Проблемы и перспективы совершенствования закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:17, статья

Краткое описание

Развитие законодательства Российской Федерации подчиняется объективным законам и зависит от потребностей общества в формализации тех или иных социальных регуляторов в виде нормативного права. По мнению доктора юридических наук И.Л. Бачило, основанием и причиной возникновения любых социальных регуляторов служит реальное существование объектов, по поводу которых возникают определенные отношения, формирование и реализация каких-либо видов социально значимой деятельности1.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!стахова!проблемы и перспективы совершенствования закон-ва.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, нормативно-правовое  обеспечение такого важного элемента  механизма реализации права на  информацию, как гарантии указанной  реализации, в настоящее время  представляет собой разрозненный  набор "разноисточниковых" норм, которые даже при очень большом  желании достаточно сложно объединить  в общий комплекс.

 Далее отметим, что  нормотворческая деятельность, направленная  на обеспечение правового порядка  доступа граждан к государственным  информационным ресурсам и пользования  ими в процессе реализации  их (граждан) конституционных прав, также базируется на Федеральном  законе "Об информации, информатизации  и защите информации"35. Важна  в этом отношении ст. 13 данного  Федерального закона. Она предусматривает, что "органы государственной власти  и местного самоуправления создают  доступные для каждого информационные  ресурсы" и в пределах своей  компетенции "осуществляют массовое  информационное обеспечение пользователей  по вопросам прав, свобод и  обязанностей граждан, их безопасности  и другим вопросам, представляющим  общественный интерес". Перечень  информационных услуг, предоставляемых  из государственных информационных  ресурсов бесплатно или за  плату, не возмещающую в полном  размере расходы на услуги, устанавливает  Правительство России.

 С января 1995 года в  Российской Федерации действует  Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ "О порядке освещения  деятельности органов государственной  власти в государственных средствах  массовой информации"36.

 Важное значение в  обеспечении гласности и открытости  органов государственной власти  имеет Постановление Правительства  РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 "Об обеспечении  доступа к информации о деятельности  Правительства Российской Федерации  и федеральных органов исполнительной  власти"37. Постановлением утверждены 53 вида сведений, обязательных для  размещения в информационных  системах общего пользования, значительно  расширен перечень актов, обязательных  для опубликования, в который  входили законы, указы, постановления  Правительства и ведомственные  акты, прошедшие государственную  регистрацию в Министерстве юстиции. В новый перечень обязательного  опубликования для всеобщего  ознакомления вошли общие сведения  о принятых Правительством программах, о законопроектной деятельности, о программах и планах деятельности  Правительства и официальных  мероприятиях, тексты официальных  выступлений и заявлений председателя  и членов Правительства, сведения  о решениях, принятых на заседаниях  Правительства и об их исполнении, об основных показателях социально-экономического  развития и исполнения федерального  бюджета, обзоры обращений граждан  и организаций к Правительству  России, обобщенная информация о  результатах рассмотрения таких  обращений и о принятых мерах, сведения о Председателе и  членах Правительства, о руководителях  федеральных органов исполнительной  власти и других руководящих  работниках.

 Федеральным органам  исполнительной власти этим Постановлением  предписано следующее:

- обеспечить доступ граждан  и организаций к информации  о деятельности этих органов, за исключением сведений, отнесенных  к информации ограниченного доступа, путем создания информационных  ресурсов в соответствии с  утвержденным перечнем;

- своевременно и регулярно  размещать указанные информационные  ресурсы в информационных системах  общего пользования, в том числе  и в сети "Интернет";

- систематически информировать  граждан и организации о деятельности  федеральных органов исполнительной  власти иными способами, предусмотренными  законодательством РФ.

 Нормативно-правовое обеспечение  доступа к информации, находящейся  в распоряжении органов государственной  власти, - наиболее развитая часть  исследуемой совокупности правовых  норм российского права, однако  не определяющая, а производна  и зависима от прочих элементов  механизма реализации права на  информацию. Таким образом, под созданную  базу, на основе которой в России  граждане могут получать доступ  к имеющейся в органах государственной  власти информации, необходимо подвести  определенную нормативно-правовую  основу, раскрывающую причину и  принципы рассматриваемого доступа.

 Исследуя нормативно-правовое  обеспечение защиты права на  информацию как еще одного  элемента рассматриваемого механизма, отметим, что в Российской Федерации  все системы контроля и правоохранительной  системы имеют отношение к  обеспечению законности в области  работы с информацией. Этой проблеме  посвящена Доктрина информационной  безопасности38.

 Прямое действие конституционных  норм о праве граждан на  информацию подтверждено, в частности, Постановлением Конституционного  Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П39. Постановление указывает на недопустимость "ограничения прав и свобод  в сфере получения информации, в частности, права свободно, любым  законным способом искать и  получать информацию, а также  права знакомиться с собираемыми  органами государственной власти  и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно  затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено Федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

 Во всех кодексах  Российской Федерации (УК РФ40, КоАП  РФ41, Трудовом кодексе РФ42), в процессуальных  кодексах - ГПК РФ43, УПК РФ44 и других, содержатся статьи, предусматривающие  ответственность за нарушения  в области работы с информацией, за нарушения прав граждан  и организаций в данной области  и порядка рассмотрения правонарушений  в области, связанной с информацией. В УК РФ, например, кроме специальных  статей о преступлениях в сфере  компьютерной информации (ст. 272 - 274), содержатся такие составы преступлений, как клевета, оскорбление, нарушение  неприкосновенности частной жизни  и тайны переписки, разглашение  тайны усыновления, отказ в предоставлении  гражданину информации, воспрепятствование  деятельности журналистов, проведению  собраний, митингов, демонстраций, сокрытие  информации об обстоятельствах, создающих опасность для здоровья, фальсификация доказательств, подделка  документов и т. д. Всего более 40 статей Уголовного кодекса РФ  имеют непосредственное отношение  к информационной теме.

 Кодекс об административных  правонарушениях содержит специальную  главу о нарушениях в области  связи и информатизации, но в  других разделах этого документа  находим множество составов, касающихся  защиты прав граждан на информацию. Они связаны с гарантиями получения  и использования информации в  системе выборов и референдумов, информации экологического характера, охраны здоровья, с чрезвычайными  ситуациями, о правах потребителей, об отказе в предоставлении  гражданину информации и т. д. В соответствии с КоАП РФ  должностные лица МВД РФ и  специальных подразделений почти  всех иных федеральных и региональных  органов исполнительной власти, согласно своей компетенции, должны  составлять протоколы об административных  правонарушениях. В процессе проведения  современной административной реформы  в системе федеральных министерств (а их стало значительно меньше) создаются ведомственные надзорные  службы в соответствии с Указом  Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти"45.

 Нормативно-правовое обеспечение  защиты права на информацию  не только страдает отсутствием  систематизации процедур и четкости  обоснования защитных мер, но  и чрезвычайно громоздко из-за  сложной системы государственных  органов, имеющих право на рассматриваемую  защиту. Таким образом, необходима  координация усилий указанных  органов. Для этого представляется  вполне обоснованным на основе  информационных технологий создание  службы мониторинга законодательства  и правоприменительной практики  в составе Федерального агентства  по информационным технологиям, подведомственного Министерству  информационных технологий и  связи Российской Федерации.

 Обозрение нормативно-правового  обеспечения механизма реализации  права на информацию необходимо  дополнить небольшим обзором  практики правоприменения федерального  законодательства и законов субъектов  Российской Федерации в исследуемой  области. Для начала отметим, что  указанная правоприменительная  практика в Российской Федерации  развивается по двум направлениям, связанным с принятием подзаконных  нормативных и индивидуальных  актов в области обеспечения  права на информацию, с одной  стороны, и разрешением конфликтных  ситуаций и устранением правонарушений  в судебной системе - с другой.

 Отметим наиболее заметные  направления правоприменения нормативно-правового  материала, регулирующего процедуры  реализации права на информацию.

1. На основе базового  Федерального закона от 20 февраля 1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации  и защите информации"46 многие  субъекты РФ приняли соответствующие  законы и иные нормативно-правовые  акты. Так, развитие информатизации  в Московской области определено  Областной целевой программой "Информатизация  Московской области на 1997 - 2000 гг.". Программой предусмотрено создание  единой базы данных и единой  компьютерной системы средств  массовой информации и печати; развитие регионального Центра  сбора и обработки информации  для социальной защиты населения, создание автоматизированной системы  обработки информации об инвалидах  и больных для социальной защиты  населения, претендующих на инвалидность; разработка специального математического  и программного обеспечения (информационно-справочных  и расчетных задач) гражданской  обороны и др47.

 Распоряжением Мэра  Москвы от 20 июля 2001 г. № 715-РМ "О  разработке Комплексной программы  движения Москвы к информационному  обществу" были определены и  осуществляются мероприятия, направленные  на обеспечение доступа сотрудников  и руководителей территориальных  органов управления к городским  информационным ресурсам, что, как  сказано в Распоряжении, "позволит  резко улучшить информационное  обеспечение управления в префектурах  и районных управах". В распоряжении  Мэра Москвы говорится, что "нормативные  акты по информатизации Москвы  должны также предусматривать  создание и соблюдение механизмов  постоянной обратной связи между  гражданами и органами власти  и местного самоуправления с  использованием современных ИКТ  и политических технологий"48.

2. В соответствии с  проводимой административной реформой  Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре  федеральных органов Российской  Федерации" предусматривает сокращение  числа министерств и концентрацию  этих органов по признаку общности  предметных сфер регулирования49. В области управления вопросами  информатизации будут действовать  два министерства: Министерство  транспорта и связи, в структуре  которого действует Агентство  связи, и Министерство культуры  и массовых коммуникаций РФ. Последнее  комплексно охватывает область  управления культурой, искусством, кинематографией, историко-культурным  наследием, средствами массовых  коммуникаций, телерадиовещанием, информационным  обменом, вещанием дополнительной  информации, развитием компьютерных  сетей общего пользования в  сфере электронных СМИ, печатью, издательской полиграфической деятельностью  и архивным делом. Такая концентрация  структур, связанных с обеспечением  прав граждан на информацию, позволит  более экономично и согласованно  выстраивать информационные структуры  и обеспечивать более высокий  уровень информирования граждан.

 О том, что касается  взаимодействия органов государственной  власти, в том числе и относительно  исполнения их обязанностей в  информационной сфере и обеспечении  прав граждан на информацию, возможны  споры, которые разрешаются либо  через административные каналы, либо через арбитражные суды. Наибольшее число таких споров  возникает по поводу нормотворческой  компетенции органов исполнительной  власти, а также этих органов  с органами местного самоуправления. Конституционный Суд РФ в Постановлении  от 11 апреля 2000 г. указал, что разрешение  публично-правовых споров такого  характера должно основываться "на  толковании компетенционных норм  Конституции Российской Федерации  в порядке конституционного судопроизводства"50.

 В практике правоприменения  все же мало дел, связанных  с защитой права на информацию  граждан и организаций. Наибольшее  число таких дел возникает  в связи с нарушением налоговой  и банковской дисциплины. Они  рассматриваются преимущественно  в арбитражных судах.

 В целом в области  контроля и осуществления юрисдикционной  деятельности по обеспечению  прав граждан на информацию  применяются все виды юридической  ответственности: уголовная, административная, материальная, гражданско-правовая, дисциплинарная. Но проблема заключается в  том, что правовая статистика  пока не выделяет этого вида  правоотношений и правонарушений  в структуре анализа состояния  законности. Как было сказано  выше, эти составы правонарушений  рассредоточены по разным разделам  законодательства и только их  небольшая часть определена как  специальные правонарушения в  информационной сфере. Заметим, что  и международная система статистики  уголовных преступлений не имеет  специальной графы для учета  правонарушений в области информации  и прав граждан на нее.

 Совершенствование законотворческой  работы в рассматриваемой области  не отличается устойчивостью. Существуют  отдельные направления информационной  политики (массовой информации, информатизации, информационной безопасности)51. Сложилась  практика планирования законотворческой  работы на уровне Государственной  Думы, в структуре которой существует  Комитет по информационной политике. Однако законодательство остается  мало управляемым и развивается  неравномерно.

 Есть немало оснований  для более углубленного анализа  факторов, , с одной стороны, способствующих  правовому регулированию проблемы  реализации права на информацию, но с другой - осложняющих ее. Доктор  юридических наук И.Л. Бачило выделяет  следующие факторы:

Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования закона