Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа
Цель  исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной  толерантности в психологии
1.3. Формирование  профессиональной идентичности  у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация  и методика исследования
2.2. Эмпирическое  изучение механизмов психологической  защиты и коммуникативной толерантности  у учителей с разным трудовым  стажем
2.3. Взаимосвязь   механизмов психологической защиты  и коммуникативной толерантности  у учителей
1.4.  Сравнительный  анализ  механизмов психологической  защиты и коммуникативной толерантности  у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Если рассматривать результаты исходя из стажа работы учителей в обследуемой выборке, то наиболее высокая коммуникативная толерантность наблюдается у учителей со стажем до 5 лет. Менее всего испытуемых с высокой коммуникативной толерантностью у учителей со стажем свыше 20 лет.
По нашему мнению 
причиной данных различий могут являться 
возрастные различия испытуемых. Испытуемые 
первой категории – это молодые 
педагоги, недавно начавшие свою трудовую 
деятельность. Им скорее, проще принимать 
какие-то недостатки собеседника из-за 
более высокой лабильности в 
мышлении, когда люди зрелого возраста 
уже более ригидны. Учителя с 
высоким стажем – это люди у 
которых уже формировались 
Подводя итоги, можно 
сказать, что наиболее выраженными 
механизмами психологической 
У испытуемых обследуемой выборки довольно высокие показатели коммуникативной толерантности. Но для более молодых педагогов характерны более высокие показатели коммуникативной толерантности, что говорит о том, что они проявляют больше терпимости к партнерам по общению, чем педагоги ч более высоким стажем.
С первичными эмпирическими данными можно ознакомиться в приложении 3.
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
В проводимом исследовании была выдвинута гипотеза: 1. Существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. 2. Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются.
Для расчетов взаимосвязи 
между механизмами 
Коэффициент ранговой 
корреляции Спирмена - это непараметрический 
метод, который используется с целью 
статистического изучения связи 
между явлениями. В этом случае определяется 
фактическая степень 
Обратимся к результатам, полученным в ходе расчетов взаимосвязи. Результаты статистического анализа данных представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. – Результаты расчетов взаимосвязи механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
| Взаимосвязь | Количество человек | Коэффициент R | 
 Уровень значимости (p) | 
| Регрессия и коммуникативная толерантность | 60 | -0,2536 | 0,040565 | 
| Компенсация и коммуникативная толерантность | 60 | -0,279593 | 0,030502 | 
| Реактивные образования и коммуникативная толерантность | 60 | -0,458752 | 0,000227 | 
| Интеллектуализация и коммуникативная толерантность | 60 | -0,366901 | 0,003933 | 
Таким образом, была 
выявлена статистически значимая слабая 
отрицательная взаимосвязь 
Была выявлена 
статистически значимая слабая отрицательная 
взаимосвязь между механизмом психологической 
защиты «Компенсация» и 
Была выявлена 
высоко статистически значимая умеренная 
отрицательная взаимосвязь 
Также была обнаружена 
статистически значимая умеренная 
отрицательная взаимосвязь 
Таким образом, можно сказать, что гипотеза 1 подтвердилась: существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. А именно, чем более сильно выражены у учителей такие механизмы психологической защиты как «регрессия», «компенсация», реактивные образования» и «интеллектуализация», тем ниже их коммуникативная толерантность.
2.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Для доказательства гипотезы 2: Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются был также проведен статистический анализ (см. Прил. 4).
Нами были проведены расчеты различий в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем. В этих целях был использован U-критерий Манна-Уитни. U-критерий Манна-Уитни (англ. Mann-Whitney U test) — непараметрический статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
В таблице 2.5 представлены результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет.
Таблица 2.5. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет
| Механизм | Ранговая сумма 1 | Ранговая сумма 2 | U-критерий | Уровень значимости (p) | 
| До 5 лет | От 6 до 10 лет | |||
| компенсация | 173,5 | 291,5 | 53,5 | 0,014 | 
| Реактивные образования | 158,5 | 306,5 | 38,5 | 0,002 | 
Итак, существуют статистически значимые различия в проявлении механизма психологической защиты «Компенсация» у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет (U=173,5;p<0,02). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей от 6 до 10 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «реактивные образования» у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет (U=158,5;p<0,005). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей от 6 до 10 лет:
Были проанализированы результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет. Обратимся к данным таблицы 2.6.
Таблица 2.6. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет
| Механизм | Ранговая сумма 1 | Ранговая сумма 2 | U-критерий | Уровень значимости (p) | 
| До 5 лет | От 6 до 10 лет | |||
| Регрессия | 179,5 | 285,5 | 59,5 | 0,03 | 
| Компенсация | 162 | 303 | 42 | 0,003 | 
| Реакт.обр-я | 156 | 309 | 36 | 0,002 | 
Обнаружены статистически значимые различия в механизме психологической защиты «Регрессия» у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет(U=59,5; p<0,04)... У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем от 11 до 20 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «Компенсация» у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет. (U=42;p<0,004).. У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей стажем от 11 до 20 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «Реактивные образования» у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет (U=36; p<0,003). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем от 11 до 20 лет.
Были проанализированы результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет.
С данными расчетами можно ознакомиться в таблице 2.7.
Таблица 2.7. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет
| Механизм | Ранговая сумма 1 | Ранговая сумма 2 | U-критерий | Уровень значимости (p) | 
| До 5 лет | Более 20 лет | |||
| Проекция | 171,5 | 234,5 | 51,5 | 0,03 | 
| Реактивные образования | 159 | 247 | 39 | 0,007 | 
Обнаружены статистически значимые различия в механизмах психологической защиты «Проекция» у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет (U=51,5; p<0,04). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем более 20 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «реактивные образования» у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет (U=39; p<0,008). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем более 20 лет.
Были проанализированы результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем от 6 до 10 лет и от 11 до 20 лет. Обратимся к данным таблицы 2.8.
Таблица 2.8. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до от 6 до 10 и от 11 до 20 лет
| Механизм | Ранговая сумма 1 | Ранговая сумма 2 | U | p-level | 
| 6-10 лет | 11-20 лет | |||
| Подавление | 176 | 289 | 56 | 0,02 | 
| Регрессия | 162,5 | 302,5 | 42,5 | 0,003 | 
| Отрицание | 165 | 299,5 | 45,5 | 0,004 | 
| Проекция | 168,5 | 296,5 | 48,5 | 0,008 |