Этапы развития экономической мысли. Древний Восток. Древняя Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:43, контрольная работа

Краткое описание

Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Периодизация истории экономических учений в данной работе основывается на выделении социально-экономических формаций в истории общества. Соответственно, будут рассмотрены: история экономической мысли древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономики капиталистического общества. В целях упорядочения излагаемого материала, в развитии экономической мысли периода капитализма выделены следующие периоды: конец 17-начало 19 века, середина 19-начало 20 века, 20 век1.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные этапы развития экономической мысли 4
1.1. Экономические учения Древнего мира 4
1.2. Экономическое учение феодального общества 6
1.3. Экономические учения эпохи капитализма 8
Глава 2. Древний Восток 13
2.1.Древний Египет 13
2.2. Месопотамия 14
2.3. Древняя Индия 16
2.4. Древний Китай 18
Глава 3. Древняя Греция 25
3.1. Взгляды Ксенофонта 25
3.2. Взгляды Платона 26
3.3. Взгляды Аристотеля 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы развития экономической мысли...Балийчук.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНО  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ В Г. МУРМАНСКЕ» 
 

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 
 

Курс 1                                                                                    № зачетн.кн 0986001

Специальность СЗОЭФ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему «Этапы развития экономической мысли. Древний Восток. Древняя Греция» 
 
 

Студента: Балийчука Виталия Дмитриевича

Адрес: Мурманск, пр. Кольский 160-47

Место работы: РСК «Заря»

Должность: реф. механик 
 
 

Мурманск - 2009

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Данная  работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Периодизация истории экономических учений в данной работе основывается на выделении социально-экономических формаций в истории общества. Соответственно, будут рассмотрены: история экономической мысли древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономики капиталистического общества.  В целях упорядочения излагаемого материала, в развитии экономической мысли  периода капитализма выделены  следующие периоды: конец 17-начало 19 века, середина 19-начало 20 века, 20 век1.

     Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости2

     В экономических учениях феодального  общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается  интерес к проблемам товарно-денежных отношений.

     Развитие экономической мысли в эпоху  капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.

Глава 1. Основные этапы развития экономической  мысли

1.1. Экономические  учения Древнего мира

     Экономические идеи древности, в основном, находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Одним из крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там  с 1792 по 1750 гг. до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность. Они ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.

     В Китае экономические теории нашли  отражение в конфуцианстве. Идеолог  Китая Конфуций защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, нравственную и юридическую философию. Конфуций различает "великую общность" (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа.

     Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа “Артхашастра”, царя Чандрагупты I. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия. В его работе находит отражение проблема “стоимости вещей”. Величина стоимости определяется количеством “дней работы”, а вознаграждение – в строгом соответствии с результатами труда. Автор отличает рыночную цену от стоимости, указывая, что конкурирующий покупатель “увеличивает цену на товар, делая ее выше действительности”. Он включает прибыль в цену товара в качестве “прочих издержек” и заранее определяет ее “для данной местности в 5% с установленной цены, а для иностранных товаров – в 10%”.3

     Древнегреческий мыслитель Ксенофонт  отразил в своих произведениях стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства. Он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей и впервые обратил внимание на значение разделения труда, а так же указал на связь уровня разделения труда и размера рынка. Выявил зависимость между меновой стоимостью продукта и его потребительной стоимостью. И, что очень важно, признавал кроме функции денег как средства обращения и накопления, их обращение в качестве капитала. Ксенофонт учил рабовладельцев, что для “обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов”.

     Другой  древнегреческий философ – Платон  останавливался на разъяснении связи между разделением труда, торговле, деньгами и выделением купцов. Но он защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и стремился свести функции денег к средству обращения, усматривая в деньгах одну из причин вражды в обществе; он отвергал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен.

     Аристотель, будучи самым крупным идеологом  рабовладельцев Древней Греции, признавал  “истинное” богатство, как совокупность потребительных стоимостей. Он был за справедливый обмен, впервые выделив меновую стоимость: “5 лож = 1 дому или денежной сумме”.

В истории экономической  мысли Древнего Рима одними из наиболее известных учений были концепции  Катона Старшего, Гракхов Тиберия  и Гая и Варрона Колумеллы. Катон Старший защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход за счет интенсификации труда рабов. Прибыль он рассматривал как избыток над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства.

     В попытке вывести из кризиса Римское государство из экономического кризиса братья Гракхи Тиберий и Гай выдвинули проект аграрной реформы. Они требовали ограничить крупное землевладение и упрочить положение разорившихся крестьян. 4

     Из  всего сказанного можно сделать  вывод, что об экономике, как учении, в древнем мире имели весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.

1.2. Экономическое  учение феодального общества

     С ходом развития производственных сил, общество накапливало свои экономические знания. Нередко эти идеи находили отражение в религиозной философии. Так, например, социально-экономические идеи Корана воплотились в исламе. Коран уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества.

     Идеолог расцвета феодализма в арабских странах  Ибн Хальдуна выдвинул тезис о  том, что в продуктах заключается  “труд, который проявляется как стоимость”. Это позволило ему сделать вывод, что продукты труда приобретаются “путем равноценного обмена по стоимости”, и что золото и серебро “служит воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом”. Он так же отличал от стоимости рыночную цену: “если на рынке мало предметов роскоши, то цена будет выше стоимости их труда”. Ибн Хальдуна считал, что путь расцвета общественной жизни – это уменьшение размера налогов.

     Памятником  разложения первобытнообщинных отношений  и возникновения феодализма является “Салическая правда”, составленная в Королевстве франков. Она защищала общинную собственность, не забывая и о частной собственности. Феодальная собственность и крепостничество получили поддержку в “Капитуляриях о виллах” (“Закон о поместьях”)  в период 18-19 веков.

     Представители церкви также выступали идеологами  экономических отношений.  Примером может служить концепция Фомы Аквинского, его идеи о “справедливой  цене” установленной богом. Присвоение торговой прибыли, и % он считал нарушением “справедливой цены” и требовал запрещения крупной торговли и ростовщичества. Фома сводил обмен к равенству пользы: чтобы компенсировать ущерб от лишения нужной вещи владелец продает ее дороже, чем купил.

     Русская экономическая мысль в феодальной России начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства (9 в.). Созданная тогда “Русская правда” защищает формирующееся феодальное землевладение.5

     Начиная с 15 века по всему миру стали появляться различные экономические школы  и учения. Учение утопического социализма взяло начало с книги Томаса Мора  “Утопия”. В этой вымышленной стране была общественная собственность, всеобщностью труда, регулирование производства, и не было денег.

     Поздний меркантилизм во главе Т. Меном (Англия) достиг расцвета во второй половине 17 века. Центральной была идея о “системе торгового баланса”, а именно: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости ввезенных и вывезенных товаров. Для этого поощряли посредничество и вывоз денег за границу. Выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другую. Был запрещен вывоз готовых изделий и предметов роскоши.

     Меркантилисты уделяли большое внимание сфере  обращения. С появлением в 1615 году “Трактата  о политической экономии” А. Монкретьена, выделилась наука о торговом балансе с ее основной идеей – “много продавать, мало покупать”.

     Постепенно  меркантилисты дошли до мысли, что  товар – деньги, но они не могли  объяснить, как и почему товар  становится деньгами. Отстаивая активный торговый баланс, поздние они увидели в деньгах не только средство накопления, но и средство обращения, а защищая посредническую торговлю, признавали функцию денег как капитала. Ими был выдвинут тезис, что труд является производительным лишь в тех отраслях, продукты которых при вывозе за границу приносят прибыль.

1.3. Экономические  учения эпохи капитализма

     Одним из видных деятелей этого периода  был Вильям Петти. Его взгляды  носили переходный характер от меркантилизма  к классической политэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли и другие. Петти разграничивал “естественную цену” товара (стоимость, определяемую трудом) и рыночную цену. Им были впервые сформулированы зачатки теории трудовой стоимости. Прямым источником стоимости он считал только один вид труда – добыча золота и серебра (т.е. денежного материала).

     Во  второй половине 18 в Англии сложились  благоприятные условия для взлета экономической мысли. Своего высшего  развития классическая политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо.

     Смит  рассматривал человечество как некий  союз по обмену видами труда, при этом каждый человек, преследуя только свой интерес, наилучшим образом способствует интересам общества – росту его производительных сил. В одной из своих книг Смит раскрыл суть разделения труда, которое увеличивает отдачу, делает производство универсальным, способствует созданию машин.

     Продолжателем учения А. Смита являлся Давид  Рикардо. В основе взглядов Рикардо лежит определение стоимости затраченным трудом. Меновую стоимость он определил как форму проявления абсолютной стоимости. Он изучил вопрос о влиянии изменений заработной платы наемных рабочих на стоимость производимых ими товаров. В условиях свободной конкуренции можно лишь пожертвовать часть прибыли, а не перекладывать прирост зарплаты на цены.

     Родоначальником анархизма и реформизма в истории  экономической мысли во Франции  был Пьер Прудон. Разделение труда  по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную т.к. ведет к росту бедности и безработицы. Частная собственность также имеет хорошую сторону, обеспечивая независимость, самостоятельность, свободу, и отрицательную – нарушает равенство. Здесь Прудон рекомендует устранить крупную собственность и сохранить мелкую.

     Утопический социализм как теория об уничтожении  эксплуатации, экономического и социального неравенства имеет многовековую историю, но особое развитие он получил в 19 веке в Западной Европе. Социалисты-утописты Клод Сен-Симон и Шарль Фурье во Франции, Роберт Оуэн в Англии подвергли критике анархию капиталистического производства и распределения, частнособственнические интересы.

Информация о работе Этапы развития экономической мысли. Древний Восток. Древняя Греция