Проблемы и перспективы совершенствования закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:17, статья

Краткое описание

Развитие законодательства Российской Федерации подчиняется объективным законам и зависит от потребностей общества в формализации тех или иных социальных регуляторов в виде нормативного права. По мнению доктора юридических наук И.Л. Бачило, основанием и причиной возникновения любых социальных регуляторов служит реальное существование объектов, по поводу которых возникают определенные отношения, формирование и реализация каких-либо видов социально значимой деятельности1.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!стахова!проблемы и перспективы совершенствования закон-ва.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

4. На уровне субъектов  Российской Федерации разработать  и принять нормативно-правовые  акты об информационных ресурсах  и информатизации, которыми урегулировать  на территории того или иного  субъекта отношения органов власти, органов местного самоуправления, граждан Российской Федерации, иных  лиц, участвующих в формировании  и использовании информационных  ресурсов указанного субъекта  РФ и в создании и эксплуатации  информационных систем, содержащих  такие ресурсы.

5. Создать в составе  Федерального агентства по информационным  технологиям, подведомственного Министерству  информационных технологий и  связи Российской Федерации, службу  мониторинга законодательства и  правоприменительной практики на  основе использования информационных  технологий.

1 См.: Бачило И.Л. Информационное  право. Роль и место в системе  права Российской Федерации//Государство  и право. 2001. № 2.

2 См., например: От правовой  информатики к информационному  праву. Материалы конференции/Гл. редактор  С. В. Коростелева. М., 2000.

3 См.: Шевердяев С. Н. Право  на информацию: к вопросу о  конституционно-правовой сущности//Право  и политика. 2001. № 10.

4 Данный подход реализован  в той или иной степени в  проекте ФЗ "О праве на доступ  к информации", внесенном Президентом  России в Государственную Думу 17 мая 1999 г. См., например: Анализ законодательства  в РФ в контексте права человека  на информацию. М., 1999. С. 187 - 198.

5 См., например: Бачило И.Л. О праве на информацию в  Российской Федерации. М., 1997. С. 18 - 26; Копылов В. А. Информационное право. Учебное пособие. М., 1997. С. 46 - 48.

6 См.: Шевердяев С.Н. Право  на информацию: к вопросу о  конституционно-правовой сущности//Право  и политика. 2001. № 10.

7 Буквальный анализ конституционных  положений дает возможность увидеть, что ближайшая замена этого  термина находится в ч. 4 ст. 29 Конституции  РФ, устанавливающей, что "каждый  имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом". Признано, что формула этой конституционной  статьи проистекает из положений  крупнейших международных документов  о правах человека, которые в  российском варианте дополнены  правомочиями "передавать" и "производить" информацию. Например, ст. 19 Всеобщей  декларации прав человека определяет, что "каждый человек имеет право  на свободу убеждений и на  свободное выражение их; это право  включает свободу беспрепятственно  придерживаться своих убеждений  и свободу искать, получать и  распространять информацию и  идеи любыми средствами и независимо  от государственных границ". Уже  на этом этапе буквального  сопоставления возникает сомнение  в том, что это положение имеет  в виду именно самостоятельное  право на информацию, поскольку  все информационные правомочия  Всеобщая декларация включает  в субъективное право на свободу  придерживаться своих мнений  и выражать их.

8 См.: Шевердяев С.Н. Указ. соч.

9 К данным участникам  можно отнести хранителей (или  собственников) запрашиваемой информации, органы или должностных лиц  разрешительной системы, действующей  в Российской Федерации (причем  не только государственной разрешительной  системы, но и частных разрешительных  систем).

10 По мнению доктора  юридических наук И.Л. Бачило, методы  реализации права на информацию  достаточно специфичны, причем их  специфика вытекает из сочетания  конституционного регулирования, административных  способов обеспечения особенностей  информационной деятельности, привлечения  всего арсенала регулирующих, контрольных, принудительных, карательных и стимулирующих  мер в процессе обеспечения  соблюдения законодательства и  реакции государства на правонарушения. См.: Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права  Российской Федерации//Государство  и право. 2001. № 2.

11 См., например: Федотов М.А. От правовой информатики к  информационному праву. Доклад. Материалы  конференции/Гл. редактор С.В. Коростелева. М., 2000.

12 См.: Бачило И.Л. Указ. соч.

13 См.: Бачило И.Л. Нормативно-правовое  регулирование права граждан  на информацию и информационной  открытости государственной власти. Аналитический доклад в рамках  российско-канадской программы "Реформирование  государственного управления в  Российской Федерации". М., 2004.

14 См.: Бачило И.Л. Информационное  право. Роль и место в системе  права Российской Федерации//Государство  и право. 2001. № 2.

15 См.: Шевердяев С., Савинцева  М., Панфилова Е. О Законе Калининградской  области "О порядке предоставления  информации органами власти Калининградской  области". Центр антикоррупционных  исследований и инициатив "Трансперенси  интернешнл - р". http://www.transparency.org.ru.

16 См.: Бачило И.Л. Информационное  право. Роль и место в системе  права Российской Федерации//Государство  и право. 2001. № 2.

17 См.: СЗ РФ. 1997. № 41. С. 8220 - 8235.

18 См.: СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

19 Там же. П. 1. Ст. 12.

20 Там же.

21 См.: Ведомости Московской  Думы. 1995. № 5.

22 См.: Подмосковные известия. 1998. № 55.

23 См.: Подмосковные известия. 1998. № 55.

24 См.: Ведомости Московской  городской Думы. 2002. № 1. Ст. 206.

25 Доктор юридических  наук И.Л. Бачило к таким гарантиям  относит достоверность и своевременность  информации, ее адекватность запросу  или интересам граждан. См.: Бачило  И.Л. Нормативно-правовое регулирование  права граждан на информацию  и информационной открытости  государственной власти. Аналитический  доклад в рамках российско-канадской  программы "Реформирование государственного  управления в Российской Федерации". М., 2004.

26 Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.06.2003)//СЗ  РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

27 См.: Указ Президиума  ВС СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII (ред. от 02.02.1988) "О порядке рассмотрения  предложений, заявлений и жалоб  граждан"//Свод законов СССР. Том 1. С. 373.

28 См.: Федеральный закон  РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом  положении иностранных граждан  в Российской Федерации"//СЗ  РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

29 См.: Доктрина информационной  безопасности Российской Федерации. (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895)//Российская  газета. 2000. № 187.

30 Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 31.10.2002). Ст. 272 - 274//СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

31 Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.06.2003)//СЗ  РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

32 Всеобщая Декларация  прав человека. Принята и провозглашена  Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года//Сборник документов. М., 1998. С. 39 - 44.

33 Конвенция о защите  прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) вместе  с Протоколом № 1 (подписан в  г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 6 "Об  обеспечении некоторых прав и  свобод", помимо тех, которые уже  включены в Конвенцию, и первый  протокол к ней (подписан в  г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)//СЗ  РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

34 См.: СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

35 Там же.

36 См.: СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.

37 См.: СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 658.

38 См.: Доктрина информационной  безопасности Российской Федерации. (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895)//Российская  газета. 2000. № 187.

39 См.: Постановление Конституционного  Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П "По  делу о проверке конституционности  пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской  Федерации" в связи с жалобой  гражданина Б.А. Кехмана"//СЗ РФ. 2000. № 9. Ст. 1066.

40 Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 31.10.2002). Ст. 272 - 274//СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

41 Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.06.2003)//СЗ  РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

42 Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30.06.2003)//СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

43 Гражданский процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ//СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 5432.

44 Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 30.06.2003)//СЗ  РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4921.

45 См.: СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

46 См.: СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

47 См.: Государственная программа  Московской области от 14 февраля 1997 г. № 1/97-НА (ред. от 16.07.1999) "Информатизация  Московской области на 1997 - 2000 годы"//Вестник  Московской областной Думы. 1997. № 4.

48 См.: Распоряжение Мэра  от 20 июля 2001 г. № 715-РМ (ред. от 06.08.2002) "О  разработке комплексной Программы  движения Москвы к информационному  обществу"//Вестник Мэрии Москвы (приложение). 2001. Июль.

49 См.: Указ Президента  РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 20.05.2004) "О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти"//СЗ  РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

50 См.: Постановление Конституционного  Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П "По  делу о проверке конституционности  отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи  22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации"//СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1774.

51 См., например: Стрельцов  А.А. Правовое обеспечение информационной  безопасности Российской Федерации  как правовая категория//Право  и политика. 2001. № 2.

52 См., например: От правовой  информатики к информационному  праву. Материалы конференции/Гл. редактор  С.В. Коростелева. М., 2000.

53 См.: СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

54 См.: Бачило И.Л. Нормативно-правовое  регулирование права граждан  на информацию и информационной  открытости государственной власти. Аналитический доклад в рамках  российско-канадской программы "Реформирование  государственного управления в  Российской Федерации". М., 2004.

55 См.: Проект федерального  закона № 97700220-2 (ред., принятая ГД  ФС РФ в I чтении 03.09.1997) "О праве  на информацию". Отклонен Государственной  Думой ФС РФ. Постановление Государственной  Думы ФС РФ от 20 декабря 2000 г. № 962-III ГД "О проекте Федерального  закона "О праве на информацию""//СЗ  РФ.2001. № 1 (ч. II). Ст. 27.

56 Законы США и Великобритании "О свободе информации" в  основном решают проблему предоставления  гражданам правительственной информации. В этом же ключе выстроены  и аналогичные законы многих  европейских стран. Эти законы  содержат до полутора десятков  ограничений свободного доступа  к названной категории информации, ограничений, обусловленных необходимостью  обеспечивать национальную и  государственную безопасность, гарантиями  приоритетов национальных и государственных  интересов.

57 Здесь имеется в виду  информация, хранителем и основным  пользователем которой выступают  органы государственной власти  и местного самоуправления. Как  правило, такая информация не  является общедоступной.


Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования закона