Характеристика особенностей административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – учебная, получить теоретические знания по данной теме, усвоить виды, черты административно-правовых отношений, их соотношение с другими правоотношениями, а так же основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.
Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи:
Наиболее подробно изучить само понятие «административно-правовых отношений»;
Виды и структуру административно-правовых отношений;
Рассмотреть особенности административно-правовых отношений.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность административно-правовых отношений..5
1.1. Понятие административно-правовых отношений и их виды……….5
1.2. Структура административного правоотношения…………………..10
Глава 2. Характеристика особенностей административно-правовых отношений………………………………………………………………………..14
2.1. Основные особенности административно-правовых отношений...14
2.2. Участники административно-правовых отношений.........................21
Заключение..................................................................................................26
Список использованной литературы.........................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и основные особенности административно-правовых отношений.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………..………………………...3

Глава 1. Понятие и сущность административно-правовых отношений..5

1.1. Понятие административно-правовых отношений и их виды……….5

1.2. Структура административного  правоотношения…………………..10

Глава 2. Характеристика особенностей административно-правовых отношений………………………………………………………………………..14

2.1. Основные особенности  административно-правовых отношений...14

2.2. Участники административно-правовых  отношений.........................21

Заключение..................................................................................................26

Список использованной литературы.........................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любая отрасль российского  права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами  права. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений, уголовному праву –  регулирование правоотношений связанных  с преступлением и наказанием.

Административно-правовые отношения  – это урегулированные нормами  административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере  деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения  представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм; регламентация правовой нормой поведения  сторон этого отношения; корреспонденция  взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемое нормой и т.п.

Административные правоотношения обеспечиваются силой государственного принуждения.

Основная цель работы –  учебная, получить теоретические знания по данной теме, усвоить виды, черты  административно-правовых отношений, их соотношение с другими правоотношениями, а так же основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.

Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи:

  • Наиболее подробно изучить само понятие «административно-правовых отношений»;
  • Виды и структуру административно-правовых отношений;
  • Рассмотреть особенности административно-правовых отношений.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и ученых, которые оказали существенное влияние на результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность административно-правовых отношений

1.1. Понятие административных правоотношений и их виды

 

Любые общественные отношения  преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму  – становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи – правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.

Административные правоотношения являются разновидностью правовых отношение, в силу чего для них характерно все то общее, что свойственно  любому правовому отношению.

Административно-правовое отношение  представляет собой урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором  стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных  административно-правовой нормой1.

Административно-правовые отношения  – это урегулированные нормами  административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере  деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения  являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми  свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности.

Особенности административных правоотношений:

1. обязанности и права  сторон этих отношений связаны  с деятельностью государственной  администрации;

2. в этих отношениях  одной из сторон выступает  субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная  организация, наделенные государственно-властными  полномочиями);

3. данные отношения чаще  всего возникают по инициативе  одной из сторон;

4. в случае нарушения  административно-правовой нормы  нарушитель несет ответственность  перед государством;

5. разрешение споров между  сторонами, как правило, осуществляется  в административном порядке (хотя  за последние годы все больше  и больше таких споров рассматривается  судами).

Существует значительное разнообразие административных правоотношений.

Классификация административно-правовых отношений может проводиться  по различным основаниям. Наиболее значимо при этом выяснение, прежде всего характера управленческих связей.

С этих позиций можно выделить:

1. Отношения, непосредственно  выражающие сущность исполнительной  власти. В рамках такого рода  отношений соответствующий субъект  исполнительной власти осуществляет  непосредственное управляющее (упорядочивающее)  воздействие на поведение управляемых  участников этих отношений. Естественно,  что именно им принадлежит  главенствующая роль в общей  системе административно-правовых  отношений. Это, прежде всего  отношения между вышестоящими  и нижестоящими звеньями механизма  исполнительной власти, между руководителями  и подчиненными им по службе  работниками административно-управленческого  аппарата, между исполнительными  органами (должностными лицами) и  гражданами, общественными объединениями,  государственными и негосударственными  предприятиями и учреждениями, на которых действующим правом возлагаются определенные административно-правовые обязанности.

2. Отношения, которые складываются  за рамками непосредственного  управляющего воздействия, но связаны с его осуществлением. Они имеют вспомогательное значение по отношению к первому – основному виду административно-правовых отношений, что, однако, не умаляет их значимости. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий и т.п. Такого рода управленческие связи служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений (первый вид). В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа «субъект – субъект» в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа «субъект – объект».

Фактически речь идет об основных и неосновных управленческих связях. Они получили в научной  и учебной литературе по административному  праву специфическое наименование, а именно: вертикальные и горизонтальные отношения. В основу такого их подразделения  положен юридический характер взаимодействия их участников2.

Административные правоотношения классифицируются по различным критериям.

1. По основаниям возникновения  административно-правовые отношения  выделяются, возникающие, изменяющиеся  прекращающиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных  субъектов, и деликтные правоотношения, являющиеся следствием главным образом дисциплинарных, административных правонарушений.

2. В зависимости от  назначения административно-правовых  норм различаются материальные  и процессуальные административные  правоотношения. Материальные –  это отношения, урегулированные  нормами материально-административного  права, а процессуальные –  отношения урегулированные процессуальными нормами административного права.

3. По структуре объекта  надо различать простые и сложные  административные правоотношения, имеющие в качестве своей общей  предпосылки организационные отношения.

Общим объектом административных правоотношений, как и любых правоотношений, являются поведение, деятельность физических лиц и их различных коллективных образований. В простых правоотношениях  он является единственным. В сложных  административных правоотношениях  объектом самого поведения (деятельности) могут быть объекты, частично сходные  с объектами гражданского права: а) имущество; б) работы и услуги; в) информация; г) результаты интеллектуальной деятельности; д) нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

4. По соотношению прав  и обязанностей сторон выделяются  вертикальные и горизонтальные  административные правоотношения. Вертикальными обычно признаются  административные правоотношения, основанные на властном подчинении  одной их стороны другой. Вертикальные  правоотношения являются правоотношения в которых субъекту, имеющему правомочия принимать решения в отношении другой стороны, последняя не подчинена ни в административном, ни в юридическом правоотношении, а принятое решение не является для нее обязательным3.

5. В зависимости от  целей деятельности административно-правовые  отношения могут быть регулятивными  и охранительными (деликтные). Первые регулируют права и обязанности органов государственного управления, граждан и организаций, а вторые – порядок осуществления полномочий конкретных органов4.

6. По составу участников  правоотношения могут быть внутриаппаратными и внеаппаратными. Во внутрипартийных административных правоотношениях обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.). Во внеаппаратных административных правоотношениях обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.

В данном вопросе мы рассмотрели  понятие административных правоотношений и классификацию их видов по различным  критериям: 1) по основаниям возникновения; 2) в зависимости от назначения административно-правовых норм; 3) по структуре объекта; 4) по соотношению  прав и обязанностей сторон; 5) в зависимости  от целей деятельности; 6) по составу  участников. Соответственно: возникающие, изменяющиеся прекращающиеся; материальные и процессуальные; простые и сложные; вертикальные и горизонтальные; регулятивными  и охранительными; внутриаппаратными и внеаппаратными.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура административного  правоотношения

 

Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его  элементы — субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание. В содержании различаются  две стороны: материальная (поведение  субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).

В юридической литературе существуют разные мнения по вопросу  о том, что является объектом правоотношения. Одна группа авторов в качестве единственного  объекта любого правового отношения  признает действия, поведение людей , а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей).

Представляется, что при  анализе следует учитывать наличие  непосредственного и более отдаленного  объекта отношения. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые  деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, информацию, продукты духовного творчества.

Субъектом правонарушения является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами  и обязанностями. Он обладает двумя  признаками: во-первых, социальным —  это участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; во-вторых, юридическим — это  признание правовыми нормами  его способности быть носителем  прав и обязанностей, участвовать  в правоотношениях.

В общей теории права распространено мнение, что всех субъектов права  можно поделить на две группы: граждане и организации. Критерий деления представляется вполне обоснованным, а названия обеих групп — неудачным. Они неточно отражают круг участников правоотношений, не учитывают их огромного многообразия.

Информация о работе Характеристика особенностей административно-правовых отношений