Экономическая мысль Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема изучалась многими учеными, рассматривалась философами, и многих волновал вопрос: «Что предшествовало развитию экономики на Востоке, какова была мысль Древности?» В современной науке этому вопросу уделяется мало внимания, поэтому данная тема особо актуальна в наше время. Целью данной работы является изучение характерных черт, как экономического строя, так и соответствующей ему надстройки (т. е. «политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения») в период образования и развития древневосточных рабовладельческих государств.

Содержание

Введение
1. Изучение экономической мысли Древнего Востока
2. Экономическая мысль Древнего Востока
2.1. Древней Египет
2.2. Вавилония
2.3. Древний Китай
2.4. Древняя Индия
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«Российская академия народного хозяйства  и государственной службы при  Президенте Российской Федерации»

Владимирский филиал

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «История экономических учений »

На тему: «Экономические учения Древнего Востока»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента группы Эбс-113:

Алферовой Юлии Андреевны

Кафедра: Экономики 

Специальность: Экономическая Безопасность

 

                    Научный руководитель:

 к. э. н. доцент Омарова Т.Д.

 

 

 

Владимир

2013

Оглавление

 

Введение

1. Изучение  экономической мысли Древнего  Востока 

2. Экономическая  мысль Древнего Востока

  • 2.1. Древней Египет
  • 2.2. Вавилония
  • 2.3. Древний Китай
  • 2.4. Древняя Индия

3. Заключение

4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема изучалась многими  учеными, рассматривалась философами, и многих волновал вопрос: «Что предшествовало развитию экономики на Востоке, какова была мысль Древности?» В современной науке этому вопросу уделяется мало внимания, поэтому данная тема особо актуальна в наше время.

Целью данной работы является изучение характерных черт, как экономического строя, так и соответствующей ему надстройки (т. е. «политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения») в период образования и развития древневосточных рабовладельческих государств. 

В связи с этим важнейшей задачей  является решение следующих вопросов:

1. рассмотрение экономической мысли в Вавилоне и в Древнем Египте;

2. подробное изучение экономики Древнего Китая и Древней Индии, а также причин возникновения того или иного строя;

3. изучены работы великих  мыслителей древности.

Объектом исследования работы является экономическая мысль Древнего Востока, в частности: экономика Древнего Египта, Вавилонии, Древнего Китая и Древней Индии и Древнего Израиля.

Также предметом изучения становятся зачатки экономической  мысли и особенности ведения  экономики в Древнем Востоке. 

Структура работы определяется основными поставленными задачами. Работа состоит из:

  • Введения
  • Двух основных частей
  • Заключения
  • Списка использованной литературы

1. Изучение  экономической мысли Древнего  Востока 

      Любую науку начинают изучать с момента ее возникновения, с ее  истоков. Экономическая мысль возникает одновременно с появлением первобытных поселений, но в то время она носит довольно примитивный характер, заключающийся в вопросе: «Как выжить одному человеку или его семье?» форму учения, законом она приобретает одновременно со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем изучать экономическую мысль древности только после появления первых цивилизаций.

 С появлением ᴨервых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, ᴨеред обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность котоҏыҳ сохраняется до сих пор. В их числе наиболее значимой была и, вполне понятно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политик.

В странах  Древнего Востока поддерживалась система  рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных  отношений ᴨеред товарно-денежными. Это можно свести к следующему:

1. Выразители  экономической мысли Древнего  мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих  государств - стремились идеализировать  и сохранить навсегда рабовладение  и натуральное хозяйство как  главные условия открытого разумом  и охраняемого гражданскими законами  непреходящего "естественного  порядка".

2. Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических оᴨераций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в котоҏыҳ усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

 Однако  для более обстоятельной и  полной характеристики эволюции  экономической мысли Древнего  мира необходимо обособленное  рассмотрение особенностей хозяйственной  жизни восточного рабства и  классического рабства и основных  идей и воззрений в дошедших  до нас памятниках экономического  мышления цивилизаций Древнего Востока.

Хозяйственная деятельность людей  началась в глубокой древности, и  с того времени появляется экономическая  мысль о том, как выгоднее вести  хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует  искать в учениях мыслителей Древнего мира. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни определило специфику азиатского способа производства (чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится собственности государства; неприкосновенность частной собственности).

В Вавилонии наибольшую известность  имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого". В законах предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности.

Важное значение для истории  экономической мысли имело древнекитайское  учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.

Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли  Древней Индии является трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе - материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя.      

Одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого-общества, государства. Жизнь человека до мелочей регламентировалась обычаями, и любая попытка бунта, утверждения своей самостоятельности и обособленности каралась. Сознание индивидуализма, автономии и принадлежащих человеку от природы прав еще не сложилось.

Подробнее с экономической мыслью древнейших стран Древнего Востока  мы познакомимся в следующей главе.

 

 

 

2. Экономическая  мысль Древнего Востока

2.1. Древней  Египет

Древнеегипетская  экономическая мысль представлена в основном различного рода "Поучениями" неизвестных авторов. Посвящены  они вопросам государственного управления хозяйственной деятельностью, изложены в форме необязательных для выполнения советов хозяйствующим субъектам  по поводу сооружения и обслуживания ирригационных систем, проведения мелиорационных работ. Всё это требовало централизованного  управления со стороны правительства  и четкой организации производства, на что и делали упор хозяйственные  трактаты.

 На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Наиболее важными принято считать «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» (ХХII в. до н. э.) и «Речение Ипусера» (начало ХVIII в. до н. э.). 

В памятнике  отражены экономические функции  государства, «правила» государственного управления, методы управления хозяйством, овладение которыми для правителя  так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, которые стоит между фараоном и населением. Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: «Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается… Награждай вельмож податными спискам, жрецов – участками земли».

«Вредный  человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей, сотри имя его, погуби сторонников его. Его подчиненные  любят его. Мятежник для горожан  – это смута, так как он создает  из подданных два отряда молодых  воинов. Если ты обнаружишь горожанина и дела его известны тебе, сообщи о нем придворным, и они уничтожат  его – он враг. Подавляй толпу, уничтожай  пламя, которое исходит от нее. Тот, кто беден, – он враг. Будь враждебен к бедняку. Он дает разъяриться толпе, помещенной в рабочие дома…» 

В период Среднего царства (XX-XVIII вв. до н.э.) необычайное распространение получило долговое рабство, результатом которого стала гражданская война, сопровождающаяся избиением аристократов и чиновников, переделом их имущества. Сохранился документ, отражающий экономические воззрения побиваемых во время войны аристократов. Это "Речение Ипусера". 

 В «Речении  Ипусера» описаны социальный переворот («простолюдины страны стали богатыми»), разрушение централизованной системы управления и последствия этого. Главная идея этого речения – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций, долгового рабства и ростовщичества во избежание обогащения простолюдинов и начала в стране гражданской войны. «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране.

Впервые в  мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, так как люди неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота рабы стали «владеть устами», бедняки получили имущество богатых и последним пришлось работать.

Ипусер стремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. "Идеальный деспот", по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.

На ровне с Египтом развивалась экономическая мысль в Вавилоне.

 

 

 

3. Вавилон

Вавилония – это древневосточное государство, возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Государство располагалось в долине между реками Тигр и Евфрат. Столицей царства был город  Вавилон, по которому оно получило название.

Для этого  древневосточного государства характерно быстрое развитие частной собственности  и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы  производителей, развитию долгового  рабства.

 Из этого  государства до нас дошли так  называемые законы:

1)законы  царя Эшнунны (XX в. до н. э.), в которых толковались хозяйственные вопросы;

2)законы царя первой вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), в истории их чаще всего называют кодексом законов, который использовался уже в XVIII в. до н. э.

В 1901 г. французскими археологами был обнаружен кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.). Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба (247 законов). 

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока