Административное право в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Административное право является одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы. Оно имело и имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 45.71 Кб (Скачать файл)

В годы первой мировой войны стали широко применяться чрезвычайные меры. В частности, в торгово-промышленной сфере военно-промышленные комитеты использовали административные методы регулирования, особые совещания3.

Новым явлением стала административная юстиция - прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей. Были уточнены предмет и понятие административно го права, административной деятельности государства. Причем, административная деятельность рассматривалась лишь одним из видов или формой государственной деятельности, заметно отличающаяся от законодательной и судебной деятельности как по своему содержанию, так и теми формами, в которых она проявлялась. Содержание административной деятельности государство рассматривало гораздо шире и сложнее содержания законодательной и судебной деятельности, К формам административной деятельности относили: частноправовые действия, принудительные и публично-правовые.

Таким образом, исторически возникает административное право, т.е. совокупность юридических норм (правил), определяющих взаимоотношения между органами государственного управления и гражданами. Отношения между правящей властью и гражданами могут быть только публичными, так как только публичные отношения становятся подзаконными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. История развития административного права Украины.

 

После распада СССР начался новый период в истории административного права Украины (как и в науке административного права России и других бывших республик, избравших собственный путь развития). В отношении Украины мы можем говорить о создании новой доктрины административного права, о пересмотре его предмета и т. п.

 

Вместе с тем, с принятием Конституции Украины в 1996 году возникает потребность в реформировании административной системы и в формировании принципиально нового взгляда на роль и содержание административного права в демократическом обществе.

 

Во-первых, это касается понятия и составляющих предмета административного права, который традиционно связывался с общественными отношениями, возникающими в процессе государственного управления; происходит пересмотр роли государственного управления в жизни общества, анализируется его соотношение с государственным регулированием и т. п. Продолжаются дискуссии по определению круга объектов, испытывающих на себе властное влияние со стороны государства, пределов вмешательства органов исполнительной власти в разные социальные сферы.

 

Во-вторых, в свете требований Конституции Украины административное право приобретает новую роль, оно уже определяется не как управленческое право или карательное право, а как право обеспечения и защиты прав человека.

 

Итак, определенному пересмотру подлежит и метод административного права, вернее, те формы его проявления, которые все ярче проявляются в современных условиях. Речь идет о реорди-нации и субординации. Ощутимое усиление роли реординации влечет за собой изменение природы административно-правового регулирования отношений между государством, его органами и гражданами. Объем государственного управления уменьшается и изменяется и не отождествляется уже с административно-правовой сферой. При этом повышается роль и изменяются границы административно-правового регулирования, укрепляется механизм защиты интересов в публичной сфере. Разрабатываются вопросы дихотомии права, его деления на частное и публичное. Все это находит проявление в ряде публикаций ученых-админис-тративистов, появившихся на протяжении последних лет.

 

В 1998 году принимается Проект Концепции реформы административного права Украины, в котором обосновывается содержательно согласованная совокупность теоретических и практических идей, выводов, положений и предложений, призванных внести необходимые уточнения, дополнения и изменения как в доктринальный аспект, так и в нормативную систему административного права Украины.

 

Новый толчок получает развитие теории административного процесса.

 

Новые взгляды на роль и сущность административного права Украины нашли воплощение не только в научных статьях и докладах, но и в учебниках по административному праву, уже вышедших из печати, а также в тех, которые находятся в процессе подготовки авторскими коллективами ведущих вузов страны.

 

Наука административного права Украины по существу только начинает свою историю, поскольку опыт независимого развития нашей страны как суверенного государства весьма непродолжителен. Несмотря на то, что украинские ад-министративисты могут опираться на значительный вклад в развитие науки административного права, внесенный учеными-юристами бывшего СССР, в частности, А.П. Алехиным, Д.Н. Бахрахом, Ю.М. Козловым, А.П. Кореневым, Б.М. Лазаревым, А.Б. Луневым, В.М. Манохиным, Л.Л. Поповым, М.С. Студеникиной, А.П. Шергиным и рядом других административистов, им предстоит решать немало новых теоретических и теоретико-прикладных проблем, обусловленных сломом административно-командной системы управления делами общества, осуществлением административной реформы, переходом к рыночной экономике, признанием принципиально важными новых явлений в жизни граждан, общества и государства. В этом плане заслуживают всяческого одобрения индивидуальные и коллективные усилия украинских ученых — административистов, направленные на исследование теоретических и практических проблем государственного управления;1 политико-правовых аспектов его эффективности ^конституционных основ и путей реформирования исполнительной власти;8 социально-правовых аспектов формирования и деятельности государственного аппарата;4 вопросов формирования и использования категории интереса в государственном управлении;5 проблем управления конкретными отраслями экономики, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности;'административной деликтологии2 и административной ответственности.3 По существу, наука административного права должна наметить научно обоснованные пути реформирования всей управленческой, правоохранительной и правообеспечительной деятельности с учетом правового статуса исполнителей конкретных задач, форм и методов их деятельности, определения содержания их прав, обязанностей и ответственности, установления эффективных систем контроля и проверки исполнения. С этой целью необходимо решить не только теоретические и практические вопросы ресурсного обеспечения законотворчества и правоприменения, но и минимизировать необходимость в издании огромной массы подзаконных актов, дополняющих или уточняющих законы, поскольку это всегда грозит опасностью нарушения законности в процессе реализации функций исполнительной власти. Законы страны должны по возможности исчерпывающе решать вопросы правового регулирования отношений, которые возникают в наиболее сложных

точках процесса реформирования экономики, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности. Их роль должна быть особенно значима, в частности, в регулировании процесса банкротства предприятий и банков как объектов управленческой деятельности, в ликвидации взаимных неплатежей, в регулировании рынка ценных бумаг, используемых как государственными, так и негосударственными структурами и гражданами; в установлении тарифов, действующих во внешнеэкономической деятельности; в частичном регулировании цен на определенные виды сырья и товаров (особенно товаров первой необходимости), в определении мер по социальной защите населения и т.п.

 

При этом, определяя задачи административного права в условиях перехода к рыночным отношениям, административно-правовая наука должна четко обосновывать принципы размежевания сфер действия норм административного и других отраслей права (например, гражданского, трудового, финансового и т.п.)»

 

Крайне важно, в частности, определить сущность и пределы административно-правового регулирования тех новых отношений, которые складываются в негосударственных секторах экономики и социально-культурного строительства. Речь здесь может идти не о жестком, принудительном воздействии, а о государственном руководстве посредством использования различных стимулов, правильного подбора и расстановки кадров органов исполнительной власти, налаживания систематического эффективного контроля за их деятельностью.

 

Очень серьезная проблема заключается также в научном обосновании путей совершенствования государственной службы, как особого вида трудовой деятельности. Поскольку законодательство о государственной службе подвергается коренным изменениям, перед наукой административного права встает задача четкого определения статуса и компетенции не только служащих и должностных лиц традиционных органов исполнительной власти, но и правового статуса и полномочий служащих, работающих в рамках вновь возникших служб и организаций,1 в частности, службы занятости и бытового устройства безработных, беженцев, вынужденных переселенцев. Требуется разработка новых законодательных и иных нормативных актов, которые определяли бы правовое положение этих новых субъектов административного права.

 

Наконец, немало новых задач перед административно-правовой наукой возникло в связи с усилением роли правоохранительной и правообеспечительной деятельности как важнейших атрибутов правового государства. Здесь требуются новые научные разработки и обоснования природы, функций и назначения административно-правовых средств защиты тех общественных отношений, которые складыва ются в сфере обеспечения публичного общественного порядка и государственного содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов.

 

Все перечисленные и многие другие задачи административно-правовой науки могут быть решены только совместными усилиями ученых-административистов и представителей других отраслевых правовых наук при активном содействии практикующих юристов и иных работников различных государственных органов и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В ходе долгого развития украинского административного права перетерпело множество изменений, и прошло очень долгий путь развития от прогосударственных образований к нынешнему положению административного права которое действует в настоящее время. Развитие административного права выявило постепенное усложнение государственного управления, непрерывного накопления опыта и источников права и увеличения проблем и задач которые необходимо решать административному праву.

За последние годы административное законодательство значительно обновлено. Новое конституционное разграничение предметов ведения, требующих законодательного развития и закрепления. К числу таковых следует отнести:

- нет системной связи актов по их уровням с учетом устройства.

- требует новых подходов,оценка состояния и развития особенной части административного права. Традиционно она включала правовые средства управления в разных его сферах и отраслях. Сейчас эти отрасли приобретают свойства самоорганизации, а управление еще не может быть фокусом их развития, становясь одним из его элементов.

Ближайшими задачами следует считать:

а) приведение в соответствие с Конституцией Украины основ государственного управления;

б) формирование нового нормативного массива с обязательной согласованностью с конституционными федеральными законами;

в) развитие управленческих отношений и поиск их, правильного соотношения с законами, актами управления;

г) законодательное закрепление нового статуса органов исполнительной власти, сужение сферы ведомственных актов, содержательное изменение функций данных органов, усиление элементов согласования в управленческих отношениях;

д) перевод на новую законодательную основу сфер деятельности, подлежащих нормативно-правовому регулированию (организация исполнительной власти, введение единообразного применения административных норм, перестройка управления экономикой, социально-культурной сферы, а так же сфер безопасности, обороны и внешних сношений);

е) совершенствование нормативного материала административного права требует крупных решений по кодификации процессуальных норм в сфере управления, кодификация потока административных правонарушений с после дующим созданием процессуального Кодекса и многое другое.

 

Административное право, сформировавшись как отрасль права за последние два столетия, отличается полнотой и относительной завершенностью структуры. Административное право изучает административное законодательство, которое по своему объему и масштабу едва ли может сравниться с какой-либо другой правовой отраслью, и весьма четкую и стройную систему административно-правовых институтов и подотраслей права. В административном праве все институты взаимозависимы и взаимосвязаны между собой: например, формы и методы управления уходят своими корнями в вопросы о сущности, задачах и функциях государственного управления и потому требуют предварительного изучения основополагающих проблем государственного управления и исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Учебник для студентов  высших учебных заведений юридической  специальности /Ю.П.Битяк-Харьков -576 стр.,2003 г.

2.Административное право  Украины под ред. Л.Коваль-1994 г.

3.Административное право  под ред. Г.Я.Павловского -1996 г.

4.Административное право под ред.В.К.Колпакова,учебник,Киев,Юринком Интер-1999 г.

5.Cоветское административное право/Учебник под ред.П.Т.Василенкова-М.Юрид.лит.,1990-173 стр.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Административное право в Украине