Проблемы и перспективы пенсионного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Первая часть работы посвящена общим вопросам по проблеме реформирования пенсионной системы в нашей стране. Зачем необходима вообще была пенсионная реформа, каковы предпосылки реформирования, какие проблемы в пенсионном обеспечении решили новые законодательные акты и что возможно еще сделать для улучшения работы пенсионной системы в Российской Федерации. Все эти вопросы раскрываются в первой части.
Вторая часть работы посвящена непосредственно трудовым пенсиям . Законом предусмотрены трудовые пенсии:
--по старости;
--по инвалидности;
--по случаю потери кормильца.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
I. Предпосылки реформирования пенсионной системы……………………5
II.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии……….14
2.1.Пенсия по старости………………………………………………..20
--установление, исчисление, выплата
--структура (базовая, страховая, накопительная)
2.2.Особенности назначения льготных(досрочных) пенсий……….25
-- досрочная пенсия по старости ( за выслугу лет)
-- за вредные условия труда
2.3. Пенсия по инвалидности ………………………………………..33
--установление, исчисление, выплата
--структура (базовая, страховая, накопительная)
2.4.Пенсии по случаю потери кормильца………………………….43
--структура (базовая, страховая)
--установление, исчисление, выплата
2.5. Конвертация и индексация трудовых пенсий………………..53
III. Проблемы и перспективы пенсионного законодательства………..62
Заключение……………………………………………………………….70
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 134.38 Кб (Скачать файл)

 

   ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………..2

I. Предпосылки реформирования  пенсионной системы……………………5

II.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии……….14    

2.1.Пенсия по старости………………………………………………..20

--установление, исчисление, выплата         

--структура (базовая, страховая,  накопительная)     

2.2.Особенности назначения  льготных(досрочных) пенсий……….25      

      -- досрочная пенсия по старости ( за выслугу лет)        

   -- за вредные условия труда      

2.3. Пенсия по инвалидности  ………………………………………..33 

--установление, исчисление, выплата 

--структура (базовая, страховая,  накопительная)               

2.4.Пенсии по случаю  потери кормильца………………………….43   

--структура (базовая, страховая)         

    --установление, исчисление, выплата       

2.5. Конвертация и индексация  трудовых пенсий………………..53

III. Проблемы и перспективы  пенсионного законодательства………..62

Заключение……………………………………………………………….70

Список использованной литературы……………………………………74

Приложения        

 ВВЕДЕНИЕ

В декабре 2001 года были приняты  важнейшие законодательные акты, способствующие обеспечению устойчивости, всемерному укреплению и дальнейшему развитию трудовых отношений.

С 1 января 2002г. Вступили в  действие 4 федеральных закона, относящиеся к пенсионной реформе: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.201г. №166-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской  Федерации» от 15.12.2001г. №167-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ; «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001г. №198-ФЗ.

Соответственно с момента  вступления  в действие новых законов утратили силу закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990г. и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий от 21 июля 1997г. Другие принятые до 1 января 2002г. Федеральные законы, предусматривающие  условия и нормы пенсионного обеспечения , применяются лишь в части , не противоречащей закону о трудовых пенсиях от 17.12.2001г. (п.2 ст.31 этого Закона). Сказанное не означает, что теперь все вопросы пенсионного обеспечения  решаются абсолютно по новому . Значительная часть норм старых законов в прежнем либо несколько измененном виде воспроизведена  и в новых. Некоторые новые нормы сформулированы таким образом, чтобы большая часть пенсионеров получала пенсию в полном объеме.

Принимая вместо одного пенсионного  закона 1990г. два ( о государственном пенсионном обеспечении  и о трудовых пенсиях), законодатель избрал критерием для этого источник финансирования пенсий: выплачиваются ли они только из средств  федерального бюджета  либо также и за счет страховых взносов. Отмечу, что новое деление пенсий – на трудовые и государственные – условное, поскольку рудовые пенсии не утратили характера государственных.

Подавляющее число пенсионеров  ( нынешних и будущих) попадает под действие  Закона о трудовых пенсиях.

Именно поэтому я избрал  эту тему для  исследования в своем дипломном проекте. 

В  работе исследуются  основные  критерии , параметры, расчетов и источники для всех категорий пенсионеров, получающих свои пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Первая часть работы посвящена  общим вопросам  по проблеме реформирования  пенсионной системы в нашей стране. Зачем необходима вообще  была пенсионная реформа, каковы предпосылки реформирования, какие проблемы в пенсионном обеспечении решили новые законодательные акты и что возможно еще сделать для улучшения работы пенсионной системы в Российской Федерации. Все эти вопросы  раскрываются  в первой части.

Вторая часть работы посвящена  непосредственно трудовым пенсиям . Законом предусмотрены трудовые пенсии:

--по старости;

--по инвалидности;

--по случаю потери кормильца.

Пенсии по старости и инвалидности состоят из трех частей: базовой , страховой и накопительной. Пенсия по случаю потери кормильца только из двух—базовой и страховой.

Каждый из видов трудовых пенсий имеет свою категорию получающих ее пенсионеров, составные части  каждого из видов трудовых пенсий рассчитываются по различным формулам и имеют несколько отличные составные  части.

Формирование  пенсий для лучшего восприятия приведены с конкретными примерами по расчетам каждой из составных частей.

В третьей части подведены  общие итоги работы.  Также в третьей части  обозначены основные проблемы и дальнейшие тенденции развития пенсионного законодательства в Российской Федерации.      

I. ПРЕДПОСЫЛКИ  РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

В течение последних двух лет тема дальнейшей судьбы пенсионного  обеспечения широко обсуждалась в средствах массовой информации. Спектр мнений был очень широк: от призывов «ничего не менять и оставить систему как она есть» до крайне радикальных взглядов - полностью отказаться от существующей солидарной системы, действующей на распределительной основе, и перейти к накопительной, что фактически означало приватизацию государственных обязательств перед будущими и нынешними пенсионерами.

Такие разнополюсные точки зрения, на мой взгляд, не учитывали всю гамму проблем исторических, экономических, демографических, психологических и в конечном счете политических аспектов жизни российского общества на современном этапе его развития.

На протяжении 30 лет в  бывшем СССР в области пенсионного обеспечения важнейшими актами являлись два закона "О государственных пенсиях" (Закон СССР от 14 мая  1956 г.) и "О пенсиях и пособиях членам колхозов" (Закон СССР от 15 июля 1964 г.). В соответствии с первым актом осуществлялось пенсионное обеспечение рабочих, служащих и некоторых других категорий граждан. Именно этим законом пенсия по старости на общих основаниях  рабочих и служащих устанавливалась по достижении необходимого пенсионного возраста (для женщин - 55 лет и для мужчин - 60 лет) при наличии общего трудового стажа - 20 и 25 лет соответственно для женщин и мужчин. Размер пенсии определялся в процентах к заработной плате и не мог быть ниже или выше сумм, установленных законом. По выбору обратившегося за пенсией заработок мог подсчитываться исходя из короткого или длительного периода работы. Если был выбран короткий период, то среднемесячный заработок подсчитывался за последние 24 месяца работы перед ее прекращением. При выборе длительного периода для подсчета среднемесячного заработка брались любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией. 

Следует отметить,  что именно в этот период и несколькими годами позже складывается устойчивое понятие специального трудового стажа как суммарная продолжительность работы в определенных условиях (или на соответствующих работах) либо в определенных районах. С учетом такого стажа предоставлялось льготное пенсионное обеспечение. Оно распространялось на подземные работы, на работы с вредными и тяжелыми условиями труда и в горячих цехах. По местностям, где протекала трудовая деятельность, выделялся стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам.

Пенсионное обеспечение  членов колхозов, а также членов их семей осуществлялось по второму законодательному акту. Пенсия по старости на общих основаниях колхозникам назначалась на тех же условиях, что рабочим и служащим. Однако заработок для исчисления пенсии брался за один пятилетний период работы в общественном хозяйстве колхоза. В заработок включалась оплата труда во всех ее видах, в том числе и в натурально-вещественной форме.

Финансовое обеспечение  двух названных законов было многоканальным с характерным применением "страхового метода" образования средств: начисления за всех рабочих и служащих страховых взносов, исходя из размера установленных отраслевых тарифов, и внесения их в бюджет государственного социального страхования; для колхозов также устанавливались обязательные отчисления (платежи) в централизованные союзные фонды социального обеспечения и социального страхования колхозников. Работающие пенсионеры получали пенсию на предприятиях и в организациях (за счет средств социального страхования), а неработающие пенсионеры в органах социального обеспечения - по месту жительства (за счет бюджетов союзных республик). Однако, несмотря на обилие финансовых источников, они не покрывали все расходы на пенсии советских граждан. В связи с этим основная тяжесть по пенсионному обеспечению (более 85% от всех расходов на социальное обеспечение) приходилась на государственный союзный бюджет.

К концу 70-х годов темпы  роста пенсий резко замедлились и стал увеличиваться разрыв между доходами работающего населения и пенсионеров. Кроме того, все яснее стали проявляться глубинные противоречия двух пенсионных законов, экономическая сущность которых была построена на наличии господствующих тогда двух форм собственности. Пенсионное обеспечение занятых в коллективном хозяйстве было ниже, чем рабочих и служащих, работающих на государственных предприятиях, в 2,5-3 раза.

К началу 80-х годов возникла объективная необходимость осовременивания существующего пенсионного законодательства, которое соответствовало бы социальным и экономическим реалиям того времени.

Однако принятие окончательного решения затянулось на многие годы в основном из-за поиска дополнительных финансовых источников, необходимых для таких преобразований. Только в мае 1990 года принимается союзный закон о пенсионном обеспечении советских граждан, а чуть позже -Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Кок в союзном, так и в российском законах повторились ранее действовавшие основания, определяющие право на пенсию по старости, - возраст и общий трудовой стаж (соответственно для женщин - 55 лет и 20 лет, для мужчин - 60 лет и 25 лет). Однако соотношение между минимальным и максимальным размерами пенсий было выше и составляло 1:3 (3,5), вместо 1:2 (2,5), применявшегося ранее.

Принципиально новым для  пенсионного обеспечения явилось введение единых условий начисления пенсий как для рабочих и служащих, так и для занятых в сельском хозяйстве.

Новым для законов было также введение понятия социальной пенсии, которая устанавливалось неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию.

Вместе с тем были и  существенные различия между союзным и российским пенсионным законодательством. Закон Российской Федерации №340-1 был более прогрессивен относительно союзного, поскольку предусматривал более высокие размеры пенсионирования и расширял права на пенсионное обеспечение у отдельных категорий населения. В законе отсутствовал перечень тех, кто имеет право на трудовую пенсию.

Он исходил из того, что  право на такую пенсию имеет каждый гражданин, у которого есть условия для ее получения независимо от социального положения ко времени обращения за пенсией. Российский закон не связывал возможность обращения за пенсией за выслугу лет с прекращением работы.

Законом вводилась новая  норма для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы: им предоставлялось право получать две пенсии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности. Были также отличия в уровне надбавки к пенсии по старости, определении размера пенсии многодетным матерям, в стажевых требованиях для пенсий по инвалидности из-за общего заболевания и по ряду других норм пенсионного законодательства.

Для финансового обеспечения пенсионного законодательства был создан автономный, независимый от государственного бюджета Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который формировал свой бюджет за счет дифференцированных отчислений страховых взносов как юридических, так и физических лиц.

Произошедшие в начале 90-х годов XX века изменения в экономике страны (шквальная либерализация цен, приватизация собственности, разрыв технологических связей между производителями и т.п.) резко ухудшили жизненный уровень и пенсионеров, и работающего населения. Только-только вступивший в силу Закон Российской Федерации № 340-1 был рассчитан, как и его предшественник, но плановую экономику с отлаженным регулятором контроля за ростом заработной платы. И кто мог тогда, в ноябре 1990 года, предполагать, что уже в 1992 году цены вырастут в 22,6 раза, а разброс заработной платы будет 1 к 15 при норме, ограничивающей максимальный размер пенсий тремя минимальными выплатами. В новых экономических условиях требовались иные подходы к формированию пенсионной политики, более четкое проявление страховых принципов при формировании будущей пенсии и снижение расходов по нестраховым периодам. Это возможно было сделать только при внедрении жесткого учета поступающих страховых взносов за застрахованное лицо от страхователя. В апреле 1996 года принимается такой закон о персонифицированном учете, а еще через год - 21 июля 1997г. № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", который вступил в силу с 1 февраля 1998 года. Данный закон должен был реализовать принципы обязательного пенсионного страхования. В нем не было понятий минимального или максимального размеров пенсий, а вводился индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП). Исчисление пенсии производилось на основе конкретной заработной платы и периода страхового стажа.

Вместе с тем, несмотря на выраженные признаки пенсионного страхования, закон фактически ограничивал максимальный размер пенсии введением предельного отношения среднемесячного заработка будущего пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, тем самым снижая мотивационный эффект отражения высоких заработков, не учитываемых (в силу ограничений по ИКП) при назначении пенсии.

Таким образом, начиная с 1998 года в единой пенсионной системе страны, стали применяться два самостоятельных порядка исчисления пенсии - с использованием ИКП и непосредственно из заработка. Возникла ситуация, при которой исчисление пенсий производилось параллельно по "старому" и "новому" механизмам расчетов, что приводило к разбалансировке самой пенсионной системы и ее финансового обеспечения в целом.

Информация о работе Проблемы и перспективы пенсионного законодательства