Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать исторические и теоретические основы формирования подоходного налога с физических лиц, проанализировать новый порядок взимания подоходного налога, выявить причины и положительные стороны введения новых налоговых ставок данного налога.
При освещении выбранной темы использовались различные методы и подходы, такие как общеисторический, сравнительно-правовой, логический, а также анализ собранных сведений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты налогообложения физических лиц……………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и значение подоходного налога с физических лиц…………..5
1.2. Исторические и нормативно-правовые тенденции формирования системы подоходного налогообложения физических лиц в Республике Беларусь…8
Глава 2. Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь………………………………………12
2.1. Плательщики и объекты обложения подоходным налогом. Доходы, не признаваемые объектом обложения………………………………………….12
2.2. Налоговая база, налоговые льготы и ставки подоходного налога с физических лиц………………………………………………………………….21
2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц……………………………………………………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованных источников………………………………………....89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

- установления опеки, попечительства;

- появления иждивенца.

Сохраняется данный вычет до конца месяца, в котором:

- ребенок достиг 18-летнего  возраста;

- с обучающимися старше 18 лет, получающими в дневной форме  получения образования общее  среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное, первое  высшее образование, были прекращены  образовательные отношения с  учреждениями образования;

- физическое лицо перестало  быть иждивенцем;

- наступила смерть ребенка  или иждивенца;

- прекращены опека, попечительство.

      Пример.  Работнику  организации предоставляется вычет в размере 155000  руб.  10 января текущего года ребенку исполняется 18 лет. Начиная с февраля работнику  не  будет  предоставляться стандартный налоговый вычет в размере 155000 руб.

Стандартные налоговые вычеты предоставляет наниматель плательщику по месту его основной работы (службы, учебы) на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты [34, ч. 1 п. 3 ст. 164].

При отсутствии у плательщика места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты предоставляются по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки (при отсутствии трудовой книжки - по письменному заявлению плательщика с указанием ее отсутствия):

- налоговым агентом;

- налоговым органом.

Налоговым агентом предоставляются вычеты в течение календарного года при выплате доходов плательщику, налоговым органом - по окончании календарного года (2012 года) при подаче налоговой декларации по доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 178 НК (в частности, к ним относятся доходы, полученные физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь от источников за пределами Республики Беларусь, доходы, полученные от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами).

Причем стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику, у которого отсутствует место основной работы (службы, учебы), по его выбору только одним налоговым агентом либо налоговым органом [34, ч. 2, 3 п. 3 ст. 164].

Документы, подтверждающие право на применение стандартных налоговых вычетов, представляются плательщиком налоговому агенту по мере возникновения таких прав до первой выплаты дохода, а при утрате права на такие вычеты - не позднее месяца, следующего за месяцем утраты такого права.

Плательщику предоставлено право использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований. Льготы по налогам, которые не использованы плательщиком, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий:

- плательщиком не заявлен  письменный отказ от использования  льгот по налогам;

- налоговое обязательство возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам;

- не истекло 3 года со  дня возникновения налогового  обязательства, при исполнении которого  возникли правовые основания  для использования льгот по  налогам.

Плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено НК [22, п. 5 ст. 43].

В случае если плательщиком несвоевременно представлены налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются плательщику. Причем возврату подлежат излишне удержанные налоговым агентом суммы налога с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды, но не более чем за 3 предшествующих года [34, п. 3, 4 ст. 181].

Если причитающаяся плательщику сумма стандартных налоговых вычетов превышает налогооблагаемый доход плательщика, то эта сумма превышения стандартных налоговых вычетов над доходом на следующий месяц не переносится, не накапливается. Статьей 164 НК перенос неиспользованных остатков стандартных налоговых вычетов не предусмотрен (в отличие от социальных налоговых вычетов и имущественного налогового вычета).

Стандартные налоговые вычеты в размере 550000, 155000 (310000), 780000 руб. могут быть одновременно предоставлены работнику. Статьей 164 НК не установлены ограничения в одновременном предоставлении стандартных налоговых вычетов.

Социальные налоговые вычеты.

Социальные налоговые вычеты предоставляются работнику в случаях, когда он несет расходы, связанные с:

1) оплатой за свое обучение в учреждениях образования РБ при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских ИП (включая проценты по ним) фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.

        2) в сумме, не превышающей 10 000 000 бел. руб. в течение налогового периода и уплаченной плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком страховым организациям Республики Беларусь в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов за лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), – за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста).

Социальный налоговый вычет вправе применить плательщики:

- за свое обучение;

- за обучение лиц, состоящих  в отношениях близкого родства;

- опекуны (попечители) за  обучение своих подопечных, в  том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста.

К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги [34, подп. 2.1 ст. 153].

          Пример.   Сестра   оплачивает   обучение   родного   брата.   Она  как плательщик  имеет право эти расходы по обучению брата предъявить в качестве социального налогового вычета.

Вычет предоставляется в сумме, уплаченной в течение календарного года плательщиком за свое обучение или за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем) - за обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста). Причем ограничение в размере предоставления социального вычета на обучение не установлено [34, ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 165, ст. 162].

Для предоставления социального налогового вычета принимаются следующие виды расходов на обучение:

- суммы, уплаченные плательщиком в течение календарного года за обучение;

- суммы расходов по  погашению кредитов банков Республики  Беларусь, займов, полученных от  белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за  исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам).

Социальный налоговый вычет на обучение предоставляется, если обучение осуществляется в учреждении образования Республики Беларусь.

Учреждение образования - юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности [10, ст.1].

Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, иными актами законодательства, уставом учреждения образования [10, п. 11 ст. 19].

Учреждения образования могут быть государственными и частными.

Социальный вычет предоставляется при обучении как в государственном, так и в частном учреждении образования Республики Беларусь, как при очной, так и при заочной форме обучения. При предоставлении вычета наниматель должен удостовериться, имеет ли учреждение образования лицензию и тем самым относится ли оно к учреждениям образования Республики Беларусь.

Следует учесть, что социальному налоговому вычету подлежат суммы, направленные плательщиком только на получение:

- первого высшего образования;

- первого среднего специального образования;

- первого профессионально-технического  образования.

Структура высшего образования включает в себя две ступени, в том числе магистратуру [10, п. 3, 5 ст. 202 ]. Соответственно расходы по оплате обучения в магистратуре учреждения образования Республики Беларусь также подлежат вычету.

Плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет на обучение при получении каждого первого уровня образования (первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического). Например, плательщик, получающий первое профессионально-техническое образование, имеет право на социальный налоговый вычет, даже если до этого им было получено первое среднее специальное образование.

Вычет на обучение предоставляется плательщику нанимателем по месту основной работы (службы, учебы).

Социальный налоговый вычет может быть также предоставлен плательщику налоговым органом по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации (расчета) по доходам [34, ч. 1 п. 2 ст. 165]:

1) полученным не по месту основной работы (службы, учебы);

2) подлежащим налогообложению  в соответствии с п. 1 ст. 178 НК, а именно по:

- доходам, полученным от  физических лиц, не являющихся  налоговыми агентами;

- доходам, полученным физическими  лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь от источников за пределами Республики Беларусь;

- другим доходам, удержание  подоходного налога с которых  не возложено на налоговых  агентов.

Причем налоговым органом данные вычеты предоставляются плательщикам по этим доходам независимо от наличия у плательщика места основной работы (службы, учебы).

Если в календарном году социальный налоговый вычет на обучение не может быть использован плательщиком полностью, его остаток переносится на последующие календарные годы до полного его использования.

Право на социальный вычет имеют плательщики, уплатившие страховые взносы:

- по договору добровольного  страхования жизни;

- по договору добровольного  страхования дополнительной пенсии;

- по договору добровольного  страхования медицинских расходов.

Обязательным условием для предоставления вычета является заключение договора добровольного страхования жизни и договора добровольного страхования дополнительной пенсии на срок не менее 3 лет.

Необходимо отметить, что вычету также подлежат суммы, уплаченные плательщиком в качестве страховых взносов по вышеназванным договорам за:

- лиц, состоящих с ним  в отношениях близкого родства;

- своих подопечных, в том  числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста (для плательщиков-опекунов (плательщиков-попечителей)).

Вычет на страхование предоставляется по месту основной работы (службы, учебы) плательщика в течение календарного года, в котором понесены расходы по оплате страховых взносов [34, ч. 1 п. 2 ст. 165, ст. 162].

Социальный налоговый вычет также может быть предоставлен плательщику налоговым органом по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации (расчета) по доходам [34, ч. 1 п. 2 ст. 165]:

1) полученным не по  месту основной работы (службы, учебы);

2) подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 178 НК, а именно по:

- доходам, полученным от  физических лиц, не являющихся  налоговыми агентами;

- доходам, полученным физическими  лицами - налоговыми резидентами  Республики Беларусь от источников  за пределами Республики Беларусь;

- другим доходам, удержание  подоходного налога с которых  не возложено на налоговых  агентов, а также доходам, указанным  в п. 11 ст. 176 НК.

Причем налоговым органом данные вычеты предоставляются плательщикам по этим доходам независимо от наличия у плательщика места основной работы (службы, учебы).

Если в календарном году социальный налоговый вычет по страхованию не может быть использован плательщиком полностью, его остаток переносится на последующие календарные годы до полного его использования [34, п. 6 ст. 165].

Имущественные налоговые вычеты.

Осуществляя отдельные операции с имуществом, плательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов при определении размера налоговой базы по подоходному налогу. К таким операциям относятся:

Информация о работе Нормативно-правовая модель применения подоходного налога физических лиц в Республике Беларусь