Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа
Цель  исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной  толерантности в психологии
1.3. Формирование  профессиональной идентичности  у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация  и методика исследования
2.2. Эмпирическое  изучение механизмов психологической  защиты и коммуникативной толерантности  у учителей с разным трудовым  стажем
2.3. Взаимосвязь   механизмов психологической защиты  и коммуникативной толерантности  у учителей
1.4.  Сравнительный  анализ  механизмов психологической  защиты и коммуникативной толерантности  у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ 
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ 
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ 
ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ 
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое 
изучение механизмов 
2.3. Взаимосвязь  
механизмов психологической 
1.4.  Сравнительный 
анализ  механизмов психологической 
защиты и коммуникативной 
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Актуальность исследования: Данное исследование посвящается проблеме механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем. Важность изучения психологического аспекта профессии учителя и практической деятельности по совершенствованию педагогического мастерства неоспорима. Школа – является одним из основных институтов, влияющих на развитие личности ребенка, а, следовательно, в профессии учителя важны не только его трудовые навыки но и личностные характеристики.
Психологические 
защиты несут в себе ряд как 
положительных, так и негативных 
свойств. Действие защит обычно непродолжительно 
и длится до тех пор, пока нужна "передышка" 
для новой активности. Однако, если 
состояние эмоционального благополучия 
фиксируется на длительный период и 
по сути заменяет активность, то психологический 
комфорт достигается ценой 
Коммуникативная толерантность относительно новое и не достаточно изученное в психологии понятие. Оно характеризует отношение личности к людям, показывает степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию. На сегодняшний день стоит выделить таких исследователей коммуникативной толерантности как В.В. Бойко, Г. В. Безюлеву, Г. М. Шаламову и др. Коммуникативная толерантность во многом определяет успешность педагогической деятельности учителя в процессе его взаимодействия с коллегами и учащимися.
Вместе с тем механизмы психологической защиты и коммуникативная толерантность у учителей с разным трудовым стажем не стали предметом специфических научных исследований. Нет исследований подтверждающих наличие взаимосвязи между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью. Между тем исследования в данном направлении помогу лучше понять, как происходит профессиональное становление педагога, выявить его основные проблемы, требующие психологической работы с личностью педагога.
Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
Объект исследования: коммуникативная толерантность личности.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты и коммуникативная толерантность у учителей с разным трудовым стажем.
Гипотеза исследования: 1. Существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. 2. Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются.
Методологическая основа исследования: структурная теория механизмов психологической защиты Р. Плутчика. Понятие коммуникативной толерантности, введенное В.В. Бойко, определяемое как, характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию. Классификация стадий профессионального становления Ф. Зеера.
Методы исследования:
Научная новизна исследования: данная работа расширяет и углубляет знания о механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности учителей. В настоящем исследовании установлена взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей с разным стажем. Выявлены различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы в практической работе психолога с учителями: в консультационной, психотерапевтической, психокоррекционной и просветительской деятельности.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в СШ №183 г. Минска. Выборка исследования составила педагогов, из них 15 учителей со стажем 0-5 лет, 15 учителей со стажем 6-10 лет, 15 учителей со стажем 11-20 лет, 15 учителей со стажем выше 20 лет.
Объем и структура дипломной работы: введение, общая характеристика работы, основная часть (представленная двумя главами), заключение, список использованных источников, 14 таблиц, 3 рисунка, 4 приложения. Объем дипломной работы составляет 59 страниц.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ 
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ 
1.1 Понятие механизмов психологических защит личности
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях [43].
На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации. Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др [47; 48].
Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии [29].
В обычной жизни любого человека возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации [42].
Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия [5].
Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.
Примерами защитных типов поведения могут быть:
а) агрессия (или нападение на "фрустратора");
б) аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");
в) репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");
г) рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");
д) сублимация (переключение 
поведения с неудачной 
е) забывание ;
ж) самопрощение ("Да! А что?");
з) проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.
Как мы отметили 
выше, впервые термин "психологическая 
защита" был введен в психологию 
известным австрийским 
Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе "Психология Я и защитные механизмы" [45], русскоязычный вариант которой издан в 1993 году. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом. А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:
1.   блокирование 
выражения импульсов в 
2. искажение их 
до такой степени, чтобы 
Как пишет Б. Д. 
Карвасарский: «Начиная с З. Фрейда 
и в последующих работах 
"Защита" и 
"сопротивление" – особые 
механизмы психики, 
Наряду с понятием "защита" особое место в психодинамике занимает понятие "трансфер".
Кроме трансферного, 
в области сопротивления 
Расширение представлений о защите связано с именем дочери Зигмунда Фрейда — Анной Фрейд. Она сделала попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты, накопившиеся к середине 40-х годов XX века. А. Фрейд подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов, указывая, что они предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают нормальный психический статус личности [45].
В базовую концепцию отца А. Фрейд внесла определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних (социогенных) конфликтов, а сами механизмы рассматривались не только как проявление врожденных задатков, но и как продукты индивидуального опыта и непроизвольного научения. Было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. И, наконец, она дала первую развернутую дефиницию защитных механизмов: «Защитные механизмы — это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием» [45, c. 132]