Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа
Цель  исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной  толерантности в психологии
1.3. Формирование  профессиональной идентичности  у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация  и методика исследования
2.2. Эмпирическое  изучение механизмов психологической  защиты и коммуникативной толерантности  у учителей с разным трудовым  стажем
2.3. Взаимосвязь   механизмов психологической защиты  и коммуникативной толерантности  у учителей
1.4.  Сравнительный  анализ  механизмов психологической  защиты и коммуникативной толерантности  у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таким образом, достоинства структурной теории защитных механизмов Р. Плутчика состоит в ее универсальности, интегративности и наглядности предложенной модели. В качестве недостатков можно указать недостаточное описание аспектов генезиса и функционирования механизмов.
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
 Понятие толерантность 
является предметом изучения 
многих наук: философии, этики, 
политологии, медицины, психологии. 
Вопрос о содержательном 
Этимологический 
анализ слова позволит  рассмотреть 
происхождение понятия «
В различных европейских 
языках толерантность имеет разный 
лингвистический оттенок. Например, 
в английском языке оно употребляется 
в качестве существительного – «терпимость» 
и в качестве глагола – «терпеть». 
Вызывает интерес применение этого 
глагола в речи. В этом языке 
данный глагол употребляется только 
тогда, когда он является синонимом 
«допускать». Он не употребляется в 
случаях, связанных с испытанием 
чего-либо, безропотным подчинением 
чему-либо. Говоря о терпимости как 
о свойстве человеческой личности, 
англичане употребляют 
Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно, в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона 1909 года издания дается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. В словаре С.И. Ожегова аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру. Из всего вышеизложенного можно констатировать, что слова «толерантность» и «терпимость» синонимичны [38, c. 678].
Другой проблемой определения понятия является анализ границ этого понятия, т.е. определение объема его содержания, той части действительности, отражением которой оно является. Вопрос о границах толерантности рассматривается многими исследователями данной проблемы. Например, Платон сформулировал «парадокс терпимости»: неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Если быть безгранично терпимыми к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены. По данной проблеме К. Поппер говорил, что «во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимым к нетерпимым. Мы должны объявить вне закона все движения, исповедующие нетерпимость, и признать подстрекательство к нетерпимости и гонениям таким же преступлением, как подстрекательство к убийству, похищению детей или возрождению работорговли» [14]. В.А. Тишков утверждает, что толерантность – это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм интолерантности. Ряд исследователей, в частности Г.У. Солдатова, проблему границ толерантности связывают с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Терпимость и безразличие – это взаимоисключающие понятия, так как терпимость означает активное признание иной позиции, иной точки зрения как оппонирующей. При этом индивид не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование. Толерантность нельзя отождествлять с индеферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения – чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим. Толерантность не пассивна, она активна. Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение проявлений ее противоположности – интолерантности или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя система взглядов, твой образ жизни, группа, к которой принадлежишь, стоят выше остальных. Интолерантность достаточно консервативна, она стремится подавить все, что не вписывается в установившиеся рамки [22].
Диапазон результатов 
интолерантности достаточно широкий. 
Это и обычная невежливость, и 
пренебрежительное отношение к 
окружающим, и умышленное уничтожение 
людей: геноцид, войны, терроризм. В 
современной психолого-
1. Понятие толерантность полимодально, отсутствует общепринятое определение.
2. В силу этического 
происхождения понятия «
3. Еще более 
сложно определить границы 
4. практически невозможно определить границы толерантности при обсуждении личностнозначимых ценностей [12].
Понятие «коммуникативная 
толерантность» был введен В.В. Бойко. 
Под коммуникативной 
Механизм возникновения 
и проявления коммуникативной толерантности 
связан с явлением эмоционального отражения 
личных различий. В механике коммуникативной 
толерантности решающую роль играет 
совместимость или 
Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. В.В. Бойко считает, что повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия [12, c. 147].
Как пишет Е. Г. Виноградова, основные подструктуры личности, обусловливающие коммуникативную толерантность следующие: интеллектуальная, ценностно-ориентационная, этическая, эстетическая, эмоциональная, сенсорная, энергодинамическая, характерологическая, алгоритмическая, функциональная. Характеризуя любого человека, можно определить уровень коммуникативной толерантности как ситуативной, типологической, профессиональной и общей коммуникативной [16].
В.В. Бойко выделяет 
в структуре коммуникативной 
толерантности умения: принимать 
индивидуальность другого человека; 
оценивать людей исходя из их Я; преодолевать 
категоричность своих оценок в адрес 
окружающих; скрывать или сглаживать 
неприятные впечатления при столкновении 
с некоммуникабельными 
По мнению Г.В. 
Безюлевой и Г.М. Шаламовой, люди, 
обладающие высоким уровнем 
Проведенное в 2007 году Е. Н. Зебревой исследование, направленное на выявление влияния коммуникативной толерантности во взаимоотношениях сотрудников на состояние социально-психологического климата в коллективе показало: чем выше общий уровень коммуникативной толерантности во взаимоотношениях сотрудников, тем выше индекс групповой сплоченности, тем ниже уровень дисгармоничности в межличностных отношениях (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессивность), а, следовательно, и благоприятнее социально-психологический климат коллектива [22].
Коммуникативная 
толерантность во взаимоотношениях 
сотрудников как условие 
Поэтому одним 
из путей развития коммуникативной 
толерантности как важной характеристики 
профессионализма является работа по 
налаживанию и поддержанию 
Всего В. В. Бойко выделяет следующие виды коммуникативной толерантности [12]:
• ситуативная коммуникативная толерантность: она проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толерантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает», «Меня все в нем возмущает» и т. п.;
• типологическая коммуникативная толерантность: проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя);
• профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медсестры к капризам больных, у работников сферы обслуживания – к клиентам и т. д.);
• общая коммуникативная 
толерантность: это тенденция отношения 
к людям в целом, обусловленная 
свойствами характера, нравственными 
принципами, уровнем психического здоровья; 
общая коммуникативная 
Также выделяются следующие подструктуры личности, обуславливающие коммуникативную толерантность [6]:
1. Интеллектуальная 
- передает парадигму (образец, 
тип, стиль) мыслительной 
2. Ценностно-ориентационная 
- вбирает в себя основные 
3. Этическая - 
выражает нравственные нормы, 
которых придерживается 
4. Эстетическая 
- охватывает область