правовых провозглашений и ритмичность, последовательность и очерёдность действий, поступков и поведения.

Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы, рвения, жизненные потребности, которые во многом получают своё юридическое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина и которые реализуются в отношениях меж ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерные черты правопорядка - это гуманизм, демократизм, нравственность, справедливость. Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться лишь на правовой материи и не учитывать общесоциальные характеристики. Как составная часть общества, он несёт не себе печать тех принципов, устоев и тенденций, на базе которых работает вся социальная система.

Правопорядок выступает сложным и многогранным явлением и как всякая реальность подлежит анализу в единстве и противопоставлении внутренних и внешних форм. С одной стороны, устойчивые, подверженные наименьшим изменениям внутренние связи и дела, а с другой - есть более динамичные и многообразные проявления внешних отношений.

Правопорядок реализуется в системе правовых структур, частей и действий, существенных характеристик и признаков. В нём можно выделить материальное, государственно-волевое, юридическое содержание.

Материальное содержание - это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, конкретные потребности в упорядочении общественных действий, дела и поведение их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой, идеологией.

Государственно-волевое содержание следует рассматривать как суммированный результат гос воли и интересов всех участников правопорядка.

Юридическое содержание трансформируется в совокупный результат:

а) реализованности прав и законности, проявляющейся в поведении всех участников правовых предписаний;

б) взаимосвязанной системы правовых отношений, корреляции субъективных прав и юридических обязанностей участников правопорядка;

в) упорядоченности правовых частей, действий, отношений и связей.

 

Под формой правопорядка понимается присущая ему организация содержания. Отражая его внутреннюю структуру, закономерности реального мира, она выступает в качестве способа существования правового порядка. Сюда следует отнести:

а) правовое оформление порядка - внутреннюю компанию и внешнее проявление;

б) все статистические элементы и характеристики, выраженные в нормах материального права;

в) динамические процессы - развитие, движение и конфигурации, отражённые в процессуальном праве;

г) единичные, конкретные проявления в жизни, определённые правила поведения участников.

Содержание и формы правопорядка находятся в единстве. В этом заключается источник его жизненности и эффективности. Форма менее подвижна и более консервативна, более устойчива и стабильна. Но она не пассивная сторона единства, она организует и выражает содержание, добиваясь формализации и придавая ему качественную определённость. В законах страны закрепляются все вопросы, связанные с установлением, функционированием и поддержанием правопорядка. Правопорядок не подабающее или вероятное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений.¹

 

 

 

 

 

 

_______________

¹Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: МАУП, 2005. С. 571

Признаки правопорядка.

 

Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определённость общественных отношений. Этим он различается от системы отношений, возникающих в итоге деяния остальных социальных норм, где отсутствуют чёткие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов

совершенно велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая базирована на единой сущности права, господствующей в обществе форме принадлежности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности страны, его органов.

Государственная гарантированность. Имеющийся правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случаем одной из основных функций страны является охрана имеющегося правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на базе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно устойчив и стабилен. Пробы дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Но основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством гос воли и законности, правопорядок один на местности всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения числятся правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет более принципиальные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.¹

 

Структура правопорядка.

 

Правопорядок есть сложная система с множеством взаимодействующих частей, совокупностью отношений меж ними и их свойствами, имеющими статистическую и динамическую характеристики.

В структуре правового порядка выделяются следующие элементы:

Закреплённая юридическими нормами правовая структура общества, куда включаются правительство, его органы, компании, организации и учреждения; негосударственные образования и общественные объединения, граждане. Чётко определяется их атрибутивный элемент: компетенция, способности, функциональная перегрузка, соотношение по юрисдикции и другие правовые свойства и сферы вероятных взаимодействий. Всё это оформляется правовым статусом участников правопорядка: конституцией, законами, уставами, договорами.

Правовая структура закрепляет законами фактическую конституцию, т.е. Строение общества. Тут имеют место различные социальные группы, организации, учреждения, объединения людей. Одни из них получают организованное оформление, другие - аморфны и неорганизованны.

Информация о работе Административно-правовые средства обеспечения законности и правопорядка