Проблемы и перспективы совершенствования закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:17, статья

Краткое описание

Развитие законодательства Российской Федерации подчиняется объективным законам и зависит от потребностей общества в формализации тех или иных социальных регуляторов в виде нормативного права. По мнению доктора юридических наук И.Л. Бачило, основанием и причиной возникновения любых социальных регуляторов служит реальное существование объектов, по поводу которых возникают определенные отношения, формирование и реализация каких-либо видов социально значимой деятельности1.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!стахова!проблемы и перспективы совершенствования закон-ва.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

 При достаточно беспорядочном  развитии нормативной основы  и трудностях ее упорядочения  с точки зрения задач информатики  и учета условий глобальных  информационных процессов важное  значение приобретает классификация  нормативного материала в рассматриваемой  сфере. При всем многообразии  и разноплановости нормативно-правового  материала, участвующего в указанном  обеспечении, его условно можно  разделить на несколько блоков.

 Такая классификация  выглядит следующим образом:

1. Нормативно-правовая основа  состояния легитимной основы  права граждан на информацию:

- обеспечение доступа  к информации о себе и своих  правах;

- защита информации о  частной жизни, личной и семейной  тайне, установление режима персональных  данных;

- гарантии реализации  права на информацию;

- защита прав и установление  обязанностей граждан и иных  субъектов в области обмена  информации и соблюдения требований  к обеспечению информационной  безопасности.

2. Нормативно-правовая основа  обеспечения гарантий открытости  государственных органов и информирования  граждан и иных субъектов об  их деятельности:

- формирование ресурсов  и систем, обеспечивающих информирование  граждан;

- регулирование правового  порядка доступа и пользования  государственными информационными  ресурсами;

- обеспечение систем контроля  и суда в области защиты  прав граждан на информацию.

 Представляется обоснованным  при исследовании российского  законодательства, обеспечивающего  функционирование механизма реализации  права на информацию, в первую  очередь остановиться на блоке  законов, формализующем состояние  легитимной основы права граждан  на информацию. В Российской Федерации  действуют около ста федеральных  нормативных правовых актов в  области реализации права на  информацию. Не меньшее количество  правовых актов принято и на  региональном уровне субъектами  Российской Федерации. Почти каждый  из них в той или иной  мере касается обеспечения доступа  граждан к информации, проблем создания соответствующей инфраструктуры, на основе которой это право может быть реализовано.

 Далее выделим наиболее  важные федеральные законы, указы  Президента, Постановления Правительства  Российской Федерации и некоторые  ведомственные акты, имеющие большое  значение для разрешения проблемы  информированности граждан и  обеспечения открытости, прозрачной  деятельности органов государственной  власти в процессе их взаимодействия  с гражданами.

 Несомненно, в формировании  легитимной основы права на  информацию граждан основным  источником права является Конституция  Российской Федерации 1993 г. Признавая  право на информацию естественным  правом в числе других основных  прав и свобод (ст. 17 и ст. 18), Конституция  содержит важные нормы прямого  действия, которые формируют основы  развития российского законодательства, организующего деятельность исполнительной  власти, местного самоуправления, и  обеспечивают правосудие в информационной  сфере.

 Право на информацию  и его содержание установлено  нормой, записанной в п. 4. ст. 29 Конституции  РФ: "Каждый имеет право свободно  искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом. Перечень  сведений, составляющих государственную  тайну, определяется федеральным  законом".

 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне"17 включает и норму, устанавливающую  категории информации, которая не  может быть отнесена к государственной  тайне. В п. 1. и 3. ст. 29 Конституции  РФ зафиксировано, что каждому  гарантируется свобода мысли  слова, никто не может быть  принужден к выражению своих  мнений или отказу от них. В  этой же статье Конституции  содержится важная норма о  гарантиях свободы массовой информации  и о запрете цензуры.

 Важные положения о  легитимной основе права на  информацию содержит Федеральный  закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об  информации, информатизации и защите  информации"18. Этот закон относит  граждан к пользователям, которые  наравне с органами государственной  власти, местного самоуправления  и иными организациями обладают  равными правами на доступ  к государственным информационным  ресурсам и не обязаны обосновывать  перед владельцами этих ресурсов  необходимость получения запрашиваемых  сведений. Исключение составляет  информация с ограниченным доступом19. Информация, полученная из государственных  информационных ресурсов, может  быть использована для создания  производной информации. Последняя, но не сама исходная информация, может быть использована как  источник прибыли и распространяться  в коммерческих целях. При этом  обязательна ссылка на источник  первичной информации20.

