Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:03, курсовая работа
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.
Глава1. Профориентация старших школьников
1.1 Особенности старшего школьного возраста
1.2. Определение, функции и основные характеристики профориентации
1.3. Профессиональное  самоопределение старшеклассника
1.4.Проблемы профориентирования старших школьников и их причины.  
Глава 2. Экспериментальная часть.
2.1. Результаты эмпирического исследования: анализ и интерпретация.
Заключение
Федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Саратовский государственный университет
им. Н.Г. Чернышевского
Педагогический институт
Факультет педагогики, психологии и начального образования
Кафедра психологии образования
Специальность 050706
Педагогика и психология
Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников
Курсовая работа
Студентки 4 курса Ивановой Валерии Валериевны
Научный 
руководитель:                               
Канд. психол. наук, доцент
Заведующий 
кафедрой:                     
Докт. психол. наук, профессор
Саратов
2010
Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.
Глава1. Профориентация старших школьников
1.1 Особенности старшего школьного возраста
1.2. Определение, функции и основные характеристики профориентации
1.3. Профессиональное самоопределение старшеклассника
1.4.Проблемы профориентирования старших 
школьников и их причины.  
Глава 2. Экспериментальная 
часть.
2.1. Результаты эмпирического исследования: анализ и интерпретация.
Заключение
Приложения
Введение:
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых. Самостоятельный выбор профессиональной деятельности - это "второе рождение человека". Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный 
акт выявления и утверждения собственной 
позиции личности в проблемных ситуациях. 
Жизненное самоопределение проявляется 
в первую очередь в осознании смысла и 
цели жизни. Видный отечественный ученый-психолог 
Н.И. Шевандрин отмечает, что смысл жизни 
это значение жизни для конкретного человека, 
это осознание своей жизни как цельного 
процесса, имеющего направленность, преемственность 
и содержание, это осознание того, для 
чего человек живет. Цель жизни это осознаваемый 
конечный результат, к которому человек 
стремится в своей жизнедеятельности. 
[19, 267]  
Профессиональное становление личности 
должно начинаться еще со школьной скамьи, 
где подрастающий человек всерьез задумывается 
о будущей своей деятельности, определяя 
этим, круг своих интересов и объем знаний, 
необходимых для достижения цели. Наряду 
с учебой, приобщаясь к тем или иным видам 
трудовой деятельности, он обязательно 
приходит к необходимости собственного 
самоопределения, то есть определения 
своей полезности для общества. Поэтому 
учеба в школе должна подготавливать предпосылки 
для зрелого и правильного выбора учащимися 
своей будущей профессии.  
Однако нередки случаи, когда попытки 
найти себя в период учебы заканчиваются 
неудачно, и в этом большую роль играет 
известная оторванность школы от жизни, 
учебы от практики. Столкнувшись с практикой 
жизни в процессе трудовой деятельности, 
молодой человек начинает понимать, что 
многое из того, чему его учили в школе, 
ему не при-годилось, а то, что ему необходимо, 
он вынужден осваивать самостоятельно, 
поскольку этих знаний он либо не получил, 
либо они ограничены рамками школьных 
программ. Это еще раз свидетельствует 
о том, что использование в учебном процессе 
единых программ нерационально и несовременно, 
что определяющими для обучения по той 
или иной программе должны быть интересы, 
цели, перспективы, интеллектуальные и 
личностные ха-рактеристики учащихся. 
Кроме того, педагогу и школьному психологу 
следует ориентировать себя не только 
на формирование у учащихся определенного 
багажа знаний, но и на раскрытие у них 
потенциальных способностей к самостоятельной 
деятельности, умения находить ответы 
на поставленные жизнью вопросы. Преодоление 
иждивенческих установок, то есть, когда 
учеба в школе или другом учебном заведении 
будет осознаваться учащимся как вид деятельности, 
как труд, будет способствовать формированию 
качеств и свойств личности, определяющих 
их дальнейший образ жизни и профессиональную 
ориентацию.  
Изучение индивидуально-личностных особенностей 
учащихся, их способностей, интересов 
и наклонностей поможет педагогу эффективно 
спланировать учебный процесс, дифференцированно 
подходить к каждому своему ученику. Такое 
изучение осуществляется, как правило, 
эмпирическим путем, то есть в процессе 
общего учета успеваемости. Наблюдение 
за поведением в учебное и внеучебное 
время, его отношением к труду так же дают 
возможность педагогу составить определенное 
мнение о личности школьника. В то же время 
более пластичные, латентные или скрытые 
формы изучения интеллектуально-личностных 
характеристик могут оказаться неиспользованными, 
тогда как нередко именно они способствуют 
выявлению той или иной направленности 
личности, предопределяющей ее развитие 
и профессиональное становление.  
Актуальность проблемы. Каждый год сотни 
тысяч юношей и девушек, завершивших школьное 
обучение, начинают искать применение 
своим силам и способностям "во взрослой 
жизни". При этом, как свидетельствует 
статистика, большая часть молодых людей 
сталкивается с серьезными проблемами, 
связанными с выбором профессии, профиля 
дальнейшего образования, последующим 
трудоустройством и т.д. Причины не только 
в "закрытости" рынка труда для молодых 
и неопытных, но и в том, что подавляющая 
часть старшеклассников имеет весьма 
приблизительные представления о современном 
рынке труда, существующих профессиях, 
оказываются не в состоянии соотнести 
предъявляемые той или иной сферой профессиональной 
деятельности требования со своей самооценкой, 
индивидуальностью. 
Цель исследования: установить связь между личностным и профессиональным самоопределением старшеклассников.
Объект исследования: личностное самоопределение старшеклассников
Предмет исследования: связь особенностей личностного самоопределения старшеклассников с процессом профессионального выбора
Гипотеза исследования: на процесс профессионального самоопределения существенное влияние оказывают особенности личностного самоопределения.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-
2) Подобрать 
методы и методики 
3) Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
6) Провести анализ полученных данных исследования и сделать выводы.
Методы исследования: тестирование, эксперимент, синтез, анализ.
Используемые методики: самоактуализационный тест Э. Шострома (CAT) в модификации Л. Гозмана, методика Е.Б. Фанталовой.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ р.п. Соколовый Саратовской области.
Объем и структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы. Текст занимает 39 страниц, библиография включает 15 источников.
1.1 Психологические особенности старшего школьного возраста
Самым важным, неотложным 
и трудным делом становится для 
старшеклассника выбор 
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, преде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.
1.2. Определение, функции и основные характеристики профориентации
В психологической литературе нет однозначного определения профориентации.
И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» (c.34, [5]).
Вот, какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» (с.356,[6]).
Функции профориентации (с. 361-362,[6]):
- социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;
- экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
- психолого-педагогическая 
– выявление, формирование и 
учет индивидуальных 
- медико-физиологическая – учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.
Характеристики профориентации (с. 6-7, [7]):
  а) потребностно-мотивационной 
сферы личности при выборе 
профессии (интересов, 
 б) способностей 
и других личностных 
в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества;
4.Активность форм, средств 
и методов воздействия 
Формы профориентации
Как научно обоснованная 
система государственных 
Рис. 1. Схема основных форм профориентационной работы в школе.
Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.
Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе.
Профессиональная информация.
Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями.
Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.
Профессиональная пропаганда.
Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.
Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства.
В практике работы учебных 
заведений широкое 
Информация о работе Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников