Административное право в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Административное право является одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы. Оно имело и имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 45.71 Кб (Скачать файл)

Введение.

 Административное право  является одной из древнейших  и фундаментальных отраслей правовой  системы. Оно имело и имеет  большое общественное значение  для жизнеобеспечения и регулирования  отношений, складывающихся в обществе.

 Современные условия  способствуют обусловленности государственного  управления с постановкой основной  задачи – обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех  составляющих частей механизма исполнительной власти.

 В своей совокупности  механизм исполнительной власти  представляет государственную администрацию  с полномочиями реализации своих  прав в масштабах Украины. Органы исполнительной власти администрируют, то есть управляют экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества, обеспечивают практическую реализацию законодательных актов. Естественно, что их деятельность носит административный (управленческий, исполнительный, внесудебный) характер.

 Сам термин "административное" происходит от латинского слова administration и означает руководить, управлять.

 Управление чаще всего  воздействует на сам процесс  жизненного бытия, затрагивая все  сферы и механизмы общества. Регулятором  всех отношений возникающих в  сфере управления является административное  право. Оно призвано регулировать  общественные отношения, которые  возникают в сфере государственного  управления.

 

 Административное право, право внутриорганизационного характера, постоянно усиливает свою социальную  значимость.

 Актуальность историко-правового  анализа административного права  заключается еще и в том, что  современные учебные программы  и учебная юридическая литература  практически не содержит даже  одного параграфа, посвященного  истории административного права. В редких изданиях историю  развития административного законодательства  рассматривают с октября 1917 года.

 

1.Административное право Украины как отрасль права.

 

Как однородная обособленная в системе юриспруденции правовая материя, административное право Украины характеризуется как: 1) отрасль права, 2) наука, 3) учебная дисциплина.

Предметом отрасли административного права Украины является система широких общественных отношений между публичной администрацией и объектами публичного управления, которые возникают в сфере властно-распорядительной деятельности, предоставления административных услуг (с целью публичного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, нормального функционирования гражданского общества и государства), с возможностью применения к нарушителям административно-правовых норм мер административного принуждения и административной ответственности.

 

К публичной администрации относятся: 1) органы исполнительной власти, 2) органы местного самоуправления, 3) объединение граждан или предприятия при осуществлении делегированных государственных функций; 4) должностные лица любых из указанных коллективных субъектов публичной администрации.

К объектам публичного управления относятся: 1) граждане Украины, 2) иностранцы и лица без гражданства, 3) частные физические лица со специальным статусом (например, физические лица-предприниматели) 4) непубличные юридические лица; 5) подчинены по службе ниже по иерархическому статусу субъекты публичной администрации (например, начальник управления юстиции в районе будет считаться объектом публичного управления для начальника Главного управления юстиции в области).

Предмету отрасли административного права Украины присущи следующие черты:

1) это широкий круг  общественных отношений между  публичной администрацией и объектами  публичного управления. Иначе, всегда  одним из неотъемлемых участников  административно-правовых отношений  есть субъект публичной администрации;

2) основная цель деятельности  публичной администрации заключается  в обеспечении прав и свобод  человека и гражданина, нормального  функционирования гражданского  общества и государства;

3) ведущей чертой предмета  административного права является  его публичная природа: публичный  интерес - это важные для значительного  количества физических и юридических  лиц потребности, которые в соответствии  с законодательно установленной  компетенции обеспечиваются публичной  администрацией;

4) отношения публичного  управления (властно-распорядительные) отражают определяющую составляющую  предмета административного права: властная деятельность - это компетенция  органов и должностных лиц  публичной администрации по обеспечению  выполнения законов Украины; распорядительная - это издание ними на основе  законов подзаконных нормативно-правовых  актов, имеющих обязательное значение;

5) до предмета административного  права также относятся проблемы  по предоставлению публичной  администрацией административных  сервисных услуг;

6) одной из составляющих  предмета административного права  является внутренняя деятельность  публичной администрации, но только  та ее часть, которая осуществляется  в правовой форме;

7) неотъемлемой составляющей  предмета административного права  демократического правового государства  есть средства ответственности  публичной администрации за неправомерные  действия или бездействие;

8) важной чертой предмета  отрасли административного права  является возможность применения  публичной администрацией мер  административного принуждения  и административной ответственности;

9) нецелесообразно включать  в предмет отрасли административного  права положения, хотя и формально  соответствуют выше указанным  чертам, но стали предметом регулирования  других отраслей права, например  экологическое право.

 

Отсутствие в этих чертах упоминания о деятельности административной юстиции объясняется тем, что включение ее в сферу регулирования действующего административного права следует считать временной мерой. Ведь должна быть создана самостоятельная процессуально-правовая отрасль, которая отдельно регулировать судопроизводство в административных судах (административное судопроизводство).

Административно-правовые методы - это совокупность приемов, способов, влияния публичной администрации на объекты управления по обеспечению регулирующего воздействия норм административного права на общественные отношения, с помощью которых устанавливается юридически властное и юридически подвластное положение сторон в правоотношениях.

Отношения, возникающие под влиянием административно-правовых методов регулирования, характеризуются неравенством сторон и имеют название отношений "власти-подчинения".

В юридическом аспекте содержание таких отношений означает, что:

во-первых, субъект публичной администрации на основе наделенного государством компетенции устанавливает обязательные для выполнения объектами публичного управления требования;

во-вторых, объект публичного управления обязан выполнять законные требования субъекта публичной администрации;

в-третьих, эти отношения не требуют и не исключают организационной подчиненности, однако решение субъекта является в любом предусмотренном законом случае обязательным для выполнения объектом.

Примером таких правоотношений может быть требование милиционера патрульной службы (субъекта публичной администрации) к физическому лицу (объекта управления) прекратить действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Физическое лицо обязано подчиниться требованию работника милиции, поскольку последний через законодательство Украины наделен государством властной компетенцией, предупреждать правонарушения, а в случае неэффективности убеждению применять средства административного принуждения.

 

В узком смысле юридическое равенство отношений при применении административно-правого метода регулирования отсутствует. Но это не значит, что нарушается принцип равенства, отраженный в ст. 21 Конституции Украины: "Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах". В момент противоправного поведения, когда лицо нарушает права других лиц, оно через закон делегирует публичной администрации право применить в отношении нее власть. Но после выполнения требований публичной администрации физические или юридические лица имеют право оспорить законность любых действий (или бездействия) публичной администрации в нескольких инстанциях - вышестоящего руководства субъекта публичной администрации, прокуратуре, административном суде, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Европейском суде по правам человека. Кроме, того лицо, которое считает, что его права нарушены, может обратиться за правовой помощью к многочисленным правозащитных общественных организаций и осветить вопросы нарушения его прав в средствах массовой информации и др. Тем самым, в широком смысле при применении административно-правого метода регулирования равенство прав субъектов и объектов публичного управления не нарушается.

В целом, административно-правовые методы правового регулирования характерны следующие черты:

во-первых, административно-правовое регулирование предполагает односторонность властного выявления субъекта публичной администрации относительно объекта публичного управления;

во-вторых, ведущими средствами его реализации есть запреты, обязательства, административное принуждение и административная ответственность;

в-третьих, между субъектом и объектом публичного управления, как правило, отсутствует организационная подчиненность (кроме случаев административного влияния высших органов на низшие);

в-четвертых, в условиях правового демократического государства авторитарный метод воздействия субъектов публичного управления на объекты уравновешивается строгим соблюдением первому принципу законности и возможности многоступенчатого обжалования действий субъектов публичной администрации;

в-пятых, отношения "власть-подчинение" не исключают на определенных этапах административно-правовых отношений использование диспозитивного метода регулирования общественных отношений (например, при заключении административных договоров).