 На основе названного  Федерального закона субъекты  Российской Федерации издают  свои законы и иные правовые  акты, регулирующие правоотношения  в области информатизации и  в той или иной мере затрагивающие  обеспечение права на информацию. Так, Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. № 14 "Об основах малого  предпринимательства в Москве"21 обеспечивает защиту прав граждан  в сфере малого предпринимательства  путем создания Реестра для  хранения и актуализации информации  о субъектах Реестра и обеспечения  оперативного доступа к ней. Закон  Московской области от 12 марта 1998 г. № 9/98-ОЗ "Об информации и  информатизации в Московской  области"22 регулирует отношения, возникающие при формировании  и использовании информационных  ресурсов муниципальных органов, органов местного самоуправления на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю (гражданину) документированной информации, на основе создания и использования автоматизированных информационных систем, банков и баз данных, информационных технологий и средств их обеспечения, защиты информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации в Московской области.

 Правовые основы доступа  к информационным ресурсам Московской  области и порядка пользования  ими определены в ст. 13 Закона  Московской области от 12 марта 1998 г. № 9/98-ОЗ "Об информации и  информатизации в Московской  области". Ответственность за  несоблюдение режима работы с  информацией, предоставление заведомо  недостоверной информации, за то, что информация не предоставлена, регулируется статьей 14 Закона Московской  области "Об информации и информатизации  в Московской области". Глава 4 этого закона регулирует информатизацию  деятельности органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в Московской  области23.

 Закон города Москвы  от 24 октября 2001 года № 52 "Об информационных  ресурсах и информатизации города  Москвы"24 регулирует отношения  органов власти города Москвы, органов местного самоуправления, жителей Москвы, иных лиц, участвующих  в формировании и использовании  информационных ресурсов города  Москвы, в создании и эксплуатации  информационных систем, содержащих  указанные ресурсы. Закон определяет  правовой режим доступа к информационным  ресурсам хозяйственных организаций, граждан и иных категорий лиц.

 Таким образом, нормативно-правовое  обеспечение легитимации права  на информацию в Российской  Федерации вынуждено довольствоваться  Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", который не только полностью  не обеспечивает легитимацию  исследуемого права, но и не  позволяет формировать сколько-нибудь  дееспособную совокупность нормативно-правовых  актов, обеспечивающих механизм  реализации права на информацию  в Российской Федерации. Что же  касается регионального законодательства  в области все той же легитимации  права на информацию, то надо  сказать, что сегодня все нормативно-правовые  акты регионов в области информационного  права "зашорены" все тем же  Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".

 Обозревая нормативно-правовое  обеспечение гарантий реализации  права на информацию как одного  из элементов исследуемого механизма25, отметим, что Федеральный закон  от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" в ст. 22 предусматривает "обязанность  устанавливать порядок предоставления  пользователю информации с указанием  места, времени, ответственных должностных  лиц, а также необходимых процедур" и обеспечивает условия доступа  пользователей к информации". Статья 24 этого Федерального закона  посвящена защите права на  доступ к информации. Она гласит: "Отказ в доступе к открытой  информации или предоставление  пользователям заведомо ложной  информации могут быть обжалованы  в судебном порядке... Во всех  случаях лица, которым отказано  в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение  понесенного ими ущерба". Этой  норме корреспондирует статья 5.39 КоАП РФ об отказе в предоставлении  гражданину информации26.

 Основаниями обращения  гражданина в суд являются  неправомерный отказ в предоставлении  информации, несвоевременное предоставление  информации (документов и материалов), предоставление гражданину неполной  или заведомо недостоверной информации.

 Поскольку специального  закона о доступе к информации  граждан пока нет, порядок подачи  заявлений и просьб о предоставлении  информации гражданину определяется  в соответствии со статьей 33 Конституции  РФ и Указа Президиума Верховного  Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан"27. Реализация прав на информацию  иностранных граждан и лиц  без гражданства регулируется  Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении  иностранных граждан"28. Статья 4 этого  Закона уравнивает статус иностранцев  со статусом граждан Российской  Федерации с исключениями, установленными  федеральными законами.

 Что касается нормативно-правового  материала, регулирующего механизм  реализации права на информацию  в части защиты прав и установления  обязанностей граждан и иных  субъектов в области обмена  информации и соблюдения требований  к обеспечению информационной  безопасности, отметим, что Указом  Президента России от 9 сентября 2000 г. одобрена Доктрина информационной  безопасности Российской Федерации29. Основная идея этого документа - мобилизовать организационные  и правовые механизмы на обеспечение  баланса интересов общества, государства, человека (личности) в информационной  сфере. Важное место занимает  идея профилактики правонарушений  и обеспечения безопасности этой  сферы. В качестве угроз конституционным  правам и свободам человека  и гражданина названо следующее: создание монополии на формирование, получение и распространение  информации в стране, в том  числе и со стороны телекоммуникационных  систем: чрезмерное ограничение  доступа к общественно необходимой  информации, к открытым информационным  ресурсам федеральных органов  государственной власти, органов  субъектов РФ, местного самоуправления, к открытым архивным материалам  и другой открытой информации; нарушение конституционных прав  и свобод человека и гражданина  в области массовой информации; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации); противодействие, в том числе  криминальных структур, реализации  гражданами своих прав на личную  и семейную тайны, тайну переписки, телефонных переговоров и иных  сообщений; вытеснение российских  информационных агентств, СМИ с  внутреннего рынка и усиление  зависимости духовной, экономической, политической сфер общественной  жизни от зарубежных информационных  структур и др.

 Доктрина содержит  положения, которые должны быть  воплощены в законодательных  актах, обеспечивающих состояние  информационной безопасности в  стране. Многие необходимые для  этого условия уже существуют.

 Кроме упомянутой нормы  о защите государственной тайны, в Конституции РФ содержатся  нормы запретительного характера.

 Соблюдение прав и  свобод человека и гражданина  не должно нарушать прав и  свобод другого человека. Как  гласит ст. 19 Конституции РФ, "запрещаются  любые формы ограничения прав  граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности", в  том числе и применительно  к праву на информацию. А п. 2 ст. 29 прямо устанавливает, что "не  допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть или вражду". Эти  нормы не только определяют  наиболее вредные категории информации, но и свидетельствуют о запрете  на злоупотребление правом распространять  такую информацию.

 Кроме ответственности, согласно Уголовному кодексу  РФ, за преступления в сфере  информатизации30, Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях предусматривает ответственность за нарушения правил защиты информации, за разглашение информации с ограниченным доступом, со злоупотреблением свободой массовой информации, за воспрепятствование распространению продукции средств массовой информации, за нарушение правил распространения обязательных сообщений. В этом же Законе предусмотрены и нормы ответственности за воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм, порядку представления статистической информации, за нарушение правил хранения, комплектации, учета или использования архивных документов, изготовления и распространения продукции СМИ31.

 Законодательство Российской  Федерации в области обеспечения  гарантий открытости государственных  органов и информирования граждан  и иных субъектов об их деятельности  развивается в соответствии с  международными актами: Всеобщей  декларацией прав человека (1948 г.)32, Европейской Конвенцией "О защите  прав человека и основных свобод"33.

 Кроме Конституции  РФ, гарантии доступа к информации  о деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления  содержатся в Федеральном законе  от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"34. Этот Федеральный закон, в частности, определяет правовой режим документированной  информации, фиксирует основные  положения об информационных  ресурсах как элемента состава  имущества и объекта права  собственности, основы формирования  государственных информационных  ресурсов, устанавливает порядок  обязательного предоставления документированной  информации в целях формирования  таких ресурсов, систему классификации  информационных ресурсов по категориям  доступа (открытые и общедоступные  ресурсы, информация ограниченного  доступа, включающая сведения, отнесенные  к государственной тайне, и виды  конфиденциальной информации), а  также перечень информации, которую  запрещено относить к категориям  ограниченного доступа. Этим законом  решены и иные вопросы о  гарантиях доступа к информационным  ресурсам и пользования ими  гражданами России, иностранными  гражданами и лицами без гражданства, находящимися на территории страны  согласно ст. 62 Конституции Российской  Федерации.

Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования закона