Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать исторические и теоретические основы формирования подоходного налога с физических лиц, проанализировать новый порядок взимания подоходного налога, выявить причины и положительные стороны введения новых налоговых ставок данного налога.
При освещении выбранной темы использовались различные методы и подходы, такие как общеисторический, сравнительно-правовой, логический, а также анализ собранных сведений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты налогообложения физических лиц……………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и значение подоходного налога с физических лиц…………..5
1.2. Исторические и нормативно-правовые тенденции формирования системы подоходного налогообложения физических лиц в Республике Беларусь…8
Глава 2. Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь………………………………………12
2.1. Плательщики и объекты обложения подоходным налогом. Доходы, не признаваемые объектом обложения………………………………………….12
2.2. Налоговая база, налоговые льготы и ставки подоходного налога с физических лиц………………………………………………………………….21
2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц……………………………………………………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованных источников………………………………………....89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

- этими лицами сдаются  в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилые и (или) нежилые помещения, машино-места, находящиеся на территории  Республики Беларусь (кроме случаев  сдачи внаем (поднаем) жилых помещений  по заключенным в календарном году двум и более договорам, продолжительность каждого из которых не превышает 15 дней);

- арендаторами являются  физические лица, не являющиеся  индивидуальными предпринимателями;

- размер дохода, полученного  в календарном году, не превышает 33100000 руб. в налоговом периоде [34, ч. 1 п. 2 ст. 173].

При получении в календарном году доходов от сдачи физическими лицами жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь, в размере, превышающем 33100000 руб. в налоговом периоде, такие доходы подлежат обложению подоходным налогом.

Конкретный размер ставок подоходного налога в фиксированных суммах в пределах ставок, устанавливается областными и Минским городским Советами депутатов в зависимости от категории населенного пункта, в котором находятся жилое и (или) нежилое помещения, машино-место, места нахождения этих помещений, машино-мест в пределах и (или) за пределами населенного пункта.

Ставка в размере 9% установлена в отношении доходов, полученных:

- физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам);

- индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий;

- физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам) [34, п. 3 ст. 173].

Налоговая ставка в размере 15% применяется в отношении доходов получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (частной нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности.

Анализ действующего законодательства в сфере правового регулирования взимания подоходного налога позволяет выделить следующие положительные стороны введения и применения линейной ставки данного налога:

- не произойдет роста  налоговой нагрузки на граждан с низким и средним уровнем доходов;

- упростится для бухгалтеров  порядок исчисления подоходного  налога;

- отмена выдачи справки  о налогообложении доходов при  изменении в течение года места  основной работы;

- максимальное сокращение  сферы декларирования для физических лиц;

- способствование легализации  «теневых» и доходов, сокрытых  от налогообложения;

- предполагается рост  поступления от налога в бюджет.

2.3. Порядок  исчисления и сроки уплаты  подоходного налога 

с физических лиц.

В большинстве случаев плательщики - физические лица не занимаются исчислением и перечислением подоходного налога в бюджет, за них это делают налоговые агенты (те, кто является источником дохода, чаще всего это наниматели). Но в некоторых ситуациях исчислить и уплатить налог обязаны сами плательщики. Такие требования установлены главой 16 НК и касаются:

- отдельных категорий  плательщиков;

- отдельных доходов, при  получении которых подоходный  налог нужно исчислить и уплатить  самим плательщикам.

Сумму подоходного налога необходимо исчислить по итогам налогового (или отчетного) периода.

Итак, для расчета подоходного налога необходимо сделать следующее.

1. По итогам налогового (или отчетного) периода определить  все свои доходы, которые облагаются  подоходным налогом и признаются полученными в этом налоговом (или отчетном) периоде.

2. Определить, по какой  ставке облагаются указанные доходы [34, ст. 173].

3. Определить право на  применение налоговых вычетов [ст. 164 - 169, 171].

4. Определить налоговую  базу (или налоговые базы, если получены доходы, в отношении которых установлены различные налоговые ставки):

- налоговая база по  доходам, полученным от одного  источника и облагаемым по  одной применяемой ставке, определяются  суммарно;

- налоговые базы по  доходам, облагаемым по разным  ставкам, определяются отдельно.

5. Исчислить сумму налога:

- при применении ставок  налога 12%, 9%, 15% по каждой налоговой  базе по следующей формуле:

Сумма налога = налоговая база х налоговая ставка

- по доходам от сдачи  физическими лицами жилых и  нежилых помещений, машино-мест - исходя из размера фиксированных сумм подоходного налога.

6. В установленные сроки  представить в налоговый орган  по месту постановки на учет  налоговую декларацию (расчет) и  произвести уплату налога.

Физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [25].

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом белорусскими индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь [22, ч. 1, 2 п. 1 ст. 19].

Частная нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью [28, п. 2 ст. 4]. Частные нотариусы совершают от имени Республики Беларусь нотариальные действия, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь [28, п. 1 ст. 4]. Поскольку данный вид деятельности лицензируется, частный нотариус осуществляет нотариальную деятельность после получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности.

Налогообложение частных нотариусов осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В целях налогообложения частные нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Адвокатскую деятельность может осуществлять только физическое лицо, получившее в установленном порядке лицензию [18, ст. 12].

В целях налогообложения адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально (далее - адвокаты), приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

При применении индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами) общего порядка налогообложения доходы, полученные ими от осуществления предпринимательской, частной нотариальной, адвокатской деятельности, согласно п. 1 ст. 153 НК являются объектом обложения подоходным налогом. При этом не являются объектом налогообложения доходы от осуществления видов деятельности, по которым в соответствии с НК применяются особые режимы налогообложения, не предусматривающие уплату подоходного налога, в частности: налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог с ИП и иных физических лиц, налог на игорный бизнес и т.п.

Кроме того, освобождаются от налогообложения, например:

- доходы плательщиков - индивидуальных  предпринимателей, полученные от  реализации товаров (работ, услуг) в  объектах придорожного сервиса в течение 5 лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов. При этом для целей НК под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций. Для подтверждения права на использование этой налоговой льготы плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения [22, подп. 1.4 ст. 21];

- доходы плательщиков, получаемые  от реализации овощей и фруктов (в том числе в переработанном  виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иной продукции растениеводства (за исключением декоративных растений и продукции цветоводства), молочных и кисломолочных продуктов (в том числе в переработанном виде), продукции пчеловодства, иной продукции животноводства (кроме пушнины) как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде, - при соблюдении установленного порядка [34, подп. 1.15 ст. 163].

Доходы от предпринимательской (частной нотариальной, адвокатской) деятельности учитываются при определении налоговой базы на дату их фактического получения.

Для налогообложения доходов, получаемых от осуществления предпринимательской (частной нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности, установлена налоговая ставка 15%, для доходов, полученных индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий, - 9% [34, п. 4, подп. 3.2 ст. 173].

Доходы ИП от осуществления их деятельности подразделяются на:

- доходы, полученные от  реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав, уменьшенные на сумму налогов  и сборов, уплачиваемых из выручки;

- внереализационные доходы, уменьшенные на сумму налогов  и сборов, уплачиваемых из выручки.

То есть для целей исчисления подоходного налога из поступающей выручки следует исключать налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, плательщиком которых является ИП.

Для ИП отчетным периодом признаются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.

Для доходов ИП, в отношении которых ставка подоходного налога установлена в размере 15%, налоговая база определяется как денежное выражение этих доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. То есть вычитается вначале профессиональный налоговый вычет, потом стандартные, социальные и имущественный вычеты. А при налогообложении доходов ИП по ставке 9% вычитаются последовательно: стандартные, социальные и имущественный, профессиональный налоговые вычеты.

Независимо от наличия места основной работы (службы, учебы) ИП вправе применить профессиональный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1.1 ст. 168 НК (в сумме фактически произведенных расходов - в порядке, установленном ст. 169 НК, либо по нормативу - 10% общей суммы подлежащих налогообложению доходов). Воспользоваться стандартными, социальными и имущественным (на строительство или приобретение жилья) налоговыми вычетами при исчислении подоходного налога за отчетный (налоговый) период вправе только ИП, не имеющие в течение отчетного (налогового) периода места основной работы (службы, учебы).

Стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 164 НК, ИП, не имеющие в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы), применяют за те календарные месяцы отчетного (налогового) периода, в которых у ИП отсутствовало место основной работы (службы, учебы), исходя из установленных размеров, приходящихся на каждый месяц отчетного (налогового) периода. При этом вычет, применяется при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессионального налогового вычета, не превышает в соответствующем календарном квартале 10050000 руб. [34, ч. 4 п. 3 ст. 164].

ИП обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Порядок ведения учета ИП определен Инструкцией о порядке ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 N 82 [5].

На основании данных учета доходов и расходов ИП самостоятельно ежеквартально исчисляют суммы подоходного налога, исходя из налоговой базы, определенной нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода, и налоговой ставки 15% (или 9% - для резидентов Парка высоких технологий). Расчет налоговой базы подоходного налога производится ИП в налоговой декларации (расчете) за отчетный (налоговый) период [34, ч. 2 п. 8 ст. 176]. ИП обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.

Налоговая декларация (расчет) заполняется ИП за каждый отчетный период (квартал) нарастающим итогом с начала налогового периода на основании данных налогового учета доходов и расходов..

Однако ИП, не получившие в течение квартала доходы, облагаемые подоходным налогом и (или) получившие доходы, полностью освобождаемые от подоходного налога или освобождаемые от этого налога в пределах размеров, установленных НК, вправе не представлять налоговую декларацию (расчет) за соответствующий отчетный период [34, ч. 3 п. 9 ст. 176].

Уплата в бюджет суммы исчисленного подоходного налога производится ИП в срок не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.

В случае прекращения деятельности ИП обязаны в 5-дневный срок со дня представления заявления о прекращении деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) за период с начала налогового периода по день подачи заявления о прекращении деятельности включительно и не позднее 15 календарных дней с даты подачи налоговой декларации (расчета) уплатить в бюджет исчисленный подоходный.

Информация о работе Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь