Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 11:03, реферат

Краткое описание

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем – материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами.docx

— 20.20 Кб (Скачать файл)

Административное право  пытается воздействовать на правонарушителя  разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем – материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться  следующие административные взыскания:

• предупреждение;

• штраф;

• возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или  непосредственным объектом административного  правонарушения;

• конфискация предмета, явившегося орудием совершения или  непосредственным объектом административного  правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

• исправительные работы;

• административный арест;

• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации  могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф – это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой – воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Штраф устанавливается в  пределах от 1/10 до 100 минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие  предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального права стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Не могут быть лишены права  охоты лица, для которых охота  является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи  с инвалидностью, за исключением  случаев наиболее грубых нарушений.

Исправительные  работы – это взыскание имущественного характера, носящее длящийся характер. Суть этого взыскания заключается в удержании до 20% заработка нарушителя в доход государства. Срок такого взыскания не может быть меньше 15 дней и больше двух месяцев. Исправительные работы могут назначаться только судом первого звена (районным и/или городским судом).

Административный  арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой видадминистративного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать пятнадцати суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до тридцати суток.

Административный арест  не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное  выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено в КоАП РСФСР совсем недавно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

• самостоятельный выезд  выдворяемых из Российской Федерации  под контролем соответствующих  органов,

• принудительное перемещение  указанных лиц через Государственную  границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Наложение административного  взыскания. Здесь существуют следующие правила. Во-первых, административное взыскание может быть наложено только на лицо, которое совершило административное правонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.

Во-вторых, при наложении  административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может налагать взыскание ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое, как известно, не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о наложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных правонарушениях. В-третьих, при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить административное взыскание, обязано учитывать характер допущенного правонарушения, его последствия, личность правонарушителя, форму и степень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. Замечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникновение ощущения безнаказанности, а излишне суровое – чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом преломлении принцип индивидуализации ответственности проявляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за административное правонарушение, а также – в возможности освобождения от административной ответственности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

чистосердечное раскаяние  виновного;

предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или  устранение причиненного вреда;

совершение правонарушения под влиянием сильного душевного  волнения, при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года.

Этот перечень является открытым, законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность,

является закрытым и может  быть изменен только законом Российской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются

• продолжение противоправного  поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;

• повторное в течение  года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим  преступление;

• вовлечение несовершеннолетнего  в правонарушение;

• совершение правонарушения группой лиц;

• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или  при других чрезвычайных обстоятельствах,

• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Однако, если административный проступок не был обусловлен таким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Освобождение  от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.

Иногда же случается, что  с учетом обстоятельств проступка к правонарушителю нецелесообразно применять меры административного воздействия, но все же нельзя полностью освободить от наказания. Поэтому законодатель предусмотрел вторую возможность освобождения от административной ответственности – освобождение с передачей материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива для применения мер общественного воздействия. Решение о передаче дела для применения мер общественного воздействия может принять только орган (должностное лицо), правомочный разрешать дело об административном правонарушении Такой вид освобождения от административной ответственности не исключает возможности проступка быть преюдицией преступления, т е. совершение аналогичного проступка в течение определенного законом срока может квалифицироваться как преступление

При совершении лицом двух и более административных правонарушений по общему правилу административное взысканиеналагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Кроме того, обстоятельствами, препятствующими привлечению к  ответственности, могут быть акт амнистии или помилования и др.

Лицо, подвергнутое административному  взысканию, которое в течение  года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного  правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию.


Информация о работе Административное право