Ведущим методом административного права является административно-правовой метод правового регулирования общественных отношений, содержание которого заключается в том, что субъект публичного управления наделен властной компетенцией, а объект обязан выполнять его законные требования.

В условиях демократического правового государства указанный метод потерял авторитарные признаки, потому что уравновешивается строгим соблюдением публичной администрацией законности и возможностью объекта публичного управления обжаловать его действия в нескольких независимых инстанциях.

Таким образом, административное право как отрасль права - это совокупность юридических норм, предназначенных для урегулирования на основе "власть-подчинение" широких общественных отношений между публичной администрацией и объектами публичного управления, возникающих в сфере государственного управления, предоставления административных услуг с целью публичного обеспечение прав и свобод человека и гражданина, нормального функционирования гражданского общества и государства, с возможностью применения к нарушителям административно-правовых норм мер административного принуждения и административной ответственности.

Понятие науки административного права шире понятия административного права как отрасли права. Наука административного права изучает не только административно-правовые нормы и отношения в сфере государственного управления, но и анализирует практику применения действующего законодательства. Она исследует: административно-правовые институты и их соотношение; проблемы систематизации и кодификации административного права; правовой статус субъектов административного права, их права и обязанности, административные процедуры и проблемы административного процесса и административной юрисдикции; средства обеспечения и укрепления режима законности, дисциплины и ответственности в сфере исполнительной и распорядительной деятельности; взаимосвязь административного права с другими отраслями правовой системы; этапы исторического развития области административного права, пути его дальнейшего совершенствования; опыт административно-правового регулирования и достижения зарубежной правовой науки.

 

Наука административного права - это теоретические положения и методологические основы, обеспечивающей процесс, исследования, анализа и разработки предложений, рекомендаций и концепций по вопросам правового регулирования общественных отношений в сфере организации и функционирования публичного управления, предоставления административных сервисных услуг многогранного публичного обеспечения прав и свобод физических и юридических лиц и др.

Административное право Украины преподается в юридических и других учебных заведениях с целью овладения будущими юристами, работниками государственных органов системой теоретических и научно-прикладных знаний о принципах и норм, регулирующих общественные отношения в сферах исполнительной власти и государственного управления, а также умениями и навыками практического применения указанных знаний.

Учебный курс административного права состоит из общей и особенной частей. В первой раскрываются истоки и основные этапы развития административного права, его место в системе отечественного права, источники административного права и административного законодательства и др.

Административное право Украины как учебная дисциплина - это систематизированный в соответствии с учебной программой курс, который преподается в учебных заведениях Украины с целью овладения будущими юристами, другими заинтересованными лицами системой теоретических и научно-прикладных знаний относительно норм, принципов, средств и других институтов административного права, а также умениями и навыками практического применения этих знаний.

Концепции развития административного права Украины:

1) генеральным направлением  административного права Украины  определена сервисная концепция, согласно которой публичная администрация  должна обеспечивать публичные  права, свободы и законные интересы  физических и юридических лиц;

 

2) Конституция Украины, ратифицированные  Верховной Радой Украины основополагающие  международные нормативно- правовые  документы утвердили в Украину  социальною концепцию, согласно  которой признается приоритет  публичных (индивидуальных) прав и  свобод человека и гражданина перед коллективными, государственными или в целом общественными интересами;

3) функционально административная  реформа в Украине предусматривает  переход к нового понимания  функций публичной власти, с целью  развития социально-правового, демократического  государства которое направляет  свои усилия прежде всего на  предоставление эффективных административных  услуг;

4) одним из неоспоримых  концептуальных направлений реформирования  всей правовой системы права  Украины, в частности административного  права, является поэтапное приведение  в действие его норм и принятие  новых, отвечающих требованиям "acquis communautaire" правовой системы Европейского  Союза;

Информация о работе Административное право в Украине