Экономическая мысль Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:42, реферат

Краткое описание

Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока. Нужно учесть, что появление тех или иных взглядов всегда связано с объективными условиями, потребностями и интересами экономической практики определенного периода развития общества. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни (регулирование ирригации и т. д.) определило специф

Вложенные файлы: 1 файл

экономические школы.doc

— 625.00 Кб (Скачать файл)


Экономическая мысль Древнего Востока
Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока. Нужно учесть, что появление тех или иных взглядов всегда связано с объективными условиями, потребностями и интересами экономической практики определенного периода развития общества. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни (регулирование ирригации и т. д.) определило специфику азиатского способа производства. Проблемы его развития находят отражения в ряде дошедших до нас письменных источников.
 
Для выявления хозяйственных взглядов, возникших в Древнем Египте, наиболее важными принято считать "Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" (ХХII в. до н.э.) и "Речение Ипусера" (начало ХVIII в. до н.э.). В первом памятнике отражены экономические функции государства, методы управления хозяйством; во втором описаны социальный переворот ("простолюдины страны стали богатыми"), разрушение централизованной системы управления и последствия этого. Ясны и причины - обширное взяточничество и коррупция чиновничества, рост масштабов домового рабства и ростовщичества.
 
В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хамурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого". В законах предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.
 
Важное значение для истории экономической мысли имело древнекитайское учение Конфуция (Кун Фу-Цзы) (551-479 гг. до н.э.). Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.
 
Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе - материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для "накопления богатства". Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством.
 
Бесценным источником для изучения хозяйственной жизни в Древней Палестине является Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни древних евреев и других народов Палестины.
 
Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога - по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Человек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из-за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.
 
Экономическая мысль в трудах античных философов
В Пятикнижии Моисея сформировалась хозяйственная этика древних евреев (заповеди), в которой акцент сделан на правах человека. Дается критика ростовщичества и долгового рабства соплеменников.
 
При рассмотрении экономических взглядов античных мыслителей прежде всего нужно обратить внимание на отличие античной экономики от азиатской. Если азиатское общество являлось деспотичным, то античное было демократическим, хотя и рабовладельческим. В античной экономике гораздо большее значение, чем в азиатской, имели частная собственность и товарно-денежные отношения. Экономическая мысль достигла своей вершины в классический период (V-IV вв. до н.э.) в трудах Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (Аристокла) (424-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
 
Ксенофонт - автор трактата "Домострой" ("Экономикас") - был сторонником рационального ведения хозяйства, отсюда его большой интерес к изучению проблем разделения труда в обществе. Будучи принципиальным сторонником натурального хозяйства, Ксенофонт не отрицал и выгодности торговли. Правомерность существования рабства не вызывала сомнений у Ксенофонта. Более того, он давал советы о наилучших методах эксплуатации рабов: использование материальных и моральных стимулов и т. д.
 
Платон является создателем модели идеального государства. В диалогах "Государство" и "Законы" он стремится устранить борьбу классов и имущественное неравенство путем четкого деления общественных функций граждан в соответствии с их способностями: философы и воины образуют аппарат управления, землевладельцы, ремесленники и купцы заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую работу. Частная собственность осуждается, все принадлежит государству, всякое личное имущество, превышающее установленный минимум, государство отнимает. Свобода граждан резко ограничена, законы суровы. Семья - под контролем государства, которое определяет браки и рождение детей. По сути, Платон создал модель государства примитивного коммунизма. Это одна из первых утопий.
 
Аристотель - величайший мыслитель древности, пытавшийся исследовать экономические законы современной ему Греции. В "Политике" и "Никомаховой этике" он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства - стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на "среднего" гражданина, т.е. земледельца-рабовладельца. Рабство Аристотель считал естественным, а раба - говорящим орудием. Он защищал интересы натурального рабовладельческого хозяйства. Связанные с ним явления считал естественными и относил их к экономике, т.е. искусству приобретения благ, потребительных стоимостей. Все явления, выражающие товарно-денежные отношения, представляемые торговым и ростовщическим капиталом, Аристотель рассматривал как противоестественные и относил их к хрематистике, т.е. к искусству наживать состояние, деньги. Тем не менее Аристотель стремился понять законы обмена. Он устанавливает две стороны товара - потребительную и меновую стоимость, ставит вопрос: чем определяются соотношения обмена. Ответ таков: в самих товарах нет ничего такого, что могло бы их приравнивать друг к другу; товарный обмен - это отношение не только между вещами, но и между их владельцами; а общим в их обмене является потребность в том, чего нет у каждого из них. Сравнимыми же товары делают деньги. "Итак, нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... Этим одним является, на самом деле, потребность, которая для всего является связующей основой... В качестве же замены потребности, по соглашению между людьми, возникла монета...". Деньги Аристотель выводит из процесса развития товарных отношений, высказывает мысль о превращении денег в капитал.
 
Экономические воззрения феодализма
Экономическая мысль феодальной эпохи формировалась под влиянием новых условий жизни общества. Базис феодальной экономики - мелкое производство крестьян и ремесленников, собственность феодалов на землю, внеэкономическое принуждение. Феодальная экономика носит феодальный характер, господствует натуральное хозяйство. Идеология формируется духовенством, поэтому экономические воззрения дошли до нас в религиозной оболочке.
 
Самым авторитетным идеологом средневековой Европы был монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Широкую известность приобрел его трактат "Сумма теологии". В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что "обусловлено: во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям..." Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия - для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса.
 
Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в двух видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе - нет, так как не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).
 
Кризис феодального мировоззрения и Реформация
В ХV-XVII вв. в Европе произошли глубокие перемены. Они были связаны с переворотом в общественном сознании и первоначальным накоплением капитала, составившим предысторию капитализма.
 
Критика феодализма была направлена в первую очередь против католической церкви. Теоретики Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин) использовали идеи первоначального христианства для обоснования буржуазного предпринимательства. Реформация сформировала хозяйственную этику, отличную от этики католического христианства.
 
Каковы же эти новые нормы экономического поведения людей и характер отношений между ними? Это честность, умеренность, бережливость, предусмотрительность; хорошо выполнять свою работу и за счет этого богатеть, расходы никогда не должны превышать доходы; деньги всегда должны быть в обороте и приносить доход; избегать сомнительных сделок и неоправданного риска, основывая дело на трезвом расчете. Формируется новый тип делового человека - активного, предприимчивого, бережливого, осмотрительного в выборе партнеров, но смелого и готового идти на разумный риск.
 
Идеология и политика меркантилизма
Меркантилизм - это прежде всего экономическая политика, направленная на создание сильных централизованных государств, которые должны были обеспечить национальному торговому капиталу благоприятные условия для его развития за счет притока денег из-за рубежа.
 
Идеология меркантилизма такова: сущность богатства выражают драгоценные металлы; труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт; государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию; рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.
 
При изучении меркантилизма нужно учитывать два этапа его развития: ранний и поздний меркантилизм. В период раннего меркантилизма (до XVII в.) проводилась политика денежного баланса страны, т.е. сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра, чтобы обеспечить приток денег (активный баланс).
 
Поздний меркантилизм (XVII-первая половина XVIII в.) характеризовался переходом к системе торгового баланса. Ведущим идеологом позднего меркантилизма был Томас Ман. Идея такова: покупать дешевле, продавать дороже, получая добавленную стоимость и прибыль. Важную роль играла колониальная политика. Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда. Капитал становится важнейшей категорией, его оборот увеличивает богатство страны.
 
Меркантилизм имел не только общие принципы и черты, но и страновые особенности. Нужно рассмотреть их в Англии, Голландии, Италии, Германии, России. Важно выявить рациональные элементы меркантилизма.
 
Наиболее известным и авторитетным представителем развитого меркантилизма был Томас Ман (1571-1641). Он был крупным купцом, директором Ост-Индской компании, влиятельным членом могущественной буржуазной корпорации, называемой Лондонским Сити. Ман являлся автором теории торгового баланса. Славу Ману принесла его книга, заглавие которой само выражает основную идею: "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства" (1664). Как говорит Маркс, "сочинение это оставалось еще в течение ста лет евангелием меркантилизма... если меркантилизм имеет какое-нибудь составляющее эпоху сочинение "как своего рода надпись над входом", то таким сочинением следует признать книгу Мана...".
 
В этой книге, составленной из довольно разнородных глав, сжато и точно изложена самая суть меркантилизма. Как подлинный меркантилист, Ман видит богатство преимущественно в его денежной форме (золота, серебра). Над его мышлением довлеет точка зрения торгового капитала.
 
Ман против запрещения вывоза денег, так как деньги приносят богатство, только находясь в обороте. Он четко формулирует теорию торгового баланса. Ман указывает, что основное правило внешней торговли в том, чтобы продавать иностранцам товаров на большую сумму, чем та, на которую в данной стране потребляются иностранные товары.
 
Ман сравнивал деньги с семенами, которые "земледелец, бросая в землю, как бы расточает, но зато осенью получает обратно в виде обильной жатвы".
 
Ман высказывался за развитие промышленности, за вывоз готовых изделий, а не сырья, за развитие транзитной торговли, судоходства.
 
Нужно обратить внимание на оценку меркантилистов, данную Дж. Кейнсом (см. "Общая теория занятости, процента и денег", гл.23), и критику его позиции Э. Хекшером.
 
Кейнс считал, что в эпоху меркантилизма забота государственной власти в поддержании активного торгового баланса служила сразу двум целям. Не имея возможности оказывать прямое воздействие на норму процента внутри страны и на побуждения к инвестициям, государство применяет единственное прямое средство - увеличение активного сальдо торгового баланса для увеличения заграничных инвестиций. В то же время эти меры были единственным косвенным средством понижения внутренней нормы процента и, следовательно, усиления побуждения к внутренним инвестициям.
 
Если говорить о вкладе в искусство государственного управления экономической системой в целом и обеспечения оптимальной занятости всех ресурсов этой системы, то ранние представители экономической мысли XVI-XVII вв. в некоторых вопросах достигли практической мудрости, которая была забыта в оторванных от жизни абстракциях Рикардо.
 
Были благоразумными их постоянные заботы о снижении нормы процента с помощью законов против ростовщичества путем поддержания на определенном уровне внутреннего запаса денег и ограничения роста единицы заработной платы. Локк сформулировал в абстрактной форме связь между нормой процента и количеством денег. Во-первых, он утверждал, что норма процента зависит от отношения количества денег к общей стоимости торговли. Во-вторых, он утверждал, что меновая стоимость денег зависит от отношения количества денег к общему количеству товаров на рынке.
 
Меркантилисты были родоначальниками "боязни товаров" и представления о недостатке денег как о причине безработицы. В конечном счете меркантилисты стремились к национальной выгоде и относительному могуществу.
 
Меркантилизм в России
В ХVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. В связи с ростом общественного разделения труда в ней начал формироваться единый национальный рынок. В промышленности появляются крупные предприятия в форме мануфактур. Образуется сословие купцов. Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным, но заметно увеличивается и производство на рынок.
 
Передовые деятели России уже вполне осознавали необходимость ликвидации экономической отсталости России от передовых стран Запада. Наиболее ярким выразителем нового направления русской экономической мысли явился выдающийся государственный деятель А.Л. Ордын-Нащокин (1605-1680). Изданный им Новоторговый устав 1667 г. явился крупным законодательным актом, регулирующим торговые пошлины. Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговли и купечеству.
 
С приходом к власти Петра I начались разнообразные реформы, охватившие государственный аппарат, армию и хозяйственную жизнь. Среди соратников Петра I оригинальностью и глубиной мышления выделялся Иван Тихонович Посошков (1652-1726). Он написал знаменитую книгу "О скудности и богатстве". Книга пронизана глубоким патриотизмом, заботой о благополучии Родины, большой любовью к своему народу и верой в его великое будущее.
 
Книга была закончена в 1724 г., а в августе 1825 г. Посошков был заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался. По своим политическим взглядам Посошков был сторонником монархии, но при этом критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудности и умножению богатства в стране. У Посошкова нет свойственного представителям меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах.
 
Задачей экономической политики государства Посошков ставил "всенародное обогащение". Он писал: "... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому". Рост народного богатства выгоден и народу, и государству. Для достижения богатства, считает Посошков, необходимо: заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем.
 
Посошков выступает против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные принципы их эксплуатации. Большое внимание он уделяет развитию русской промышленности. Он писал о необходимости строительства железорудных, стекольных, полотняных и других заводов на средства государства и передаче их затем в частные руки. Предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства.
 
Много места в своем сочинении Посошков отводит вопросам торговли. Из всех видов хозяйственной деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий - купечеству. "Торг - дело великое! Купечеством всякое царство богатица, а без купечества никакое и малое государство быть не может", - писал Посошков. При этом он был сторонником раздачи купцам прав на торговые монополии, устранения конкуренции и игры цен на рынке. Он высказывался за "установленную цену", регулируемую сверху государством. Но зато Посошков отрицательно относился к системе внутренних пошлин, сильно стеснявших товарооборот. Он также предлагал такую организацию внешней торговли, которая, по его мнению, способна была обеспечить русским купцам господствующее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торгового капитала. Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России, и без чего обойтись совершенно невозможно. В целях поощрения собственного производства Посошков предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.
 
Посошков подверг резкой критике ничем не ограниченную эксплуатацию крестьян помещиками. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками, определить законом размер крестьянских повинностей, существенно понизив их.
 
Таким образом, в своей книге Посошков сумел правильно понять для своей эпохи основные задачи России, определить пути их решения. Он был один из первых русских писателей-экономистов, давших развернутую и стройную систему экономических взглядов.
 

 


 

ТЕМА 2. Формирование классической школы

Цель научной деятельности заключается
в "экономном" описании природы.
Эрнет Макх

Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии
При изучении данной темы прежде всего следует рассмотреть условия, вызвавшие формирование классической школы политической экономии. Завершается разложение феодализма и происходит становление капитализма: быстрый рост промышленности, торговли, банковского дела. Большие успехи были сделаны в развитии общественного сознания. Наступил век Просвещения. Важную роль в становлении классической школы сыграли философы, занимавшиеся экономическими вопросами: в Англии - Томас Гоббс, Джон Локк, Давид Юм, во Франции - Гельвеций, Кондильяк, в Италии - Беккариа. Часть купцов и деловых людей стремилась теоретически осмыслить новые явления: Т. Ман, Дж. Ло, Д. Норс, Р. Кандильон, П. Буагильбер, Тюрго, Гурнэ. Экономика привлекла и разночинцев-интеллигентов: У. Петти, Н. Барбона, Б. Мандевиля, Ф. Кенэ и др. Среди экономистов появляются также духовные лица: Галиани, Такер, Мальтус.
 
Классическая политическая экономия прошла в своем развитии два этапа: формирование (XVII-XVIII вв.) и существование целостной системы экономических взглядов (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.). На первом этапе осуществляется борьба с феодализмом и меркантилизмом, нащупываются некоторые принципы и закономерности становления капиталистической экономики. На втором этапе результаты исследований ряда ученых обобщаются и объединяются в единое целое Адамом Смитом, Томасом Мальтусом и Давидом Рикардо. Выявлены основные закономерности и механизмы функционирования капиталистической экономики. Несмотря на то, что классическую политическую экономику создавал ряд ученых, имеются некоторые общие характерные признаки этой школы. Они суть следующие.
 
1. Объяснение экономических процессов и явлений осуществлялось с позиции учения о "естественном порядке" и "естественном праве", которые вытекают из человеческой природы и соответствуют ей.
 
2. Концепция "homo economicus", которая исходит из того, что человек - эгоист, преследующий исключительно личные интересы и трудится ради своей выгоды.
 
3. Общество состоит из совокупности отдельных индивидов, а интересы общества складываются из интересов его членов.
 
4. "Движущей силой" истории становятся "естественные усилия", постоянно предпринимаемые отдельными индивидами в целях улучшения своего положения. Эти усилия являются первоначальным источником богатства.
 
5. Труд - основа всех экономических процессов, теория производства предваряет теорию обмена.
 
6. В процессе развития экономики недостаток благ сам устанавливает себе предел с помощью демографического фактора.
 
У. Петти
Первым профессиональным экономистом был англичанин Уильям Петти (1623-1689). Важнейшими сочинениями его были "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Политическая анатомия Ирландии" (1672) и "Политическая арифметика" (1676). Исходной целью его исследования было упорядочение налогообложения в Англии. Для этого нужно было правильно оценить богатство страны и людей. Решая эту задачу, он не только описывал экономические явления, но и стремился раскрыть их сущность: объяснить "таинственную природу" налогов, денег, ренты, факторов богатства.
 
Петти анализировал богатство с позиции выявления налоговой способности населения. Богатство государства он делит на три части. Первое - богатство его подданных. Второе - доля богатства, отдаваемая подданными государству для дела защиты, управления и др. Третье - это та часть упомянутой доли, которая идет на содержание короля, его двора. Первостепенную роль играет "первое" - богатство населения, его следует развивать как основу всего.
 
В отличие от меркантилистов он считал богатством страны не только драгоценные металлы и камни, но и товары, земли, дома, корабли, скот и т.д. А что создает богатство? "Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля - его мать", - отвечал Петти. Общественный продукт, образующий богатство, он поделил на три части: возмещение затрат, заработную плату и чистый доход (ренту). При этом он пытается найти единую меру ценности благ (товаров, земли, денег). Он полагает, что "оценку всех предметов следовало бы свести к двум естественным знаменателям - к земле и к труду. Обычным масштабом ценности является среднее дневное пропитание взрослого человека, а не его дневной труд". Следовательно, в основе цены товара у Петти лежит затратный подход.
 
Анализируя ценность благ, Петти выделяет "естественную" и "искусственную" цену. Он пишет: "Если кто-нибудь может добыть… и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собой естественную цену другого…" (Антология экономической классики. М., 1993. Т.1. С. 38). Здесь выявился подход к определению ценности трудом.
 
"Искусственная" цена зависит не только от затрат труда, но и от многих других факторов: колебания спроса и предложения и т.д. Очевидно, под "искусственной" ценой Петти понимает собственно рыночную цену товара. Кроме указанных двух видов цен Петти выделял еще и "политическую" цену. Она включает в себя более высокие затраты по сравнению с "естественной" ценой, отражающие воздействие на производство неблагоприятных политических факторов (революция, война и т.д.).
 
Деньги (золото, серебро) Петти считал товаром. Он осуждал политику порчи денег, так как это ни в коем случае не увеличивает богатство страны. Он считает, что количество денег, большее или меньшее необходимого, в равной мере вредно для страны. Петти ставит вопрос о необходимом количестве денег для обращения, выделяя факторы, влияющие на него. "Количество денег, необходимое для торговли, - писал Петти, - должно определяться частотой меновых сделок и размером платежей, совершаемых по закону или обычаю иным образом".
 
Земельную ренту Петти определял как разницу между ценой товара и заработной платой. Из земельной ренты и цены земли он выводит "денежную ренту" - ссудный процент. Цену земли Петти рассматривал как определенное количество годичных земельных рент, т.е. фактически как капитализированную земельную ренту.
 
Таким образом, в отличие от меркантилистов, сконцентрировавших свое внимание на функционировании торгового капитала, Петти исследует не только торговый, но и промышленный капитал в денежной форме.
 
С именем Петти связана еще одна большая веха в развитии экономической мысли - создание основ экономической статистики.
 
П. Буагильбер
Родоначальником классической политэкономии во Франции был Пьер Буагильбер (1646-1714). Его сочинение "Обвинение Франции" (1707) и другие дают описание тяжелого положения Франции, причин падения благосостояния народа. Главной причиной упадка хозяйства Буагильбер считал экономическую политику кольбертизма, сохранявшую в неприкосновенности феодальные отношения. Он критиковал французский меркантилизм.
 
В теоретическом плане Буагильбер анализировал понятие национального богатства (как совокупность производимых и реализованных благ), равновесие при обмене (паритет продаж и покупок), природу налогов. Однако он недооценивал роль денег, полагая, что их можно упразднить, чтобы не нарушался обмен товаров по "истинной стоимости", которая определяется затратами труда. Главной отраслью в создании богатства Буагильбер считал сельское хозяйство, отрицая вклад промышленности и торговли. Важное значение имел тезис о том, что не государство, а природа является высшей и лучшей властью, регулирующей ход развития хозяйства. Ради достижения собственного интереса люди создают всеобщее благо без воздействия власти.
 
Много внимания уделял Буагильбер анализу налоговой политики, проводя мысль о необходимости реформы налоговой системы с той целью, чтобы уменьшить обложение крестьян.
 
Л. Монтескье
Значительный вклад в развитие экономической науки во Франции сделал Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Его главная работа "О духе законов" охватывает все направления общественной мысли, в том числе и область экономики. Во-первых, доказывается, что все развивается по естественным законам. Во-вторых, лучший вид правления - демократическая республика, в которой жизнь граждан регулируется законами. Если законы перестают соблюдаться, то народное государство гибнет. В-третьих, государство не может быть основным собственником земель и промышленных предприятий. Неизбежным следствием этого является запустение и разорение хозяйства. В-четвертых, человек должен быть лично свободным, рабство антигуманно. В-пятых, справедливыми ценами являются те, что устанавливаются только конкуренцией; свобода торговли - необходимое условие развития хозяйства. В-шестых, богатство нации зависит от развития промышленности, земледелия, торговли, а не от внешних случайных факторов.
 
Физиократы
Физиократы-экономисты XVIII в. - представители французской классической политэкономии. Термин "физиократия" означает буквально "природовластие". Наиболее известными идеологами физиократизма были Венсиан де Гурнэ (1712-1759), Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1724-1781). Школа физиократов выработала учение, которое держалось на нескольких важных идеях.
 
Первым устоем физиократизма была идея экономического либерализма, которая выражалась знаменитой фразой "Laissez faire, laissez passer" - "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом". Или проще: "Не мешайте!". Эта формула предполагает, что государство не должно вмешиваться в экономику, не должно мешать предпринимательству, хозяйствованию. Экономический либерализм физиократов опирался на тезис, что поведение людей должны определять природные законы. Они создают естественный порядок.
 
Вторым устоем физиократизма было представление о земле как единственном источнике богатства. Прирост народного богатства определяется чистым продуктом (продукт без затрат на производство), а он берется только из земли. Чистый продукт - дар природы, земельная рента. Промышленность и торговля не создают чистого продукта.
 
Третий устой учения физиократов - деление труда на производительный (создающий чистый продукт) и непроизводительный (не создающий чистого продукта) и соответственно деление общества на классы. Класс земледельцев был назван производительным, а класс промышленников и торговцев - бесплодным. Третий класс - собственники земли, получатели земельной ренты от земледельцев. Богатство этого класса происходит не от труда, а от права владения землей, он и должен нести налоговое бремя. В реальности же налоги платили крестьяне, ремесленники, торговцы, но не собственники.
 
Лидером и основоположником школы физиократов был Ф. Кенэ. Он также сформулировал экономическую и политическую программу физиократов. Основные произведения Кенэ были опубликованы в "Энциклопедии": "Население" (1756), "Фермеры", "Зерно", "Налоги" (1757), "Экономическая таблица" (1758) и др. В перечисленных трудах он попытался выявить экономические закономерности капитализма, хотя и был сторонником просвещенного абсолютизма, монархии.
 
При изучении экономических взглядов Кенэ наибольшее внимание нужно уделить его знаменитой "Экономической таблице", в которой он выполнил первый научный анализ кругооборота общественных продуктов и встречного потока доходов (рисунок):

Кенэ научил экономическую мысль различать две категории затрат: единовременные ("первоначальные авансы") и текущие ("ежегодные авансы"). Первое - это инвестиции, или капитальные вложения, как в основную, так и в оборотную часть капитала. Второе - это постоянно требуемые расходы на ведение хозяйства: оплату труда работников, содержание скота, ремонт техники, зданий и т.д. Это издержки производства. Для них не требуется привлекать деньги извне, они возмещаются в цене продукта производства при его продаже. Эти категории используются в экономической таблице. Таблица показывает, как распределяется общественный продукт между классами общества, как осуществляется обмен продуктов и денег (доходов), как возмещаются расходы каждого класса. Таким образом, таблица характеризует процесс общественного воспроизводства. В ней Кенэ рассмотрел экономику страны как целостный единый организм, в котором все взаимосвязано.
 
Существенный вклад в развитие французской классической школы внес А. Тюрго. В своем "Размышлении о создании и распределении богатств" (1766) он углубил ряд физиократических понятий и сформулировал новые, выходящие за рамки доктрины.
 
Тюрго полагал, что чистый продукт - не просто дар природы, а результат производительного труда. Для него необходим капитал, т.е. "накопленная ценность". Первостепенную роль играет капитал, вложенный в землю, сельскохозяйственное производство. Продукт, создаваемый капиталом, распадается на две части: издержки и прибыль. Прибыль Тюрго рассматривал как самостоятельный вид дохода, получаемый предпринимателем, хотя и трактовал его как часть "чистого дохода", т.е. ренты. Кроме этого Тюрго дал более конкретную характеристику классов, выделив в них наемных работников и предпринимателей-капиталистов. Первые являются получателями заработной платы (минимума средств существования), а вторые - прибыли как платы за предпринимательский труд, умение и риск. Прибыль выводится из процента, а последний связан с рентой. Тюрго описывает модель свободного перелива капиталов и естественного выравнивания нормы прибыли. Текущий процент служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов. Низкий процент - это последствие и показатель избытка капиталов.
 
Интересным является анализ понятия "ценности", которое Тюрго связывал с пригодностью блага к нашим потребностям. Он выделял субъективную ценность и объективную. Под субъективной ценностью он понимал оценку вещи ее владельцем. Объективная же ценность устанавливается на рынке в зависимости от спроса и предложения, ряда других причин. Однако ценность каждой из обмениваемых вещей не имеет другого измерителя, кроме потребностей, желаний и средств договаривающихся. Субъективные оценки под влиянием конкуренции "превращались" в цены на рынке, которые принимали и покупатели, и продавцы. По этому пути в дальнейшем пойдут основатели теории предельной полезности.
 
Наконец, отметим, что Тюрго выдвинул понятие об "общем экономическом равновесии", которое устанавливается "между ценностью всех произведений земли, потреблением разного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых (их производством) людей и ценой их заработной платы".
 



 


ТЕМА 3. Система экономических взглядов классической школы

Без теории наше знание неизбежно
становится путанным, а нагромождение
фактов представляет собой лишь
хаотическую и непонятную совокупность.
Морис Алле

Основные постулаты и идеи классической школы
Система экономических взглядов классической школы политической экономии создавалась благодаря теоретическим разработкам ряда выдающихся ученых. Создателем классической школы был Адам Смит (1723-1790) - автор "Богатства народов" (1776). Крупный вклад внесли Давид Рикардо (1772-1823) - автор книги "Начала политической экономии и налогообложения" (1817) и Томас Мальтус (1766-1834), написавший "Опыт о законе народонаселения" (1798) и "Принципы политической экономии" (1820). Создателем "кодекса доктрины" Смита был Жан Батист Сэй (1767-1832), опубликовавший в 1803 г. "Трактат политической экономии" и в 1828 г. "Полный курс политической экономии"
 
Последним великим экономистом классической школы стал Джон Стюарт Милль (1806-1873), создавший монументальное произведение "Основы политической экономии" (1848).
 
Все эти авторы выработали определенные методы анализа экономических процессов, раскрыли принципы и закономерности так называемого "чистого капитализма". Их выводы были основаны на постулатах, почерпнутых из наблюдений за реальной жизнью. Важнейшие постулаты таковы:
 
1. Рыночный порядок является естественным, рыночная экономика действует как саморегулируемая.
 
2. Необходимость естественной свободы, при которой роль государства минимальна, т.е. безусловный экономический либерализм. Действие "невидимой руки".
 
3. Концепция "экономического человека", в которой человек рассматривается с точки зрения его хозяйственного поведения, интересов, стимулов, стремления к собственной выгоде.
 
4. Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.
 
5. Равенство договаривающихся сторон, что позволяет вести торг до достижения максимальной выгоды.
 
6. На рынке действует совершенная, свободная конкуренция, что обеспечивает текучесть ресурсов, подвижность цен и заработной платы.
 
В отличие от меркантилистов и физиократов А. Смит и его последователи утверждали, что источник богатства не следует искать в каком-либо специфическом роде занятий. Богатство создается трудом представителей всех профессий. Экономический мир - огромная мастерская, где существуют разделение труда, обмен его продуктами, соперничество между производителями с целью получения прибыли, накопления капитала. Все это и приводит к росту богатства страны.
 
Классическая школа разработала трудовую теорию стоимости, хотя в ней выявилось два варианта. Согласно первому стоимость и цена товара определяются затраченным на него общественным трудом. Согласно второму стоимость и цена товара определяются издержками производства, т.е. из затрат труда, прибыли, процента, ренты, так как наряду с трудом в образовании продукта и доходов участвуют капитал и земля.
 
Большое внимание уделено рыночной цене, влиянию на нее спроса и предложения, воздействию свободной конкуренции на спрос, предложение и цены. Иными словами, классическая школа разработала концепцию рыночного механизма.
 
Теория доходов базируется на классовом подходе. Общественный продукт распределяется между тремя классами: рабочими, капиталистами и землевладельцами. Соответственно проанализированы такие категории, как заработная плата, прибыль и рента, а также взаимосвязи между ними. Устанавливается эластичность соотношения цен и заработной платы.
 
Важное значение имеет теория капитала, который рассматривается как накопленный запас, "от которого ожидают получить доход". Рассмотрены части капитала и процесс его накопления. Накопление капитала само по себе становится причиной роста производительности труда, а значит, и общественного богатства.
 
В период классической школы сформировалась концепция денежного обращения (простая количественная теория денег). Составные части концепции: 1) устойчивое денежное обращение - важное условие роста экономики; 2) такая устойчивость возможна лишь при денежной системе, основанной на золоте; 3) золото в обращении может быть заменено бумажными деньгами, размененными по твердому паритету на золото.
 
Немаловажное значение имеет теория воспроизводства, которая рассматривает два процесса: простое и расширенное воспроизводство. Невозможность общего кризиса перепроизводства обосновывалось законом Сэя (предложение порождает свой собственный спрос), а также утверждением, что сбережения не приводят к недостаточности спроса.
 
Неотъемлемую часть наследия классической экономической мысли составила теория народонаселения Т. Мальтуса. Мальтузианская доктрина была использована для признания необходимости контроля над рождаемостью и принятия программы социальных реформ.
 
Доктрина Смита
У Адама Смита политическая экономия развилась в некоторую целостность. В его книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" разработана система взглядов, а его последователи осуществляли ее совершенствование.
 
Метод исследования Смита был преимущественно аналитическим, так как базировался на создании логических абстракций и обобщений в виде категорий. Он был направлен на выявление внутренних причинных связей экономических процессов капитализма, раскрытие сущности, закономерности изучаемого явления или процесса. Социальный подход к экономическим явлениям у Смита сочетается с методом "робинзонады", когда Смит из изолированного хозяйства Робинзона пытается вывести некоторые законы хозяйства. Однако первостепенное внимание он уделяет анализу социальных проблем, отношений между классами.
 
Основные принципы, из которых исходил Смит при объяснении экономических явлений и процессов, сформировались в тесной связи с учением о "естественном порядке" и "естественном праве", созданным физиократами. Однако если последние ставили "естественный порядок" в зависимость от сил природы, то Смит считал, что он определяется человеческой природой и ей соответствует. По его мнению, человек - эгоист, он преследует исключительно личные цели, руководствуется личными интересами, собственной выгодой. И поскольку это вытекает из самой природы человека, оно законно, имеет право на существование. Личный интерес одного индивидуума ограничен лишь личными интересами других. Иных ограничений нет и быть не может. В соответствии с этим подходом общество состоит из множества индивидов, а интересы общества складываются из интересов его членов. Следовательно, анализ и общества, и общественных интересов должен основываться на анализе природы и интересов индивида. Отсюда вытекает, что люди нуждаются друг в друге как эгоисты, они оказывают взаимные услуги, и поэтому единственной рациональной формой, позволяющей наилучшим образом достигнуть взаимного оказания услуг, является обмен. Значит, обмен - явление естественное, так как обусловлен самой природой человека.
 
"Движущей силой" истории становятся "естественные усилия", постоянно предпринимаемые отдельными индивидами в целях улучшения своего положения. Эти усилия, согласно Смиту, являются первоначальным источником богатства как общественного, так и частного. Действием "экономического человека" ("homo oeconomicus"), единственным мотивом которого является стремление к богатству, Смит попытался объяснить почти все экономические процессы.
 
