Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Введение	3
1. Развитие малого бизнеса в России	5
        1.1. Понятие и сущность малого бизнеса в России	5
        1.2. Динамика развития малого бизнеса в России	8
2. Современное состояние малого бизнеса в России	14
         2.1. Социально-экономическая и политическая роль малого 
бизнеса	14
         2.2. Малый бизнес в структуре экономики страны	16
3. Проблемы и перспективы малого бизнеса	19
         3.1. Проблемы малого бизнеса в России	19
         3.2. Перспективы развития малого бизнеса в России	26        
         3.3.  Государственная поддержка малого бизнеса	28
Заключение	31
Список использованных источников	33
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в России 5
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса в России 5
1.2. Динамика развития малого бизнеса в России 8
2. Современное состояние малого бизнеса в России 14
         
2.1. Социально-экономическая и 
бизнеса 14
2.2. Малый бизнес в структуре экономики страны 16
3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 19
3.1. Проблемы малого бизнеса в России 19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса в России 26
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Список использованных источников 33
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. Предпринимательство - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.1
     В настоящее 
время в России полным ходом 
идет развитие рыночной 
     Автор ставит 
целью данной работы 
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Развитие малого бизнеса в России.
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса в России.
     В мировой 
практике предприятия малого 
бизнеса - это малые предприятия 
различной организационно-
     Изучая сущность 
малого предпринимательства, 
Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
        Для 
первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно 
зарождение и деятельность 
        Во 
время второго этапа (1987 - 1988 гг.) 
сфера деятельности малого 
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал 
полосой широкомасштабной приватизации 
и развития всех видов предпринимательства, 
появления множества 
Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или годовом объёме прибыли .4
Малое предприятие как 
хозяйствующий субъект обладает 
самостоятельностью в осуществлении 
своей хозяйственной 
     Таким образом, 
данное исследование 
1.2 Динамика развития малого бизнеса в России
        Рыночная 
экономика основывается на 
        Как 
показало время, малое 
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий
по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2011 г.
| 
   
 
 Федеральные округа  | 
  Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения  | ||
единиц  | 
  прирост / сокращение за период 01.07.2010-01.07.2011  | 
  в % от среднего по РФ  | |
РФ  | 
  161,8  | 
  7,0  | 
  100,0  | 
Центральный ФО  | 
  184,7  | 
  0,7  | 
  114,2  | 
Северо-Западный ФО  | 
  263,3  | 
  32,9  | 
  162,8  | 
Южный ФО  | 
  125,4  | 
  -4,5  | 
  77,5  | 
Северо-Кавказский ФО  | 
  64,6  | 
  2,0  | 
  39,9  | 
Привольжский ФО  | 
  158,3  | 
  0,8  | 
  97,9  | 
Уральский ФО  | 
  136,8  | 
  20,3  | 
  84,6  | 
Сибирский ФО  | 
  142,0  | 
  13,9  | 
  87,8  | 
Дальневосточный ФО  | 
  153,6  | 
  -0,6  | 
  95,0  | 
Анализируя таблицу 1 можно заметить, что распределение малых предприятий по федеральным округам очень неравномерно. По состоянию на 1 июля 2011 года в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,3%больше, чем по состоянию на 1 июля 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,0 ед. и составило 161,8 ед.
Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в пяти федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 15,6% или 32,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном округе (на 15,6% или 20,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Северо-Кавказском федеральном округе (на 6,1% или 2,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 4,0% или 0,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).