Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к ГОСАМ спец скачала.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

1   Объект, предмет и категории теории  социальной работы.

 

Объектом исследования социальной работы является процесс  связей, взаимодействий, взаимовлияний  механизмов, способов и средств регуляции  поведения социальных групп и  личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях. Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов  сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.

Предметом исследования в теории социальной работы считает,  Е.И. Холостова, являются закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов, воздействующих на реализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе.

Объект и предмет  социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой – влияют на границы и содержание теории и  практики социальной работы. Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категория, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.

Основу содержания любой науки составляют базовые категории, "несущие" понятия, которые и определяют ее предмет. Вопрос о категориях социальных наук является непростым, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, тесно переплетаются друг с другом, многообразны, по-разному интерпретируются, что и обусловливает относительность границ между этими категориями.

Можно выделить две основные группы категорий социальной работы.

1. Категории, которые  не являются специфическими категориями  в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что явления, обозначаемые этими категориями, должны рассматриваться каждой наукой исходя из ее предмета). Например, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность и др.

Социализация - процесс  усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для  успешного функционирования индивида в данном обществе.

Социальная субъектность трактуется в качестве способности людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества. Социальная работа в этой связи понимается как процесс, деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека.

2. Категории, являющиеся  прежде всего категориями социальной  работы, но используемые и другими  науками. Например, психосоциальная  работа, структурная социальная работа, социальная реабилитация и т.д.

3. Категории, относящиеся  собственно к социальной работы (“социальное страхование”, “социальная  биография”, “социальный работник”  и др.).

Категории социальной работы могут быть проанализированы по признаку принадлежности к различным организациям социальной работы в различных сферах социальной практики. Понятийный аппарат социальной работы в образовании будет отличаться от системы понятий, описывающих социальную работу в армии или медицинских учреждениях. Целесообразно выявить кластеры понятий, относящихся к социальной работе с различными категориями клиентов или к различным особым ситуациям (например, в зонах военных конфликтов). Данные классификации отражают специфику содержания практической социальной работы. Особенности организации профессиональной и добровольческой социальной работы, технологические аспекты управления системой социальной работы отражены в специфической группе понятий – “менеджмент социальной работы”, “экономика социальной работы”. По мере дальнейшего развития теории и практики социальной работы система её категорий будет расширяться и уточняться.

 

2. Принципы  и закономерности социальной  работы

 

Принципы социальной работы выступают важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Выделяют  следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной связи индивида и его социальной среды.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные  зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Организационные принципы отражают сложность и многообразие организационных, функционально-иерархических  связей и отношений (социально-технологическая компетентность кадров, принцип единства прав и обязанностей и др.).

Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору средств психолого-педагогического  воздействия и взаимодействия с  клиентом: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность работы социальной работы.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.

Закономерности теории социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение  к социальной ситуации. В специальной  литературе закономерности социальной работы разделяют на две группы:

1.     закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;

2.     существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.

К числу основных закономерностей  следует отнести взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также – взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Закономерности социальной работы носят объективный характер и проявляют себя независимо от желания, знания и воли людей.

 

3. Теоретические  парадигмы социальной работы.

 

Поскольку все современные  науки выросли из философии, в  социальной работе, как и в большинстве гуманитарных дисциплин, важное место занимает философско-гуманистическая теория, обосновывающая смысл, социально-этические основы бытия человека.

В 1915 году Мери Ричмонд  в своей работе "Научная социальная работа" предложила набор схем оценок качества социальной работы, диагноза социальных проблем, которые приходится решать социальному  работнику, что привело к созданию морально-терапевтической теории социальной работы, опирающейся на осмысление разнообразных форм благотворительности. Изучение благотворительности, социальной помощи нуждающимся и сейчас является источником научного осмысления социальной работы.

В 20 — 30-е годы психоаналитические идеи 3. Фрейда и его последователей выдвинули на передний план психодинамическую теорию социальной работы. Психодинамический подход вырос из признания того, что морально-терапевтическая традиция, благотворительность привнесли в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регулирования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья. Психодинамические, психосоциальные теории социальной работы и сегодня в значительной степени используют достижения фрейдизма и неофрейдизма, отчасти модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеют самостоятельную специфику, ориентируясь на комплексное, целостное поддержание жизнестойкости человека, хотя и акцентируют внимание в этой проблематике на психологических и социально-психологических компонентах.

В 50-е годы развивается валеологическая теория социальной работы, основанная на достижениях экопсихологии (проблем экологической терапии, сохранения здоровых условий обитания, здорового образа жизни), способствующая формированию у населения идеологии и практики жизнесохранительного поведения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей.

Примерно в это же время получает развитие педагогическая теория социальной работы, активизирующая анализ социально-педагогических возможностей общин и теоретическое осмысление работы с социальными группами, оказания помощи человеку в микросреде обитания, по месту жительства.

В середине XX века нарастает  влияние марксистской теории социальной работы, усиливающееся политическим превосходством левых сил в большинстве индустриально развитых стран. Её ключевая идея — преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. При этом в обществах, устроенных на принципе социальной справедливости — "свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех", что можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.

В это же время усиление внимания к социальным аспектам общественного развития привело к некоторым существенным изменениям в теории социальной работы, приоритетности ее правовых аспектов, созданию юридического фундамента технологии социальной защиты в практике. Получают развитие законодательства о помощи бедным, о действии официальных учреждений социальной помощи, о правовых и административных запретах, разрешающих актах. Социальное обеспечение становится той парадигмой помощи, которая  на долгое время  утвердилась  в  качестве  ведущей  формы  поддержки  различных категорий нуждающихся, постепенно  оформившись  в  систему  государственного обеспечения.

К началу 90-х годов  в научной литературе вполне определенно  обозначились несколько моделей  теоретического обоснования социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного явления. Каждая такая модель предполагает вполне определенное содержание, комплекс методов и форм содействия нуждающимся, профилактику кризисов.

Условно теоретические  модели социальной работы объединяют в четыре группы: психолого-ориентированные; социолого-ориентированные; социально-подагогические; комплексные, междисциплинарные. Психолого-ориентированные модели опираются на психологическое знание, учет закономерностей психологического статуса и развития человека.

Социолого-ориентированные  модели опираются на познание закономерностей  социального развития, структурирование общества, взаимодействие его социальных институтов. Социально-педагогические модели опираются на использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности.

Комплексные модели ориентируются  на целостное видение проблемы защиты и поддержания жизненных сил  человека как биосоциального существа.

4. Направления,  уровни, формы и методы социальной  работы.

 

Социальная работа как  практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).

Социальная работа как профессия  имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная  социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа).

Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования  и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера  проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.

Формы социальной работы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые, долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"