Основные аспекты экономического учения Смита
Центральная идея Смита состоит в том, что источником всякого богатства является труд. Капитал важен лишь в той мере, в какой он дает занятие труду. "Богатство" общества он ставит в зависимость от двух факторов: доли населения, занятого производственным трудом; производительности труда.
 
При этом Смит дальновидно заметил, что второй фактор имеет несравненно большее значение. Но вполне закономерно для своего времени он указал, что производительность труда определяется разделением его. Смит выявил универсальный характер разделения труда от простых операций на предприятии до отраслей производства и общественных классов. Поскольку разделение труда вызывает снижение издержек производства, то оно открывает простор для использования машин, так как механизировать можно было лишь простые операции. Смит считает, что разделение труда обусловливает обмен между людьми продуктами их деятельности.
 
Смит полагает, что обмен экономит труд, так как специализированный работник производительнее неспециализированного; и если бы последний сам изготовлял все необходимые ему продукты, то тратил бы гораздо больше труда, чем получая их в обмен на свои, производимые на основе разделения труда. Каждый выигрывает время и силы, как бы получает больше труда, чем обладает им.
 
По Смиту, чем выше чистый выигрыш на единицу товара, тем выше меновая ценность этого товара. Меновая ценность существует лишь в уме каждого торгующего на рынке. Ее нельзя ни точно измерить, ни ощутить. Она становится доступной наблюдению, когда превращается в цену товара. Сосредоточив свое внимание на меновой ценности, Смит обнаруживает "действительное" мерило в затратах труда на производство товаров. Это лежит в основе обмена. Источником ценности является труд, независимо от отраслевой специфики, труд вообще.
 
Плодотворной была концепция Смита о естественной рыночной цене товаров. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой ценности и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоему центру колебаний. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными.
 
Однако попытки Смита связать трудовую теорию ценности (стоимости) со сложными процессами капиталистической экономики встретили большие трудности: невозможность установить отношение между двумя различными количествами труда в товарах, различная степень интенсивности труда и необходимого искусства. Он стал варьировать ценовую теорию и приспосабливать к практике капитализма исходную позицию. Смит приходит к выводу, что ценность товара при капитализме определяется суммой трех доходов. "Заработная плата, прибыль и рента являются, - писал Смит, - тремя первоначальными источниками всякого дохода и всякой меновой стоимости" (Антология экономической классики. М., 1991. Т. 1. С. 122). Следовательно, закон ценности, закон обмена товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство труда, в условиях капитализма не действует.
 
Это теория издержек производства, которой суждено было играть важную роль в течение следующего столетия. Здесь Смит высказывает важное положение, что вся стоимость в конечном счете сводится к вновь созданной стоимости. Этот тезис пытались оспорить некоторые экономисты, но теория и практика доказали его правильность.
 
Цена всякого продукта состоит из трех частей, каждая из которых представляет собой доход общественного класса. Заработная плата является доходом наемных рабочих, земельная рента - это доход землевладельцев, прибыль есть доход капиталистов-предпринимателей.
 
Сумма первичных доходов трех классов образует национальный доход. Он создается трудом с участием капитала и земли и составляет ежегодный прирост общественного богатства. Всякий иной вид дохода вторичен, проистекает только из трех первых. Ни чиновники, ни прислуга, ни военные сами чистого продукта (дохода) не создают. Их труд может быть полезным, но не является производительным. Во времена Смита в сфере услуг практически не наблюдалось капиталистической организации производства, услуги оплачивались из дохода, а не из капитала. По мнению Смита, производителен тот труд, который оплачивается из капитала и возмещает его, принося прибыль.
 
Трактуя прибыль как один из источников стоимости товара, Смит рассматривает ее как часть издержек производства и делает вывод о том, что источником прибыли является капитал. Он представляет прибыль в качестве вознаграждения предпринимателя за риск, которому последний подвергается, вкладывая капитал в ту или иную отрасль экономики.
 
Рассматривая земельную ренту, Смит утверждает, что она порождается землей как производственным фактором.
 
Заработную плату Смит связывает с трудом как товаром, который имеет естественную цену, т.е. стоимость необходимых средств существования рабочего и его семьи. Причем естественная заработная плата определяется не только физическим минимумом средств существования, но включает в себя исторический и культурный элементы. Отсюда напрашивается вывод: с развитием хозяйства круг потребностей работника расширяется и стоимость труда должна повышаться.
 
По Смиту, капиталистическая экономика может находиться в трех состояниях: роста, падения и застоя. В них три категории доходов меняются по-разному. В долговременном плане норма оплаты труда всегда стремится к такому уровню, который лишь обеспечивает существование рабочего и его семьи (прожиточный минимум), не оставляя им излишков.
 
В периоды подъема спрос на труд растет, оплата труда превышает прожиточный уровень, в периоды падения спрос на труд снижается, зарплата опускается ниже прожиточного минимума.
 
Норма прибыли ведет себя иначе. Она снижается, когда страна богатеет (подъем), и повышается, когда беднеет (упадок). И с рентой особая картина. Если прибыль и зарплата первичны по отношению к цене, то рента вторична по отношению к ней. Она является разностью: цена минус зарплата и прибыль. Поэтому все, что ведет к сокращению издержек производства, увеличивает ренту. "Всякое увеличение действительного богатства, - замечает Смит, - всякое увеличение количества применяемого в нем труда ведет косвенно к повышению ренты с земли". Противоположная же тенденция ведет к понижению ренты с земли.
 
Ввиду всего сказанного Смит делает выводы о классовых интересах в обществе. Рабочие и землевладельцы при всех условиях заинтересованы в росте общественного богатства, так как для тех и других это всегда и рост собственного благосостояния. Однако интересы капиталистов не всегда согласуются с общественными интересами, предприниматели стремятся к расширению рынка и ограничению конкуренции. В первом случае они выступают как активные деятели и новаторы, и это чаще полезно обществу. Во втором случае их действия всегда противоречат интересам общества, так как ведут к повышению нормы прибыли, т.е. обиранию граждан.
 
В теории воспроизводства Смит продвинулся гораздо дальше Ф. Кенэ. Он обобщил физиократические категории quot;первоначальных" и "ежегодных" авансов в категории основного и оборотного капитала, распространив их на все отрасли материального производства. Капитал выступает как накопленный запас, который расходуется на процесс производства, а затем пополняется за счет созданного продукта. Капитал совершает оборот, при этом части оборотного капитала переходят в основной капитал (за счет материалов и готовых изделий).
 
Смит разработал две взаимосвязанные схемы - простого и расширенного воспроизводства. В схеме простого воспроизводства осуществляется движение от общественного запаса к валовому продукту (доходу) и фонду возмещения. В схеме расширенного воспроизводства добавляются фонды сбережения и накопления. Кроме того, Смит описал распределение чистого дохода общества в денежной и натуральной формах - в виде зарплаты, прибыли и ренты, из которых как из первичных налогов образуется фонд потребления непроизводительных классов. Фонд сбережения формируется за счет прибыли и ренты.
 
Расширенное воспроизводство создает динамику богатства страны. Оно зависит от роста накопления капиталов и от более эффективного употребления. Смит открыл явление технического прогресса как фактора расширенного воспроизводства. Взгляды Смита на роль государства в экономике определяются принципами либерализма, т.е. государство должно поддерживать режим естественной свободы: охранять правопорядок, свободную конкуренцию и частную собственность. Оно должно выполнять и такие функции, как организацию народного образования, общественных работ, систем связи, транспорта и коммунальных служб.
 
Однако в экономической жизни индивиды руководствуются "невидимой рукой" рынка. По мнению Смита, правительство не всегда понимает интересы общества, а индивидам всегда ясны их цели. Преследуя собственную выгоду, человек "невидимой рукой" направляется к цели, которая не входила в его намерения, - служению интересам общества: развивает производство и торговлю, увеличивает богатство страны.
 
Теория Рикардо
Время жизни Д. Рикардо (последняя треть XVIII и первая треть XIX в.) - это эпоха промышленной революции в Англии. Капитализм из мануфактурной стадии развития вступил в стадию машинно-фабричной индустрии. Как грибы, росли мрачные, закопченные города: Манчестер, Бирмингем, Глазго и др. Это был век угля и железа, век пара. Страна богатела, но вместе с тем росло неравенство в распределении богатства. Рабочие страдали от тяжелых условий труда и быта, от низкой заработной платы. Именно поэтому талантливый последователь учения Смита Давид Рикардо выдвигает в качестве предмета исследования отношения между классами в распределении общественного продукта.
 
Метод Рикардо характеризовался высоким уровнем абстракции. Мышление его отличалось строгой, почти математической логичностью, большой четкостью. Рикардо сформировал, в отличие от "этического" подхода Смита, так называемый "инженерный" подход к экономической теории.
 
Если для Смита (и физиократов) обмен служил основой для анализа богатства, то, начиная с Рикардо, возможность обмена основывается на труде, а теория производства предваряет теорию обмена. "Богатства" теперь организуются и накапливаются с течением времени, ибо определяются условиями производства. В любой момент своей истории человечество трудится под угрозой смерти. Следовательно, экономика становится необходимой из-за постоянства самой ситуации редкости благ. Экономика находит в труде единственное средство преодоления недостатка благ. Исходя из этого Рикардо определил и свое понимание процессов эволюции экономики: недостаток благ сам положит себе предел посредством демографической стабилизации, когда труд начнет точно соответствовать потребностям, посредством известного перераспределения богатства. В результате конечность человеческого бытия и производство начнут точно накладываться друг на друга. История станет неподвижной. В результате этого в экономической науке преобладающим должно стать "инженерное" направление, решающее чисто "техническую" задачу поддержания соответствия между ограниченными ресурсами и потребностями общества.
 
Теория ценности Рикардо. Для того чтобы проанализировать распределение богатства, Рикардо вырабатывает принципы подхода к ценности как к основе обмена и распределения. В доктрине Смита системообразующий принцип - экономия труда, в системе Рикардо - затраты труда. Подход Рикардо существенно отличается от концепции ценности Смита. По Смиту, ценность создается трудом только в докапиталистическом обществе, по Рикардо, - как в докапиталистическом, так и в капиталистическом. Меновые отношения регулируются затратами труда на изготовление товаров. Рикардо не упускает различий в труде при его разделении: труд простой, сложный, физический, умственный, но при этом все зависит от соотношения количества затраченного труда, что сказывается на пропорции обмена. Это соотношение Рикардо называет "естественной ценой". Колебания спроса и предложения вызывают отклонения от естественной цены. Так появляется понятие рыночной цены, отклоняющейся вверх и вниз от естественной цены.
 
При анализе стоимости (ценности) Рикардо впервые поставил проблему перенесения стоимости с орудий труда на изготовляемый товар. Он считает, что орудия труда не создают новой стоимости. Их собственная стоимость является результатом прошлого труда, переносится на товар. Тем самым Рикардо решительно выступил против теории "производительности капитала", считавшей капитал источником прибыли. Но в результате этого Рикардо столкнулся с рядом неразрешимых трудностей. Он не мог объяснить, как соединяются в стоимости живой труд с овеществленным. Очевидно, что их нельзя просто суммировать, так как различия в капиталах влияют на соотношения цен совершенно иначе, чем различия в трудоемкости. Поэтому, выступая против тезиса Смита о том, что доходы являются источником стоимости, Рикардо соглашается с ним в том, что вся стоимость сводится к вновь созданной стоимости. Это явно противоречило его идее перенесения стоимости со средств производства.
 
Теория распределения строится Рикардо на основе трудовой теории стоимости (ценности). Рикардо исходит из признания единого источника стоимости общественного продукта - именно труда наемных рабочих. Он отвергает теорию производительности капитала и концепцию о земле как источнике ренты. С позиции трудовой теории стоимости Рикардо подходит к анализу законов, регулирующих формирование доходов основных классов общества.
 
Прибыль Рикардо считает частью стоимости товара за вычетом заработной платы рабочих. Ее источник - труд наемных рабочих. Следовательно, прибыль выступает у него как неоплаченный, но присвоенный капиталистами труд наемных рабочих.
 
Однако Рикардо не сумел объяснить происхождение прибыли с точки зрения действия закона стоимости. Он считает, что рабочий продает капиталисту свой труд. Но если труд является товаром, то в соответствии с законом стоимости рабочий должен получить полный эквивалент товара, равный всей вновь созданной рабочим стоимости. В этих условиях возникновение прибыли можно было бы объяснить лишь нарушением закона стоимости в отношениях труда и капитала.
 
Таким образом, Рикардо сталкивался с совершенно очевидным противоречием теории: либо неправилен исходный пункт всей его системы - трудовая теория стоимости, и тогда прибыль есть результат неэквивалентности обмена, либо эта теория правильна, и тогда существование прибыли невозможно, хотя оно является фактом.
 
Вторым важнейшим недостатком анализа Рикардо проблемы прибыли являлась неспособность его объяснить с позиции трудовой теории стоимости образование средней прибыли. Исходя из того, что стоимость создается исключительно трудом наемных рабочих, Рикардо считал, что величина создаваемой ими прибыли должна быть пропорциональна количеству занятых рабочих или величине затраченного на наем капитала. А в действительности оказывалось, что она пропорциональна величине всего капитала. При этом, по его утверждению, основной капитал никакой стоимости не создает. Поэтому он снова оказывался перед глубоким внутренним противоречием своей системы, ставящим под сомнение самый ее исходный пункт. Выяснилось неумение Рикардо объяснить с точки зрения трудовой теории стоимости, как возникает равенство прибыли на равновеликие капиталы.
 
Теория ренты Рикардо также построена на основе трудовой теории стоимости. Он считал, что источником ренты является не какая-то особая щедрость природы, а прилагаемый к земле труд. Поскольку ресурсы земли ограниченны, приходится возделывать не только лучшие, но также средние и худшие участки. Стоимость сельскохозяйственной продукции определяется затратами труда на худших участках, а лучшие и средние дают повышенную прибыль. Но так как прибыль должна усредняться, капиталисты-арендаторы вынуждены отдавать этот излишек землевладельцам в виде ренты. Худшие же участки не приносят ренты, иначе она была бы надбавкой над стоимостью товара, что противоречило бы исходному пункту теории Рикардо.
 
Взгляд Рикардо на заработную плату. Рикардо проводит различие между трудом, который воплощен в товаре и определяет его стоимость, и стоимостью труда, т.е. заработной платой. Он видит, что первое (стоимость товара) больше второго (зарплаты). Но как возникает этот факт, остается неясным. Рикардо доказывает, что зарплата не отвергает закона стоимости, поскольку стоимость товаров определяется трудом, а не стоимостью труда (зарплатой).
 
Полагая, что труд является товаром, Рикардо разграничивает естественную и рыночную цену труда. Естественная цена сводится к определенной сумме жизненных средств, необходимых для содержания рабочих и продолжения их рода. Рыночная же, т.е. фактически заработанная, колеблется вокруг естественной под воздействием движения рабочего населения.
 
Когда рыночная цена труда превышает естественную, численность рабочих возрастает, что ведет к превышению предложения труда над спросом, к возникновению безработицы.
 
Это ведет к падению рыночной цены труда ниже естественной. В результате болезней и преждевременных смертей численность рабочих сократится, спрос придет в соответствие с предложением.
 
Рассматривая отношения между классами, Рикардо устанавливает, что заработная плата и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости. Такую же зависимость он обнаруживает и в отношении прибыли и земельной ренты. Отсюда возникают противоречия, с одной стороны, между рабочими и капиталистами, а с другой - между капиталистами и землевладельцами. Он считает, что с развитием общества противоречия между классами имеют тенденцию возрастать.
 
Эти выводы требовали более серьезных доказательств. Вслед за Рикардо их попытался усилить К. Маркс. Другие ученые подвергли классовую теорию Рикардо суровой критике.
 
Экономические взгляды Мальтуса
Т. Мальтус вошел в историю экономической мысли постановкой и попыткой решить ряд острых социально-экономических проблем общественного развития.
 
Особенность его метода состояла в том, что он сознательно обострял имевшиеся в обществе экономические и социальные проблемы, стремясь объяснять их с позиции природных законов.
 
Мальтус приобрел широкую известность формулированием закона народонаселения, а также закона убывающего плодородия почвы и теории "третьих лиц".
 
Проблему народонаселения Мальтус рассматривал безотносительно к какому-либо определенному общественному строю. О законе народонаселения он говорит как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон, который "состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, распложаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи".
 
Применительно к человеческому обществу он утверждал, что население растет в геометрической прогрессии (1,2,4,8,16,32,64 и т.д.), а среда существования - в арифметической (1,2,3,4,5,6,7 и т.д.). Через 200 лет народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9, а через 300 лет - как 1096 к 13.
 
По Мальтусу, этот закон действовал всегда, и если до сих пор нет резкой диспропорции между численностью народа и количеством средств существования, то только благодаря двум видам препятствий к размножению: предупредительным (безбрачие) и разрушительным (чрезмерный труд, нищета, голод, войны, эпидемии).
 
Отсюда вытекал основной вывод: если закон народонаселения является природным, то наличие бедности естественно и никакая система равенства не спасет от нее.
 
"Главная и непрерывная причина бедности, - писал Мальтус, - мало или вовсе не зависит от образа правления или от неправомерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание; поэтому бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания".
 
Из всего сказанного выше вытекает, что сам народ является главнейшим виновником своих страданий. Плодясь безумно, без учета своих возможностей содержать детей, люди плодят бедность и излишек населения, не имеющий работы и заработка.
 
Рассуждая по поводу законов о бедности, Мальтус говорит, что "необходимо открыто отказаться от признания за бедными воображаемого права содержаться на общественный счет". Эти законы порождают леность, безответственность и вырождение. Народ необходимо просвещать и вырабатывать у него ответственность за размножение.
 
Основным аргументом Мальтуса в пользу того, что рост средств существования резко отстает от роста населения, был введенный им в науку "закон убывающего плодородия почвы". Основным аргументом Мальтуса в пользу этого "закона" был факт истощения почв в результате их непрерывного использования, но при этом игнорируется возможность повышения плодородия почв за счет внесения удобрений и улучшения агротехники.
 
У Мальтуса существовал свой взгляд на проблему реализации при капитализме. Он выступил как противник трудовой теории стоимости. Стоимость товара Мальтус сводит к издержкам производства, а прибыль рассматривает просто как номинальную надбавку к стоимости товара, т.е. считает, что она появляется в результате продажи товара выше его стоимости.
 
Мальтус понимает, что оплатить товар выше стоимости не могут ни рабочие, живущие на заработную плату, ни капиталисты, так как каждый из них терял бы при покупке то, что выиграл при продаже. Он приходит к выводу, что должна существовать третья категория покупателей, которая только покупает, но сама ничего не продает - это землевладельцы, чиновники, военные.
 
Существование "третьих лиц" Мальтус рассматривает и как гарантию против кризисов перепроизводства. Следовательно, Мальтус выступил в защиту непроизводительного населения, что противоречило интересам буржуазии в накоплении капитала и развитии производства.
 
Экономические взгляды Сэя
Ж. Сэй был первым экономистом вне Британии, кто начал развивать идеи Смита. Он пытался ответить на те вопросы, которые встали перед обществом после А. Смита. Это прежде всего относится к проблеме кризисов, которые стали повторяться периодически.
 
Экономическая наука обязана Сэю в основном двумя идеями: первая получила название теории трех факторов, вторая - так называемый "закон Сэя".
 
В первой теории Сэй исходил из положения Смита о трех видах дохода, происхождение которых Смит объяснял экономией труда, ростом производительности труда.
 
У Сэя каждый доход порождался своим фактором производства: зарплата - трудом, прибыль - капиталом, рента - землей. Трехфакторная теория Сэя послужила толчком для развития факторного анализа производства в неоклассической школе, но смысл был уже иной - отыскать наиболее выгодную комбинацию факторов для повышения эффективности производства.
 
"Закон Сэя" был нацелен на решение проблемы кризисов. Он звучал так: продукты обмениваются на продукты. Это означает, что всякое производство само порождает доходы, на которые обязательно покупаются товары соответствующей стоимости. Поэтому совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению. Исходя из этого Сэй считал, что в экономике могут возникать лишь частичные диспропорции: одного товара производится слишком много, другого слишком мало. Однако это должно выправляться без всякого кризиса. Неправильное распределение общественного труда по видам производства выправит сам рынок с помощью механизма цен.
 
Этот "закон" в качестве постулата принимали такие крупные ученые, как Рикардо и Милль. Его отвергали Мальтус, Сисмонди, Маркс и Кейнс. Долгое время "закон" не могли ни подтвердить, ни опровергнуть. Удалось это двум американцам в 1952 г. - Дж. Беккеру и У. Баумолу. Они доказали, что закон Сэя скрывал в себе два различных, но схожих закона. Один из них стали называть тождеством Сэя, второй - равенством Сэя.
 
Первый закон утверждает, что общее перепроизводство невозможно. Действует он в бартерной экономике, где общее предложение не может превышать общий спрос.
 
Второй закон действует в товарно-денежном хозяйстве. Равенство Сэя здесь означает, что товарное предложение и денежный спрос не равны тождественно. Между ними возможен разрыв, означающий общее перепроизводство, но такая ситуация не может быть хронической. Она допускается как временное явление, на которое экономика свободной конкуренции реагирует автоматической перенастройкой своих механизмов. В итоге равновесие между спросом и предложением восстанавливается.
 
Как тождество, так и равенство Сэя суть теоретические модели. Вторая ближе к жизни, но действует только в условиях свободной конкуренции, свободного перелива капитала и перемещения труда, свободного колебания цен и зарплаты.
 
Джон Стюарт Милль
Милль - наиболее выдающийся ученик Рикардо. Его главный труд - "Основы политической экономии".
 
В своем трактате он хотел наметить пути как экономического, так и социального развития европейского общества, создать теоретическую основу для программы социальных реформ.
 
Шумпетер рассматривал Милля как систематизатора и классификатора классического направления. Стиглер и Роббинс подчеркивают научную оригинальность Милля в решении ряда проблем, в первую очередь связанных с теорией ценности: Милль, сам того не сознавая, подорвал логические основания теории трудовой ценности классиков и тем самым проложил дорогу "маржиналистской революции" в политэкономии.
 
Композиция "Основ политической экономии" такова. Три первые книги посвящены соответственно производству, распределению и обмену. В своей совокупности эти книги представляют собой очерк статики капиталистического производства. Четвертая книга посвящена рассмотрению влияния прогресса на производство и распределение. Эта книга содержит первое последовательное изложение взглядов классической школы на проблему экономического роста и его пределов. Пятая книга рассматривает традиционный для классической школы вопрос о роли государства в экономике.
 
Основные идеи книги "Основы политической экономии" Милля.
 
1. Рассмотрена проблема производительного и непроизводительного труда. Производительный труд как таковой запечатлевает себя в материальных благах. Вводится критерий производительности. Лишь тот труд производителен, который служит производству благ, способных в дальнейшем стать элементами капитала.
 
2. Проанализированы деление доходов на сберегаемую и потребляемую части, капитализация сберегаемой прибыли для развития производства.
 
3. Изучена проблема распределения производственного богатства с позиции собственности - центрального понятия системы отношений общественных классов. Историческому изменению института частной собственности соответствуют и изменения основных принципов распределения. Теория ренты, прибыли и заработной платы связывается с наемным трудом.
 
4. Милль по существу порывает с теорией трудовой стоимости и переходит на теорию издержек производства. Он анализирует спрос и предложение и показывает, что цена равновесия - это такая цена, которая уравнивает спрос и предложение.
 
В целях объяснения относительных цен Милль разделяет блага на три группы: 1) с совершенно неэластичным предложением; 2) с совершенно эластичным; 3) с относительно эластичным предложением.
 
5. Милль анализирует состояние статики и динамики капиталистической экономики. Теорию равновесия он дополняет теорией движения. Рассмотрены природные и технические аспекты экономической динамики в неразрывной связи с социальным развитием общества. Наибольшую угрозу развитию представляет, по Миллю, исчерпание стимулов накопления капитала. Это связано с тенденцией прибыли к понижению, что определяется воздействием растущего населения и законом понижения отдачи на капитал в земледелии.
 
6. При рассмотрении социальных проблем капитализма Милль на передний план выдвигает рабочий вопрос. Основные надежды он связывал с социальной трансформацией капитализма. Социальную революцию он не принимал, а надежды связывал с профсоюзным движением, экономической борьбой.
 
Большое внимание уделял развитию акционерных обществ, которые давали огромный прыжок в концентрации капитала и росте производительности труда. Это, по мнению Милля, ускорит решение социальных вопросов.
 
7. Милль - последователь смитовского либерализма, но расширяет роль государства в манипуляции налогами и дополнении рынка деятельностью государства в разнообразных областях.
 
"Правительство, - пишет он, - должно на себя брать все то, выполнение чего желательно для общих интересов человечества и грядущих поколений или для текущих интересов членов общества, которые нуждаются в помощи со стороны...".
 
Предсказана необходимость развития системы социального обеспечения. Милль указывает на многие конкретные сферы деятельности государства: образование, науку и т.д.
 

ТЕМА 4. Историческая школа и утопические воззрения

Предмет истории - то в прошедшем,
что не проходит как наследство,
урок, неоконченный процесс,
как вечный закон.
В. О. Ключевский

Историческая школа сформировалась в Германии в середине ХIХ в. Если классическая школа стремилась утвердить общую и универсальную теорию, используя абстрактный и дедуктивный методы, то историческая школа использовала конкретный индуктивный метод, метод историцизма. Общей теории классиков она противопоставляет особенную теорию развития национальной экономики.
 
Предшественниками исторической школы были А. Мюллер (1779-1829) и Фридрих Лист (1798-1846). Их работы выразили реакцию на классическую теорию. Они считали, что каждая нация - особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью, на этой основе формируется ее историческое существование. Увлечение универсальными схемами нередко сопровождается игнорированием национальных особенностей, многообразия условий развития отдельных стран. Подвергается критике принцип неограниченной свободы в международной торговле. Вместо этого выдвигается принцип "промышленного воспитания нации". Нация в своем развитии проходит ряд стадий.
 
Старая историческая школа представлена Вильгельмом Рошером (1817-1894), Карлом Книсом (1821-1898) и Бруно Гильдебрантом (1812-1878). Они продолжили критику классической школы и выработали "исторический метод в политической экономии", суть которого состояла в том, чтобы исследовать и сравнивать экономические явления и процессы у всех народов; стараться выяснить, каким образом и почему целесообразное часто превращается в нелепое, а благодеяния оборачиваются бедствиями.
 
В 70-х гг. ХIХ в. более молодое поколение немецких ученых во главе с Густавом Шмоллером (1838-1917) образовало так называемую новую историческую школу. К ней относились Луйо Брентано (1844-1931), Карл Бюхер (1847-1930), Адольф Вагнер (1835-1917) и др. Они являлись приверженцами изучения экономической истории, смогли привлечь огромный массив исторических фактов. Выделяли связи между экономикой и правом, экономикой и нравственностью, экономикой и политикой, отмечали повышенную значимость государства, сочувствовали социализму.
 
Третье поколение (третья немецкая волна) исторической школы более всего известно такими именами, как Вернер Зомбарт (1863-1941) и Макс Вебер (1864-1920).
 
Зомбарт проделал эволюцию от марксизма к фашизму. М. Вебер был разносторонним мыслителем, соединившим в себе философа, историка, социолога и экономиста. Он полагал, что развитие экономической жизни народов и их культуры определяется некими общими законами. Он выдвинул концепцию идеальных типов, которые представляют собой определенные схемы, модели, позволяющие разобраться в море фактов, находить закономерности и делать обобщения. В итоге выяснилось, что "исторический метод" не устраняет, а дополняет английскую школу политической экономии.
 
"Исторический метод" был распространен и в других странах. В России он был представлен И. И. Кауфманом (1848-1916), А. И. Савиным (1873-1923), М. И. Туган-Барановским (1865-1919), И. М. Кулишером (1878-1934) и др.
 
Русская историческая школа выгодно отличалась от немецкой: она была свободной от национал-шовинистических настроений и не противопоставляла "исторический метод" экономической теории. Гордостью русской экономической науки является Иосиф Михайлович Кулишер - представитель второго поколения русской исторической школы. Его труды: "Очерки по истории таможенной политики" (1903), "Эволюция прибыли с капитала в связи с развитием промышленности и торговли в Западной Европе" (1906-1908), "Очерки финансовой науки", (1919-1920), "Очерк экономической истории Древней Греции" (1925), "История русского народного хозяйства с древнейших времен до XVII века" (1925-1926), "Лекции по истории экономического быта Западной Европы" (1916-1917).
 
Утопические воззрения

Теоретизирование о справедливом обществе,
без тщательного учета экономических
последствий претворения в жизнь подобных
идей есть предательство по отношению
к другим людям.
Фридрих Хайек

Необходимо видеть различие между мыслью экономической и мыслью утопической. Мысль экономическая имеет целью познание хозяйственной жизни ради практического использования его результатов, а утопическая мысль имела целью изменение практики, минуя стадию познания мира. Мысль утопическая - это мечты о лучшей жизни для человечества. Предлагая переустройство общества, утописты пытались обрисовать и обосновать более справедливый и гуманный строй.
 
Различают два типа утопии: один предполагает создание справедливого общества в результате достаточно длительного исторического процесса (хилиастический тип), другой связывает создание такого общества в короткий срок с помощью государя, партии (политический тип).
 
Утопические идеи возникли в глубокой древности как мечта о "золотом веке". В древнееврейском обществе популярной была мысль о мессианском царстве. Творец пошлет на землю свою мессию, который устроит вечный мир и всеобщую справедливость. Платон разработал модель идеального государства, как он его понимал. Затем возникла идея христианского коммунизма, а также католицизма, появились коммунистические ереси.
 
Утопии Нового времени становятся достоянием светской мысли. В 1516 г. была написана "Утопия" Томаса Мора (1778-1535), в 1611 г. - "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Тот и другой стремятся к достижению справедливости экономической. Все зло в обществе они связывают с частной собственностью. Новое общество у них характеризуется господством общественной собственности, всеобщностью труда, регулированием производства государством, уравнительным безденежным распределением. Дело доходит до общих жен и детей, до тиранического подавления личности человека.
 
В XVIII в. возникает утопия Моррелли. Его общество построено на постоянном насилии. В книге "Кодекс природы" описана система законов, по которой должны жить люди. Уничтожены частная собственность, все общее. Люди обеспечены работой, каждый получает содержание на общественный счет поровну со всеми. Одинаковые города, улицы, дома. Браки подробно регулируются. Дети воспитываются в детских домах и мастерских. В стране только одна общественная наука, другие не допускаются. Непокорных граждан казнят беспощадно: живьем замуровывают в пещере.
 
Вершины своего развития утопическая мысль достигает в XIX в., в произведениях Сен-Симона (1760-1825), Шарля Фурье (1772-1837) и Роберта Оуэна (1771-1858).
 
От предшествующего утопизма учение Сен-Симона существенно отличается эволюционно-историческим подходом. По его теории человечество проходит в своем развитии такие эпохи: рабовладельческую, феодальную, капитализм и индустриализм (социализм). При социализме государство отомрет, все будут обязаны трудиться, распределение будет производиться по труду, будет господствовать принцип: от каждого - по способностям, каждому - по его делам.
 
Фурье разделял историю человечества на несколько ступеней: дикость, патриархат, варварство и цивилизация (капитализм). Цивилизация не может быть улучшена, а должна быть уничтожена, так как построена на эксплуатации фабричного труда. Новое, справедливое общество должно ликвидировать частную собственность и заменить ее коллективной, действующей в рамках трудового товарищества (фаланга). Фалангисты все делают вместе - живут, работают, развлекаются, владеют имуществом, воспитывают детей.
 
Оуэн известен как проповедник коммунизма, фабрикант-реформатор и организатор коммунистического поселения в Америке, которое затем разорилось. В основе взглядов Оуэна лежит трудовая теория стоимости Рикардо, которая привела его к утверждению, что рабочий не получает всей стоимости создаваемого им продукта. Причиной нарушения "справедливого" закона стоимости являются деньги. Нужно перейти от этого искусственного материала стоимости к естественному - труду: отказаться от денег и ввести для обмена товаров трудовую единицу. Это, по мнению Оуэна, разрешит самые трудные проблемы общества. Рабочие будут получать справедливое вознаграждение за свой труд. Для введения справедливого обмена необходимо ликвидировать частную собственность и капиталистическую систему.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока