Проблемы и перспективы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание

Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в России 5
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса в России 5
1.2. Динамика развития малого бизнеса в России 8
2. Современное состояние малого бизнеса в России 14
2.1. Социально-экономическая и политическая роль малого
бизнеса 14
2.2. Малый бизнес в структуре экономики страны 16
3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 19
3.1. Проблемы малого бизнеса в России 19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса в России 26
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

1. Развитие малого бизнеса  в России 5

        1.1. Понятие  и сущность малого бизнеса  в России 5

        1.2. Динамика  развития малого бизнеса в  России 8

2. Современное состояние  малого бизнеса в России 14

         2.1. Социально-экономическая и политическая  роль малого 

бизнеса 14

         2.2. Малый бизнес в структуре  экономики страны 16

3. Проблемы и перспективы  малого бизнеса 19

         3.1. Проблемы малого бизнеса в  России 19

         3.2. Перспективы развития малого  бизнеса в России 26       

         3.3.  Государственная поддержка  малого бизнеса 28

Заключение 31

Список использованных источников 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий.         Предпринимательство - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги  или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.1

     В настоящее  время в России полным ходом  идет развитие рыночной экономики.  Проведение реформ и развитие  рыночных отношений определили  необходимость формирования и  развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого  и среднего бизнеса. Что экономически  выгодно, так как появление  большого числа фирм приводит  к появлению новых рабочих  мест, малым предприятием легче  управлять в условиях нестабильного  курса национальной валюты, а  также это приносит реальные  деньги в федеральный бюджет  и бюджет регионов Российской  Федерации. Развитие малого бизнеса  в первую очередь необходимо  старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую  жизнь, и в союзе с ними  получают значительную выгоду, как  для себя, так и для рыночной  экономики в целом. Ввиду того, что развитие малого бизнеса  является одним из условий  перехода России к полноценным  рыночным отношениям, устойчивому  развитию экономики, а также  обеспечению стабильности в социальной  сфере, данная тема является  наиболее актуальной в современной  жизни страны.

     Автор ставит  целью данной работы проанализировать  современное состояние малого  бизнеса в России.

     Для достижения цели необходимо решить ряд задач: 

  1. Рассмотреть сущность и становление малого предприятия в России.
  2. Проанализировать динамику развития малого бизнеса.
  3. Осветить социально-экономическую роль малого бизнеса.
  4. Определить место малого бизнеса в структуре экономики страны.
  5. Указать проблемы малого бизнеса в России.
  6. Рассмотреть перспективы развития.
  7. Исследовать поддержку малого бизнеса со стороны правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие малого  бизнеса в России.

1.1 Понятие и сущность малого бизнеса в России.

     В мировой  практике предприятия малого  бизнеса - это малые предприятия  различной организационно-правовой  формы; фермерские хозяйства;  индивидуальное предпринимательство;  малый семейный бизнес; формы  неформальной занятости (репетиторство,  выращивание плодово-ягодных культур,  скота и прочие кустарные промыслы). Каждую из этих форм характеризует  относительно небольшой объем  используемых ресурсов - труда и  капитала.2

     Изучая сущность  малого предпринимательства, необходимо  знать его истоки и процесс  развития. Малое предпринимательство  играло основную роль в распространении  цивилизации, но его история  никогда не занимала общественное  сознание. Но теперь малый бизнес  все больше признается как  созидательная сила экономики. В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места.            

Вследствие этого в  последние годы все чаще стали  обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и  проблемы. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

        Для  первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно  зарождение и деятельность центров  научно-технического творчества, временных  творческих коллективов при общественных  организациях, распространение бригадных  подрядов, малочисленность участников  предпринимательства и его экспериментальный  характер, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности  на базе частной собственности.  Этот этап можно назвать экспериментальным.3

        Во  время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса  расширяется, количество людей,  принимающих в нём участие,  увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Целью  развития малого бизнеса является  насыщение внутреннего рынка  потребительскими товарами. Этот  этап назвали этапом "кооперативного  движения". Он послужил акселератором  в накоплении и перераспределении  капиталов, позволил обрести начальные  знания, навыки работы малого  предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию  малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой  приватизации. Она создавала необходимую  базу для реального перехода к  рыночным отношениям, повышения экономической  эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено  частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно  рассматривать как российскую особенность  малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников  и интенсивного участия малого предпринимательства  в сфере услуг, торговли, общественного  питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и  длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой  другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве – 60 человек;

в научно-технической сфере  – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и  бытовом обслуживании населения  – 30 человек;

в остальных отраслях и  при осуществлении других видов  деятельности – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или годовом объёме прибыли .4

Малое предприятие как  хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении  своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

     Таким образом,  данное исследование показывает  нам, что малый бизнес развивается в России поэтапно. Сущность малого предпринимательства заключается в деятельности, осуществляемой субъектами рыночной  экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

1.2 Динамика развития  малого бизнеса в России

        Рыночная  экономика основывается на предпринимательстве  - это истина, не требующая доказательства. Не требует дополнительных объяснений  и то, что современное предпринимательство  – сложная система, в основе  которой лежит мелкий и средний  бизнес. Как свидетельствует богатейший  международный опыт, ни государственное  регулирование, ни корпорации-гиганты,  ни особые политические режимы  не сопоставимы с мелким и  средним предпринимательством в  деле обеспечения конкурентности рынка, защиты его от пагубных последствий монополизма, придания ему таких качеств, как гибкость, восприимчивость к обновлению.

        Как  показало время, малое предпринимательство  постепенно (хотя и не настолько  быстро, как предполагалось) начинает  занимать определенное место  в хозяйстве страны. Структура  распределения малых предприятий  по Федеральным округам России  представлена в таблице 1. 5

Таблица 1

 

Количество зарегистрированных малых предприятий

по федеральным округам  Российской Федерации на 1 июля 2011 г.

 

 

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2011 г.

в расчете на 100 тыс. чел. населения

единиц

прирост / сокращение за период 01.07.2010-01.07.2011

в % от среднего по РФ

РФ

161,8

7,0

100,0

Центральный ФО

184,7

0,7

114,2

Северо-Западный ФО

263,3

32,9

162,8

Южный ФО

125,4

-4,5

77,5

Северо-Кавказский ФО

64,6

2,0

39,9

Привольжский ФО

158,3

0,8

97,9

Уральский ФО

136,8

20,3

84,6

Сибирский ФО

142,0

13,9

87,8

Дальневосточный ФО

153,6

-0,6

95,0


      

     Анализируя таблицу 1 можно заметить, что распределение малых предприятий по федеральным округам очень неравномерно. По состоянию на 1 июля 2011 года в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,3%больше, чем по состоянию на 1 июля 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,0 ед. и составило 161,8 ед.

Рост числа малых  предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в пяти федеральных  округах. Наибольший рост отмечен в  Северо-Западном федеральном округе (на 15,6% или 32,9 малых предприятия  на каждые 100 тыс. жителей), Уральском  федеральном округе (на 15,6% или 20,3 малых  предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей  степени количество малых предприятий  выросло в Северо-Кавказском федеральном  округе (на 6,1% или 2,0 малых предприятия  на каждые 100 тыс. жителей) и  Центральном  федеральном округе (на 4,0% или 0,7 малых  предприятий на каждые 100 тыс. жителей).

Информация о работе Проблемы и перспективы малого бизнеса