Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на 19 вопросов по дисциплине "Управление финансами корпорации".
1. Проблемы корпоративного управления
Система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой корпорация представляет и защищает интересы своих инвесторов. Данная система может включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства.
Говоря юридическим 
языком, корпорация есть организация 
лиц, обладающая как самостоятельный 
экономический субъект 
Акционеры, как группа, стремятся осуществлять надзор за управлением корпорацией.
Проблема корпоративного управления возникла с появлением крупных корпораций на рубеже XIX-XX вв., когда стал происходить процесс разделения права собственности и управления этой собственностью. До этого рокфеллеры и морганы были полновластными хозяевами предприятий и держали в своих руках как исполнительные, так и контрольные функции.
В начале 30-х годов собственники стали расширять сферы своей деятельности, и им пришлось передавать исполнительные функции другим лицам. Наемным исполнителям высшего звена доверили право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Как только это произошло, стал очевиден конфликт интересов управленцев и акционеров. Акционерам был нужен рост капитализации, а топ-менеджерам – солидный статус, высокая зарплата и бонусы. История корпоративного управления – история противостояния интересов этих основных сторон.
Играя на разногласиях 
между интересами акционеров, топ-менеджеры 
сконцентрировали контроль над корпорацией 
в своих руках. Первый этап истории 
корпоративного управления – сосредоточение 
в одних руках права 
1. Проблема разделения функций контроля собственности и контроля бизнеса.
2. Конфликты, 
возникающие м/у менеджерами (
3. В силу продолжающегося 
процесса перераспределения 
4. Наличие "теневых" 
корпоративных финансов ("серые" 
и "черные" денежные расчеты, 
уход от налогов, вывод 
5. Проблемы корпоративного управления с точки зрения объектов защиты Большинство конфликтов переходит в плоскость отношений:
"менеджеры как акционеры - все прочие акционеры";
"контролирующие акционеры (в том числе как менеджеры) - все прочие акционеры";
"контролирующие акционеры (в том числе как менеджеры) - новые претенденты на контроль".
Основная проблема корпоративного управления
1. Наемных менеджеров, не имеющих доли в АО (или небольшую долю)
Распыленная, или несколько примерно равных несвязанных акционеров
Все акционеры
- мониторинг и ответственность менеджеров
пассивность и права всех групп акционеров
 (2) Менеджеров, 
ставших акционерами (с КПА) 
и сохранивших свои 
Концентрированная (прямо и через аффилированные структуры)
Все прочие типы акционеров
-ответственность менеджеров
ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров
ограничение возможностей "шантажа" со стороны прочих акционеров
защита прав мелких акционеров
3. Внешнего акц-ра (альянса акцио-ров с КПА):
Концентрированная
(прямо и через аффилированные структуры)
Мелкие собственники-акционеры
Ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров, а также:
(а) сменившего менеджеров
- обеспечение мониторинга менеджеров
(б) сохранившего менеджеров
 - предотвращение 
риска оппортунистического 
(в) выполняющего функции менеджера
- защита прав прочих акционеров, но одновременно ограничение их возможностей "шантажа"
(4) Основного кредитора (группы кредиторов)
Любая
Все акционеры
Часть кредиторов
Использование института банкротства только для перехвата контроля (вывод активов в ущерб акционерам и др.)
6. слабая или 
нетипичная роль традиционных "внешних" 
механизмов корпоративного 
7. Слабая банковская система.
Основными проблемы корпоративного управления связаны не столько с качеством законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений, в связи с чем традиции корпоративного поведения еще только формируются. В одних случаях незнание требований законодательства, вызванное его относительной новизной, а в других - полное пренебрежение этими требованиями, не позволили в полной мере ввести в жизнь те нормы корпоративного поведения, которые эти правовые акты призваны установить.
Анализ корпоративного управления в России показывает, что наибольшие конфликты возникают при решении вопроса о том, кто лучше может выполнять функции собственника. Собственник разрабатывает: инвестиционную часть, линию риска, предпринимательскую, контрольную и социальные части.
Недостаточна квалификация 
многих владельцев/высших управляющих, 
а также большинства мелких акционеров/рядовых 
работников компании в вопросах ведения 
бизнеса; у последних этот недостаток 
сочетается с нежеланием глубоко вникать 
в проблемы работы корпорации, стремлением 
к увеличению выплат в виде дивидендов 
вместо направления средств на развитие 
производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Участники корпоративных отношений.
01. Крупные акционеры 
(владельцы крупного пакета 
02. Мелкие акционеры.
Участниками корпоративных отношений прежде всего являются акционеры, вступающие с корпорацией в особые отношения, делающим возможным само существование корпорации. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях корпорации.
03. Потребители 
(без них невозможно 
04. Служащие (отношения 
служащих с корпорацией, 
05. Менеджмент, в том числе единоличный, исполнительный орган корпорации.
06. Кредиторы 
(Получают прибыль, уровень 
07. Владельцы 
иных корпоративных ценных 
08. Органы государственной власти.
09. Органы местного самоуправления (Заинтересованы прежде всего в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места.).
10. Поставщики.
Корпорация в 
процессе своей деятельности оказывает 
наибольшее воздействие на местное 
население. Соответственно местное 
население ожидает от корпораций 
непосредственного участия в 
решении проблем организации инфраструктуры, 
образования, транспорта, условий для 
отдыха и т.д. 
03. Особенности развития корпоративного управления в РФ.
Этапы становления корпоративного управления:
01. Период до 1987 г.
Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Основой для этого послужили, на наш взгляд, три причины:
1. Отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда.
2. Неготовность 
предприятий высоко оплачивать 
квалифицированный труд 
3. Остатки тоталитарного 
мировоззрения в обеих 
02. Период с 1987 г. по 1991 г.
В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленного в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.
03. Период с 1991 г. по 1994 г.
В то же время 
начал складываться определенный корпоративный 
стиль взаимоотношений 
04. Период с 1994 г. по август 1998 г.
Крупные зарубежные корпорации открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы.
Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.
05. Период с августа 1998 г. по настоящее время.
Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики.
При этом в России 
в настоящее время формально присутствуют 
компоненты всех традиционных моделей: 
относительно распыленная собственность 
(но неликвидный рынок и слабые институциональные 
инвесторы), явная и устойчивая тенденция 
к концентрации собственности и контроля 
(но при отсутствии адекватного финансирования 
и эффективного мониторинга), элементы 
перекрестных владений и формирование 
сложных корпоративных структур разного 
типа (но при отсутствии тяготения к какому-либо 
типу). Прежде чем что-либо менять, следуют 
достаточно четко осознавать, кого, от 
кого, зачем и в какой мере необходимо 
защищать в рамках национальной модели 
корпоративного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
04. Типы корпоративных объединений.
Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление финансами корпорации"