Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

итог диплом Штогриной.docx

— 451.08 Кб (Скачать файл)

 

 

Выводы

 

1. Термины "психологическая  защита", "защитные механизмы" были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей. Р. Плутчик выделяет 8 защитных механизмов, составляющих сферу психологической защиты: отрицание; регрессия; проекция; замещение; подавление; образование реакции; интеллектуализация; компенсация.

2. Понятие «коммуникативная  толерантность» был введен В.В.  Бойко. Под коммуникативной толерантностью  В. В. Бойко понимает характеристику  отношений личности к людям,  показывающую степень переносимости  ею неприемлемых психических  состояний, качеств и поступков  партнеров по коммуникативному  взаимодействию. В. В. Бойко выделяет  следующие виды коммуникативной  толерантности:  ситуативная коммуникативная  толерантность: она проявляется  в отношениях данной личности  к конкретному человеку; низкий  уровень этой толерантности проявляется  в высказываниях типа: «Терпеть  не могу этого человека», «Он  меня раздражает», «Меня все  в нем возмущает» и т. п.;  типологическая коммуникативная  толерантность: проявляется в  отношении определенного типа  личности или определенной группы  людей (представителей определенной  расы, национальности, социального  слоя);  профессиональная коммуникативная  толерантность: проявляется в  процессе осуществления профессиональной  деятельности (терпимость врача  или медсестры к капризам больных, у работников сферы обслуживания – к клиентам и т. д.);  общая коммуникативная толерантность: это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.

3. Формирование  профессиональной идентичности  педагога происходит в процессе профессионализации. «Профессионализация - это процесс становления профессионала. Этот процесс включает выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, o6oбщение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии.

Нами были выделены следующие стадии профессионального  становления учителей: стадия профессиональной адаптации (18 – 25 лет) учителя со стажем работы 1 – 5 лет; стадия первичной профессионализации (26 – 33 года) учителя со стажем работы 6 –10 лет;  стадия вторичной профессионализации (34 – 42 года) учителя со стажем работы 11 –20 лет;  стадия профессионального  мастерства (42 – 60 лет) учителя со стажем работы более 20 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ

 

2.1. Организация  и методика исследования

Целью данного  эмпирического исследования было выявление доминирующих механизмов психологической защиты и степени коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

В связи с целью  были определены следующие задачи:

1. Эмпирически  изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.

2. Определить  доминирующие механизмы психологической  защиты у у учителей с разным трудовым стажем.

3. Эмпирическим  путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

4.  Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.

5. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

В данном исследовании была выдвинута гипотеза: 1. Существует взаимосвязь между механизмами  психологической защиты и коммуникативной  толерантностью у учителей с разными  стажем. 2. Существуют различия между  коммуникативной толерантностью и  механизмами психологической защиты у учителей с разным стажем.

Исследование  проводилось на базе СШ №183 г. Минска. 15 учителей со стажем 0-5 лет, 15 учителей со стажем 6-10 лет, 15 учителей со стажем 11-20 лет, 15 учителей со стажем выше 20 лет.

Для диагностики  механизмов психологической защиты использовалась методика «Индекс жизненного стиля» Плутчик-Келлермана-Конте [41] (см. Прил.1).

Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической  защиты «Я» и включает 92 утверждения, требующих ответа по типу «верно –  неверно». Измеряются восемь видов  защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в  различных ситуациях. На основе ответов  строится профиль защитной структуры  обследуемого.

Методику Life Style Index (LSI), описанную в 1979 г. на основе психоэволюционной  теории Р.Плутчик и структурной  теории личности Х.Келлермана, следует  признать наиболее удачным диагностическим  средством, позволяющим диагностировать  всю систему МПЗ (механизмы психологической  защиты), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень  напряженности каждого: Отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Для диагностики  коммуникативной толерантности использовалась методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В. В. Бойко [44] (См. Прил.2). В данной методике испытуемым предлагается ценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми.

Оценками от 0 до 3 баллов предлагалось выразить насколько  верны они верны по отношению  лично к испытуемым:

0 баллов –  совсем неверно,

1 – верно  в некоторой степени ( несильно)

2 – верно  в значительной степени (значительно)

3 – верно  в высшей степени (очень сильно)

В результате подсчитывалась сумма баллов, полученных  по всем признакам: чем больше балов, тем  ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые  можно заработать, 135, свидетельствует  об абсолютной нетерпимости к окружающим. Точно Минимальное количество баллов 0 – свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. В среднем, опрошенные набирают: руководители медицинских учреждений и подразделений – 40 баллов, медсестры – 43 балла, воспитатели – 31 балл.

Диагностика механизмов психологической защиты и коммуникативной  толерантности у испытуемых проводилась  в декабре-январе 2011-2012 года. Диагностика проводилась индивидуальной форме. Испытуемым предлагался стимульный материал методик с бланками ответов. На процесс тестирования испытуемым отводилось около часа.

Была проведена первичная обработка протоколов (бланков ответов), методик, подсчитаны «сырые» баллы, набранные каждым испытуемым по методикам. На основании первичных эмпирических данных был проведен количественно-качественный анализ – изучены психологические характеристики механизмов психологической защиты и уровни коммуникативной толерантности испытуемых, затем методом ранговой корреляции Спирмена был проведен статистический анализ взаимосвязи механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности испытуемых, а при помощи U-критерия Манна-Уитни выявлены различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности. По итогам проведенной работы были сформулированы выводы и заключение.

 

2.2. Эмпирическое  изучение механизмов психологической  защиты и коммуникативной толерантности  у учителей с разным трудовым стажем

 

Как мы уже указывали  выше, диагностика механизмов психологической защиты осуществлялась при помощи опросника «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте. Нами были проанализированы полученные данные.

Было рассмотрено, как выражены механизмы психологической  защиты у учителей с разным стажем. Обратимся к таблице 2.1.

Таблица 2.1. – Выраженноть механизмов психологической защиты у испытуемых

Стаж

A

B

C

D

E

     F

     G

    I

0-5лет

9

7

5

2

8

2

5

1

6-10лет

2

4

8

2

3

6

7

4

11-20лет

7

8

9

3

7

5

4

2

>20лет

7

8

5

6

8

5

4

1


 

(Примечание: в верхней строке таблицы А – подавление, В – регрессия, С – замещение, D – отрицание, Е – проекция, F – компенсация, G – реактивные образования, I – интеллектуализация)

Согласно данным таблицы 2.1,  выраженность механизма психологической защиты «Подавление» была диагностирована у 9 учителей со стажем от 0 до 5 лет, у 2 учителей со стажем от 6 до 10 лет, у 7 учителей со стажем от 11 до  20 лет и у 7 учителей со стажем более 20 лет.

Выраженность психологической защиты «Регрессия» была диагностирована у 7 учителей со стажем от 0 до 5 лет, у 4 учителей со стажем от 6 до 10 лет, у 8 учителей со стажем от 11 до  20 лет и у 8 учителей со стажем более 20 лет.

Выраженности  механизма психологической защиты «Замещение» была выявлена у 5 учителей со стажем от 0 до 5 лет, у 8 учителей со стажем от 6 до 10 лет, у 9 учителей со стажем от 11 до  20 лет и у 5 учителей со стажем более 20 лет.

Механизм психологической  защиты «Отрицание» был диагностирован, как  выраженный у 2 учителей со стажем от 0 до 5 лет, у 2 учителей со стажем от 6 до 10 лет, у 3 учителей со стажем от 11 до  20 лет и у 6 учителей со стажем более 20 лет.

Выраженность  такого механизма психологической защиты, как «Проекция» была выявлена нами у 8 учителей со стажем от 0 до 5 лет, у 7 учителей со стажем от 6 до 10 лет, у 3 учителей со стажем от 11 до  20 лет и у 8 учителей со стажем более 20 лет.

Механизм психологической  защиты «Компенсация» была диагностирован как выраженный у 2 учителей со стажем от 0 до 5 лет, у 6 учителей со стажем от 5 до 10 лет, у 5 учителей со стажем от 11 до  20 лет и у 8 учителей со стажем более 20 лет.

Выраженность  такого механизма психологической защиты, как «Реактивное образование» была диагностирована у 1 учителей со стажем от 0 до 5 лет, у 4 учителей со стажем от 6 до 10 лет, у 2 учителей со стажем от 11 до  20 лет и у 1 учителей со стажем более 20 лет.

На рисунке 2.1. можно наглядно ознакомиться, как  выражены различных механизмов психологической защиты у опрошенных нами испытуемых.

 

Рис. 2.1. – Выраженность механизмов психологической защиты у испытуемых

(Примечание: А – подавление, В – регрессия, С – замещение, D – отрицание, Е – проекция, F – компенсация, G – реактивные образования, I – интеллектуализация)

Таким образом, механизм психологической защиты «Подавление» наиболее выражен у учителей со стажем менее 5 лет. Наименее он выражен у  учителей со стажем от 5 до 10 лет. Таким образом, молодые педагоги более склонны подавлять (вытеснять) неприемлимые для них импульсы в бессознательное.

Механизм психологической  защиты «Регрессия» более выражен  у учителей со стажем от 11 лет и  более, но менее всего выражен  у учителей со стажем до 10 лет. Напомним, что «регрессия» связана с избеганием тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. Она может выражаться в несколько импульсивном и инфантильном поведении, низком контроле собственных эмоций. Возможно, высокое проявление данного механизма у учителей со стажем от 11 лет может быть связана во-первых с кризисом среднего возраста, где он проявляется как способ защиты от внутриличностных проблем.

Механизм психологической защиты «Замещение» более всего выражен у учителей со стажем 11-20 лет. А менее всего – у учителей со стажем до 5 лет и свыше 20 лет. Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.

Информация о работе Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей