Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать исторические и теоретические основы формирования подоходного налога с физических лиц, проанализировать новый порядок взимания подоходного налога, выявить причины и положительные стороны введения новых налоговых ставок данного налога.
При освещении выбранной темы использовались различные методы и подходы, такие как общеисторический, сравнительно-правовой, логический, а также анализ собранных сведений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты налогообложения физических лиц……………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и значение подоходного налога с физических лиц…………..5
1.2. Исторические и нормативно-правовые тенденции формирования системы подоходного налогообложения физических лиц в Республике Беларусь…8
Глава 2. Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь………………………………………12
2.1. Плательщики и объекты обложения подоходным налогом. Доходы, не признаваемые объектом обложения………………………………………….12
2.2. Налоговая база, налоговые льготы и ставки подоходного налога с физических лиц………………………………………………………………….21
2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц……………………………………………………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованных источников………………………………………....89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Зачет (возврат) излишне уплаченной суммы подоходного налога может быть произведен налоговым органом по месту постановки на учет плательщика при подаче плательщиком налоговой декларации (расчета).

На такой зачет (возврат) имеют право плательщики, получившие доходы не по месту основной работы (службы, учебы) и имеющие право на получение социальных налоговых вычетов, имущественного налогового вычета на строительство. Причем право на такой вычет имеют плательщики независимо от наличия у них места основной работы (службы, учебы).

Также на возврат подоходного налога могут иметь право плательщики, получившие доходы в виде авторского вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности и претендующие на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Вместе с налоговой декларацией (расчетом) плательщик представляет справку о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Налоговый орган на основании представленной налоговой декларации принимает решение о зачете либо возврате излишне уплаченного подоходного налога. В частности, излишне уплаченный подоходный налог, установленный на основании налоговых деклараций, может быть зачтен либо возвращен плательщику налоговым агентом на основании письменного сообщения налогового органа о сумме излишне уплаченного подоходного налога. Сообщение направляется налоговому агенту не позднее рабочего дня после принятия налоговым органом решения о зачете или возврате.

Возврат плательщику излишне уплаченных сумм подоходного налога производится налоговым агентом в течение 20 дней со дня получения письменного сообщения путем:

- выдачи наличных денежных  средств;

- перечисления на текущий (расчетный), вкладной (депозитный) счет физического лица за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с возмещением этих расходов за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет.

В случае недостаточности денежных средств для возврата плательщику излишне уплаченных сумм подоходного налога налоговый агент обязан в 5-дневный срок со дня получения письменного сообщения письменно известить об этом налоговый орган по месту постановки на учет физического лица, который осуществляет зачет либо возврат излишне уплаченных сумм подоходного налога плательщику иными установленными законодательством способами.

Устранение двойного налогообложения.

Доходы, полученные плательщиками - физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от источников за пределами Республики Беларусь, признаются объектом налогообложения [34, подп. 1.1 ст. 153].

На практике могут возникать ситуации, когда доход плательщика - налогового резидента Республики Беларусь, полученный им за границей, будет облагаться дважды: один раз за границей и второй раз уже в Республике Беларусь.

Схожая ситуация и для нерезидентов Республики Беларусь. С доходов, полученных ими от источников в Республике Беларусь, уплачивается подоходный налог с физических лиц.

Для того чтобы таких ситуаций не происходило, государства заключают между собой договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства (ст. 8 Конституции Республики Беларусь, п. 1 ст. 5 НК).

Если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права [11;22 п. 2 ст. 5].

В целях устранения двойного налогообложения ч. 1 п. 1 ст. 182 НК определено, что фактически уплаченные (удержанные) плательщиком - налоговым резидентом Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранных государств суммы налога с доходов, полученных от источников за пределами Республики Беларусь, подлежат зачету при уплате налога в Республике Беларусь. Однако зачет не производится в отношении доходов, полученных из оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, по перечню этих оффшорных зон - государств (территорий), определяемому Президентом Республики Беларусь для целей исчисления оффшорного сбора. Перечень оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях [21].

Для проведения зачета плательщик обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет документы о полученном доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства [34, ч. 2 п. 1 ст. 182].

Однако зачет может быть проведен налоговым органом по письменному заявлению плательщика на основании документов о полученном плательщиком доходе и об уплате им налога за пределами Республики Беларусь, подтвержденных источником выплаты дохода. В этом случае плательщик обязан в течение одного года со дня подачи заявления о проведении зачета представить в налоговый орган документы о полученном доходе и об уплате им налога, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом иностранного государства. В случае непредставления в этот срок документов налог подлежит пересчету и доплате в бюджет с начислением пени.

Засчитываемые суммы налога, уплаченные за пределами Республики Беларусь с доходов от источников за пределами Республики Беларусь, не могут превышать сумму налога, исчисленную с таких доходов в соответствии с НК.

Для уплаты подоходного налога с доходов, полученных за пределами Республики Беларусь, проведения зачета уплаченного за пределами Республики Беларусь налога с дохода плательщик обязан не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представить налоговую декларацию (расчет). Уплата подоходного налога в бюджет этими плательщиками производится не позднее 15 мая года, следующего за истекшим календарным годом [34, п. 6 ст. 180].

За нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации, а также за неуплату (неполную уплату) суммы налога предусмотрена административная ответственность.

При налогообложении доходов от источников в Республике Беларусь плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь следует учитывать нормы п. 2 ст. 182 НК. Для освобождения от подоходного налога, налогообложения по пониженным налоговым ставкам, получения налоговых вычетов или налоговых льгот в соответствии международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения плательщик представляет налоговому агенту и (или) в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и по форме, установленным Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

Подтверждение представляется плательщиком по форме, установленной налоговым или иным компетентным органом иностранного государства.

В нем должны быть содержаться:

- сведения, позволяющие однозначно  идентифицировать физическое лицо, претендующее на освобождение  от уплаты подоходного налога, налогообложение по пониженным  ставкам, получение налоговых вычетов  или налоговых льгот;

- указание на то, что  физическое лицо в конкретном  календарном году является (являлось) налоговым резидентом иностранного  государства, с которым Республика  Беларусь имеет действующий в  течение соответствующего налогового  периода (или его части) международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

Такое подтверждение должно быть заверено налоговым или иным компетентным органом иностранного государства.

В случае непредставления подтверждения доходы, полученные плательщиком, не признаваемым налоговым резидентом Республики Беларусь, облагаются подоходным налогом в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Действующая система налогообложения доходов граждан в Республике Беларусь представлена основным налогом – подоходным. Он не только занимает ведущее место в системе налогов с населения, но и оказывает значительное влияние на формирование местных бюджетов, так как относится к разряду собственных (закрепленных) налогов и полностью оседает на территории местных Советов. Стабильность, безусловность изъятия и постоянное увеличение по мере роста доходов делают его для низовых бюджетов незаменимым. Подоходное налогообложение индивидуальных доходов способствует укреплению рыночного хозяйствования, поскольку основа рынка – самостоятельная инициативная деятельность индивидов, полностью отвечающих за свои доходы и расходы.

Подоходный налог – один из основных налогов, формирующих бюджеты современных государств. Он охватывает разнообразные источники доходов граждан, поскольку связан с различными сферами их деятельности. Подоходный налог обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста доходов граждан.

Подоходный налог является одним из важнейших элементов налоговой системы государства. Во многих странах он обеспечивает значительную часть доходов консолидированного бюджета. Кроме того, он позволяет перераспределять доходы граждан. Этот налог вносит весомый вклад в доходную часть бюджета развитых стран, где в начале 90-х годов в среднем он обеспечивал от 25 до 50% всех бюджетных поступлений. Его доля в общем объеме налоговых доходов составляла от 38% в Великобритании до 60,5% в США. Практика подоходного налога непосредственно связана с механизмом его построения, а именно с установлением ставок обложения. В ходе эволюции систем подоходного налогообложения исторически сложились две методики построения ставок – прогрессия и пропорциональность. Прогрессивное подоходное налогообложение применяется в подавляющем большинстве государств. При этом диапазон ставок достаточно широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии [8, c. 165].

Преимущества прогрессивности кроются в ее способности обеспечивать соблюдение принципа социальной справедливости в части налогового изъятия доходов различных категорий граждан без ущерба фискальным интересам государства. Прогрессивные налоги возрастают с увеличением облагаемых доходов, поэтому они серьезно затрагивают экономические интересы граждан со средним, а особенно с высокими доходами [1, c. 3].

При пропорциональном налогообложении ставка налога не зависит от величины дохода. Поэтому по мере роста объекта обложения налоговый пресс на плательщика ослабевает, что создает реальные стимулы к декларированию высоких доходов и полному выполнению налоговых обязательств [3, c. 3].

Совершенствование системы подоходного налогообложения является естественным процессом, отражающим изменения экономической ситуации в стране, необходимость унификации налогового законодательства в соответствии с проводимой согласованной политикой в рамках интеграционных процессов.

Подоходный налог претерпел существенные преобразования в течение действия налоговой системы Республики Беларусь. Основные направления его развития можно определить так:

- снижение ставок и  уменьшение их дифференциации;

- выделение из подоходного  прогрессивного налогообложения – налогообложение по фиксированным ставкам;

- переход в 1999 г. на систему  налогообложения по совокупному  доходу, что обеспечило равенство  всех видов доходов, независимо  от видов осуществляемой деятельности.

Основными предложениями по совершенствованию налогообложения физических лиц на современном этапе являются:

1. Совершенствование законодательной  базы.

2. Создание стабильной  налоговой системы, обеспечивающей  единство, непротиворечивость и  неизменность в течение финансового  года системы налогов и платежей, что будет стимулировать экономическую деятельность граждан.

3. Унификация налогового  законодательства в соответствии  с проводимой согласованной политикой  в рамках интеграционных процессов.

4. Совершенствование налоговых  льгот, а именно уменьшение количества льгот и исключение редко используемых льгот. В то же время необходимо увеличение необлагаемого налогом минимума и доведение его до минимального прожиточного минимума в качестве поддержки граждан с низким уровнем доходов.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Герасимова В. Корректировка налоговой системы: есть предложения // Национальная экономическая газета. – 2004. – № 66. – С. 3.

Информация о работе Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь