Потребительский рынок: понятие и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:44, реферат

Краткое описание

Потребительский рынок — это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.
Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское видение совокупности принципов государственного регулирования потребительского рынка сводится к выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительский рынок.docx

— 147.22 Кб (Скачать файл)

Введение

 В процессе развития  рыночных отношений произошла  смена рынка, на котором господствующее  место занимал производитель,  рынком покупателя. Традиционная  сбытовая политика (продать то, что  смогли произвести) меняется качественно  иной - производить то, что можно  продать. Исходным в организации  бизнеса становится изучение  потребностей рынка и разработка  планов их удовлетворения. Потребительский  рынок товаров и услуг за  период рыночных преобразований  претерпел коренные изменения.  В первую очередь, сформировалась  динамичная конкурентная среда,  высокая предпринимательская и  инвестиционная активность; во-вторых, растет число и разнообразие  предприятий торговли, а также  организаций по оказанию услуг  в общественном питании и бытовом  обслуживании, что непосредственно  отражается на деятельности потребительской  кооперации.

Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции  независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе  необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные  с функционированием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского  потребительского рынка оказывает  глобализация экономики, усиление мировых  интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми  институциональными преобразованиями. В ходе экономических изменений  в стране заметно возросло количество хозяйствующих субъектов различных  организационно-правовых форм, работающих в сфере потребительского рынка. От деятельности этих предприятий зависит  благополучие потребителя, а также  экономическая и социальная стабильность в России. Успех социально-экономических  реформ должен заключаться не только в повышении реальных денежных доходов  населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении возможности потребителям использовать полученные доходы на приобретение качественных и безопасных товаров, работ, услуг. Проводимые преобразования требуют  серьезного переосмысления всей системы  государственного воздействия на базисные идеологические отношения, в том числе и на потребительском рынке, поскольку значительная часть предпринимателей в силу слабой профессиональной подготовки, недобросовестности либо, руководствуясь единственной целью извлечения максимальной прибыли, нарушают законодательство, выпускают на рынок низкокачественные товары, работы, услуги.

Не редкость на потребительском  рынке и фальсифицированные товары, количество которых увеличивается, принимая крупные масштабы, что ставит под угрозу безопасность граждан  и государства в целом.  
Регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику не только оправдано, но и необходимо. В этих условиях все большее значение приобретают государственный контроль и надзор, призванные защитить потребителя, обеспечить безопасность и качество реализуемых товаров, работ, услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК:  ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. Понятие функции и принципы потребительского рынка

Механизм государственного регулирования рынка потребительских  товаров также основан на определенных принципах, соблюдение которых позволяет  эффективно достигать обозначенных целей. Эти принципы должны учитывать  особенности текущего периода социально-экономического развития: состояние экономики, роль государственных институтов управления рынком, шкалу общественных приоритетов, уровень развития материальных и  духовных потребностей населения и  т.д. Вместе с тем они должны включать и универсальные правила управленческой деятельности, независимо от текущих  особенностей.

Потребительский рынок —  это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для  личного (некоммерческого) потребления.

Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское видение совокупности принципов государственного регулирования  потребительского рынка сводится к  выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.

Целевые принципы потребительского рынка включают:

1. Принцип согласованности  государственных интересов с  интересами других участников  рынка. Его несоблюдение ведет  к противоречиям между субъектом  и объектами в механизме регулирования,  снижению мотивации участников  рынка;

2. Принцип приоритетности  социальной составляющей в системе  целей и задач регулирования  рынка, означающий, прежде всего  первичность спроса перед товарным  предложением. В условиях эффективной  системы формирования и регулирования спроса он должен определять предложение. Потребности, интересы и запросы потребителя на рынке даже в условиях переходной экономики должны быть приоритетными;

3. Принцип подчинения  локальных интересов общим, означающий  соответствие системы целей каждого  участника рынка стратегическим  и текущим целям государства,  а также каждого отдельного  элемента любой подсистемы рынка  характеру всей подсистемы;

4. Принцип необходимости  и достаточности. Он предполагает, что достижение целей предыдущего  уровня в системе целей развития  потребительского рынка должно  быть необходимым и достаточным  условием для достижения целей  следующего уровня.

5. Принцип приоритетности  целей (выделения ведущего звена), не приемлющий распыления усилий  на решение сиюминутных, неглавных  задач. Соблюдение этого принципа  означает определение устойчивых  приоритетов с высокой степенью  настоятельности, их всестороннее  обоснование и следование им. По сути, реализация названного  принципа сопряжена с построением  системы ориентиров в виде  «дерева целей».

6. Принцип соизмеримости  цели и средств ее достижения, необходимый как одно из условий  эффективности регулирования рынка.  Важно, чтобы финансовые, материальные  и кадровые усилия не превышали  возможный результат. 

1.2.Виды потребительского спроса. Классификация покупательского спроса.

Спрос на потребительские  товары представляет собой сложную  социально-экономическую категорию. Сложность его заключается не только в том, что он формируется  под воздействием множества  факторов, но и в том, что он может  реально выступать на рынке в различных видах. Данное обстоятельство делает необходимой классификацию видов покупательского спроса,  которая  позволяет решать следующие задачи:

- исследование общих тенденций  развития спроса;

-  определение конкретных практических  мер по его удовлетворению;

- служить теоретико-методологическим  фундаментом для изучения и  прогнозирования спроса;

- вооружить специалистов  торговли понятийно-терминологическим  аппаратом в области управления  спросом.

В ее создании приняли участие  ряд ученых, обобщенный результат  их разработок представлен в таблице.

Т а б л и ц а

Классификация покупательского  спроса

Признаки

Виды спроса

1. Объект спроса

На потребительские товары

На укрупненные товарные группы

На отдельные товары

На детализированные ассортиментные позиции товара

2. Субъект спроса

Совокупный  (всего населения страны или региона)

Групповой (социального слоя или экономической группы)

Семейный

Индивидуальный

3. Территория

Общероссийский

Региональный

Местный

4. Степень миграций

Базовый

Мобильный

5. Характер спроса

Первичный

На замену

Дополнительный

Спрос про запас

6. Периодичность возникновения

Повседневный

Периодический

Эпизодический

7. Степень зрелости

Потенциальный

Формирующийся

Сложившийся

8. Степень интенсивности

Интенсивный

Стабилизирующейся

Угасающий

9. Намерения покупателей

Четко сформулированный

Альтернативный

Импульсный

10. Степень удовлетворения

Действительный

Реализованный

Неудовлетворенный


 

Многие признаки позволяют  классифицировать спрос и на макро  и микро уровне.

Таким образом классификация спроса с учетом характеристик его объекта на макро- и микро- спрос носит в некоторой степени условный характер. Она не устанавливает четко определенные понятия этих видов, их содержание меняется в зависимости от круга  решаемых с помощью изучения спроса задач.

Более точным является подход  при котором по  данному признаку выделяется:

а) спрос на весе потребительские  товары в целом, без подразделения  на группы;

б) спрос на укрупненные  группы товаров, сформированные по различным  признакам  (продовольственному, торговому, потребительскому);

в) спрос на отдельные  товары, например, те, которые выделяются действующей статистической отчетностью  в реализации товаров в торговле;

г) спрос на детализированные ассортиментные позиции внутри

отдельных товаров, т.е. спрос  на отдельные марки, модели, артикулы и прочие разновидности отдельных  товаров.

По территориальному признаку можно выделить:

  • общероссийский спрос населения страны в целом;
  • региональный – спрос  населения  определенного административно-территориального подразделения;
  • местный – спрос населения отдельного района, горда или села входящего в состав определенного региона.

С территориальным признаком  классификации спроса близко связан миграционный признак. Миграция спроса по территории страны напрямую связана  с миграцией денег и обусловлен  различными причинами пространственного перемещения покупателей. В соответствии с этим признаком выделяются базовый и мобильный спрос.

Базовый спрос реализуется  населением в местах постоянного  проживания и потребления данных товаров и услуг.

Мобильный спрос – сумма  денег, направляемая на покупку товаров  и услуг в местах временного проживания и потребления.

К ним можно отнести:

  • маятниковую миграцию населения;
  • сезонное перемещение  в курортные зоны и за рубеж в период отпусков;
  • межрегиональные и внутрирегиональные поездки населения, вызванные временной нехваткой товаров или несбалансированность рынка на территории их проживания;
  • бизнес и шопинг-туры и т.п.

По характеру спроса на потребительские товары выделяют:

  • первичный (первоначальный спрос) – эта сумма денег, предназначенная на покупку товаров, приобретаемых покупателями  впервые.
  • спрос на замену – спрос, возникающий в связи с утратой потребительских свойств товаров, находящихся в потреблении. Чаще всего он относится к товарам длительного пользования, подвергшимся  физическому или моральному износу.
  • дополнительный спрос – спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров. Обычно это  товары семейного пользования, имеющие качественные различия, обеспечивающие более высокий уровень и комфорт семейного (коллективного) потребления.
  • спрос про запас – результат ажиотажного спроса, вызванного дефицитом товара ил угрозой его возникновения.

По периодичности возникновения  в теории и практике торговли спрос классифицируется на:

Повседневный  спрос – спрос на насущные товары, обеспечивающие текущую жизнедеятельность человека или семьи.

Периодический спрос – направлен обычно на товары сезонного потребления и возникает через определенные промежутки  времени (обувь, одежда и т.п.)

Эпизодический спрос – проявляется изредка, от случая к случаю (ювелирные изделия, деликатесы, билеты в театр).

Постоянный спрос – спрос на товары разового или  кратковременного пользования и обеспечивающие жизненно важные, первоочередные потребности покупателей

Важное значение при классификации спроса  имеет степень зрелости (степень развитости) спроса. Этот признак зависит от уровня  развития производства данного товара и степени насыщенности им рынка, поэтому спрос на рынке выступает как потенциальный, формирующейся и сложившейся.

Потенциальный – это спрос на товары, которые еще не поступали на рынок. Они  либо готовятся к выпуску на  отечественных предприятиях, либо уже освоены  зарубежными производителями, предполагающими их импорт в РФ.

Формирующийся спрос – спрос на новые для данного рынка и его покупателей товаров, еще не прочно вошедшие в сферу потребления. Значительная часть покупателей  консервативна или осторожна в выборе товаров и ограничивает покупки незнакомых  продуктов и изделий.

Сложившийся спрос выступает как  полностью сформировавшийся спрос на  определенный товар. Такой спрос возникает по отношению к товарам давно производимым, хорошо известным, достаточно надежно зарекомендовавшим свои потребительские  свойства и получившим признание у потребителей.

Циклы жизни нового товара влияют  и на интенсивность спроса. Как правило на новый только что поступивший на рынок товар с улучшенными потребительскими  характеристиками возрастает высокими, нередко возрастными темпами, т.е. выступает как интенсивный. По мере распределения  производства (или импорта) данного товара и все  более полного удовлетворения потребности в нем спрос стабилизируется, его  прирост постоянен и невысок. Появление на рынке новой  улучшенной модификации данного товара переводит спрос на данный товар в форму угасающего.

В зависимости от твердости  намерения покупателей принято различать:

Твердосформулиорванный спрос – заранее обдуманный, согласованный с другими членами домохозяйств (коллективов, семей), выражающий намерение приобрести вполне определенный товар или услугу, обычно это  товары длительного пользования, которые соотносят с уже  имеющимися.

Альтернативный  спрос – проявляется на достаточно широкий круг, взаимозаменяемых в потреблении товаров. Намерения покупателей приобрести какой-либо товар окончательно конкретизируется в процессе выбора товара по месту покупки.

Информация о работе Потребительский рынок: понятие и характеристика