Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать исторические и теоретические основы формирования подоходного налога с физических лиц, проанализировать новый порядок взимания подоходного налога, выявить причины и положительные стороны введения новых налоговых ставок данного налога.
При освещении выбранной темы использовались различные методы и подходы, такие как общеисторический, сравнительно-правовой, логический, а также анализ собранных сведений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты налогообложения физических лиц……………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и значение подоходного налога с физических лиц…………..5
1.2. Исторические и нормативно-правовые тенденции формирования системы подоходного налогообложения физических лиц в Республике Беларусь…8
Глава 2. Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь………………………………………12
2.1. Плательщики и объекты обложения подоходным налогом. Доходы, не признаваемые объектом обложения………………………………………….12
2.2. Налоговая база, налоговые льготы и ставки подоходного налога с физических лиц………………………………………………………………….21
2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц……………………………………………………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованных источников………………………………………....89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..….3

Глава 1. Теоретико-исторические аспекты налогообложения физических лиц……………………………………………………………………………….5

1.1. Понятие и значение  подоходного налога с физических лиц…………..5

1.2. Исторические и нормативно-правовые тенденции формирования системы подоходного налогообложения физических лиц в Республике Беларусь…8

Глава 2.  Нормативно-правовая модель применения подоходного налога  физических лиц в Республике Беларусь………………………………………12

2.1. Плательщики и объекты  обложения подоходным налогом. Доходы, не признаваемые объектом обложения………………………………………….12

2.2. Налоговая база, налоговые  льготы и ставки подоходного  налога с физических лиц………………………………………………………………….21

2.3. Порядок исчисления  и сроки уплаты подоходного  налога с физических лиц……………………………………………………………………………….65

Заключение………………………………………………………………………86

Список использованных источников………………………………………....89

 

 

 

 

 

Введение

        Каждый человек в процессе жизнедеятельности получает определенные доходы, необходимые ему для благополучного существования. Одной из конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь является участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56 Конституции Республики Беларусь) [11]. Предписание данной нормы соблюдается каждым гражданином нашей страны путем уплаты подоходного налога с физических лиц, который относится к прямым налогам, зачисляющимся в местный бюджет.

  Актуальность данной темы на сегодняшний день заключается в том, что законодательство в сфере регулирования порядка подоходного налогообложения физических лиц с 1991 года неоднократно реформировалось, в том числе с 1 января 2009 года вступили в силу новые существенные изменения Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц»[29], основным нововведением является которых переход от прогрессивной шкалы налоговых ставок к линейной (единой, «плоской»). В данный момент взимание подоходного налога с физических лиц регулируется Особенной частью Налогового Кодекса Республики Беларусь[33].

Подоходный налог является основным видом прямых налогов. Ему отводится особая роль в системе налогообложения физических лиц.

 Совершенствование рыночных  механизмов в Республике Беларусь, развитие частного бизнеса, повышение экономической активности населения требуют совершенствования и оптимизации системы налогообложения в стране.

  Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать исторические и теоретические основы формирования подоходного налога с физических лиц, проанализировать новый порядок взимания подоходного налога, выявить причины и положительные стороны введения новых налоговых ставок данного налога.

 При освещении выбранной темы использовались различные методы и подходы, такие как общеисторический, сравнительно-правовой, логический, а также анализ собранных сведений.

Теоретической и методологической основой работы явились законодательные акты Республики Беларусь по подоходному налогообложению физических лиц (в основном нормы Особенной части Налогового Кодекса), нормативные и статистические данные, а также ряд учебников по финансовому и налоговому праву, помимо этого использовались периодические материалы и научные публикации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-исторические аспекты налогообложения физических лиц.

1.1. Понятие  и значение подоходного налога  с физических лиц.

Подоходный налог – один из основных налогов, формирующих бюджет современных государств. Он охватывает разнообразные источники доходов граждан, поскольку связан с различными сферами их деятельности.

Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

 Противники подоходных  налогов часто вспоминают фразу, приписываемую Томасу Джефферсону: «Вводя подоходный налог, вы создаёте нацию обманщиков» [13, с. 342].

 В ряде стран подоходным  налогом называют только налог  на доходы физических лиц, а  для юридических применяют термины  налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.

 Согласно законодательству  большинства стран не подлежат  обложению рассматриваемым налогом: амортизационные отчисления; средства, направляемые в благотворительные  учреждения; прибыль, направляемая  на капитальные вложения и  научно-исследовательские цели. В некоторых странах на определённый период уменьшается или вообще отменяется налог на прибыль новых компаний.

 Налоговые скидки в  сфере промышленного производства  распространяются на доходы от  истощённых недр, от предприятий, поглощённых крупными корпорациями, мелких, малорентабельных или убыточных и т. д.

 Ставки подоходного  налога строятся, как правило, по  сложной прогрессии.

 Прогрессивное налогообложение  — система, при которой налоговые  ставки увеличиваются по мере  роста дохода налогоплательщика, в отличие от регрессивного, при котором ставки снижаются.

 В финансовой практике  существует два вида прогрессии: простая и сложная.

   При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (стоимости имущества) для всей его суммы.

 При полной сложной  прогрессии доходы делятся на  части, каждая из которых облагается  по своей ставке, то есть повышенные  ставки действуют не для всего  увеличившегося объекта налогообложения, а для его части, которая превышает  предыдущую [12, с. 34].

Подоходный налог обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста дохода населения [15, с. 273-274]. 

Введение подоходного налога обусловлено причинами, которые по-разному проявлялись в различных странах, но могут быть сведены к следующему. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. Идея подоходного налога – обеспечение равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов плательщика [14].

 Как социальное явление  налоги подвержены влиянию политических  процессов, важнейшим из которых  является развитие демократии  как формы государственного устройства. Подоходный налог в качестве  демократического института может  существовать лишь при условии, что государство не выступает как аппарат, отчужденный от граждан-налогоплательщиков, а наоборот, является аппаратом, подчиненным гражданскому обществу. Важнейший признак такой подчиненности – наличие системы общественного контроля расходования средств, собранных посредством подоходного налога, и отчетности государственных служащих о произведенных ими расходах [14]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Исторические  и нормативно-правовые тенденции  формирования системы подоходного  налогообложения физических лиц  в Республике Беларусь.

Рассматривая ретроспективу подоходного налога, можно прийти к выводу, что по сравнению с другими налогами он появился не так давно. Он возник в условиях капиталистического общества в 18-19 вв., когда четко определились различия в видах и источниках доходов различных социальных групп: заработная плата рабочих, предпринимательский доход капиталиста, ссудный процент и т.д. На введение подоходного налога существенное влияние оказало рабочее движение, требование налоговой реформы с целью снижения налогового бремени, а также другие факторы. [42, с. 300-301]. Впервые рассматриваемый платеж был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.). С середины XIX века обложение личных доходов постепенно начинают вводить в другие страны. [6, с. 61]. Русский ученый И.Х Озеров объяснял причины введения подоходного налога в Англии «дефицитами», а затем общественными отношениями, ростом числа трудящихся, которые стали представлять уже крупную силу и были в состоянии заставить прислушиваться к их интересам…» [33, с. 362].  

К изучению истории налогообложения обращались многие известные историки и юристы, такие как Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, В.Н.Татищев и др. Первым научным трудом в данной области считается опубликованная в 1818 г. книга Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов». При этом следует отметить, что вплоть до середины 18 в. термины «налог», «налогообложение» в России не применялись. Для обозначения фискальных платежей в русском языке использовалось слово «подать». Поэтому даже в начале 20 в. налоговая политика страны называлась «податной политикой». Впервые термин «налог» упоминается в работе историка А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» в 1766 г. В законодательстве термин налог утвердился лишь в середине 19 в. [16, с.5]. 

Подоходный налог в Беларуси (в современном смысле) был введен в 1916 году, когда Беларусь еще входила в состав Российской империи, и распространялся на граждан, чей доход превышал прожиточный минимум 850 рублей в год. Платежи распределялись на 91 категорию граждан, ставки колебались от минимальной 6 рублей (с дохода свыше 850 рублей до 900 рублей) до максимальной в 48000 рублей (с дохода свыше 400000 рублей). В период натурализации хозяйства и обесценения денег поступления подоходного налога резко снизились и его практически отменили. При НЭПе взимание подоходного налога возобновилось параллельно с имущественным обложением под общим названием подоходно-имущественный налог (1922 год). В 1943 году был введен новый подоходный налог, его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР. [42, с. 294].

Распад СССР и переход к рыночной экономике создал предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях должно применяться прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ. Делает это государство, главным образом, с помощью подоходного налога с физических лиц. Исторически, объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц).

Далее вступает в силу Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц»[29] (далее - Закон), который определял порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, в т.ч. доходов от работы по найму в виде заработной платы, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, таким как подряд, возмездное оказание услуг и т.д. [7]. 

Далее в законодательстве происходят изменения, согласно которым наблюдается практика, что налог вводится с середины года, а его действие начинается с начала года. Исчисление и уплата налога началась с 1 января 1999 г., а утвержден он был только 9 мая 1999 г.

В 2009 году Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» претерпел, пожалуй, самые значительные изменения после того, как в 2005 году он был утвержден в новой редакции. Изменения касаются снижения ставок подоходного налога, порядка налогообложения индивидуальных предпринимателей, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, иных объектов налогообложения [35]. 

Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее - Закон № 72-З) введена в действие с 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь [23].

С момента введения ее в действие признан утратившим силу Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц».

 Согласно ст. 2 Закона  № 72-З Особенная часть Налогового кодекса применяется к отношениям, регулируемым налоговым законодательством и возникшим с 1 января 2010 г.

 По отношениям, регулируемым  налоговым законодательством, возникшим  до 1 января 2010 г., Особенная часть  Налогового кодекса применяется  к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

С 1 января 2013 года в особенную часть Налогового кодекса также внесены изменения. Произошедшие изменения будут проанализированы в следующих главах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Нормативно-правовая модель применения подоходного налога  физических лиц в Республике Беларусь.

2.1. Плательщики  и объекты обложения подоходным  налогом. Доходы, не признаваемые  объектом обложения.

В соответствии со ст. 152 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) плательщиками подоходного налога с физических лиц признаются физические лица. Определение физических лиц в целях применения норм НК, регулирующих взимание налогов, сборов (пошлин), дано в п. 6 ст. 13 НК. Согласно этому определению физические лица - это:

- граждане Республики  Беларусь;

- граждане либо подданные  иностранного государства;

- лица без гражданства (подданства) [22, п. 6 ст.13].

Однако признание физического лица плательщиком, а также признание его доходов от различных источников в качестве объекта обложения подоходным налогом осуществляются в зависимости от того, является ли это лицо налоговым резидентом Республики Беларусь или нет.

Информация о работе Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь