Потребительский рынок: понятие и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:44, реферат

Краткое описание

Потребительский рынок — это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.
Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское видение совокупности принципов государственного регулирования потребительского рынка сводится к выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительский рынок.docx

— 147.22 Кб (Скачать файл)

Импульсный спрос – сума (незначительная) денег, которая может быть направлена на заранее не планируемою покупку товара.

Возникает под влиянием различных  побудительных импульсов (реклама, яркое оформление, интересная информация, оригинальные способы стимулирования продаж).

Такая классификация вполне обоснованна, а  признак покупательских намерений является ни в коей мере существенным, чем другие. В рыночных условиях, когда целью торговли является  прибыль от  продажи товаров и услуг покупателей, основной задачей является изучение всех  вариантов спроса. Удовлетворение и формирование спроса на наиболее выгодные  для торговли товары или товарные позиции – залог ее конкурентоспособности.

Одним из важнейших признаков  классификации спроса является степень его удовлетворения. В зависимости от этого  признака можно выделить следующие виды спроса:

Действительный  спрос – это объем спроса населения страны или региона в условиях сбалансированного рынка, когда объем и структура спроса  полностью обеспечивается объемом и структурой  товарного предложения в определенных границах  места и времени. По сути действительный спрос – это реальный покупательский спрос. В значительной степени он характеризуется величиной макроспроса и  определяется на основе балансов денежных доходов и расходов  населения. Действительный спрос определяется покупательными  фондами населения

Реализованный спрос – фактически реализованный спрос при  покупке товаров и услуг на рынке с ограниченным товарным предложением или несовпадающем по структуре и спросу. В этом  случае часть действительного спроса не находит соответствующего товарного эквивалента на рынке и остается нереализованной.

Реализованный спрос определяется объемом фактического оборота по продаже товаров.

Неудовлетворенный спрос – эта та часть фактически  предъявляемого населением спроса, которая в определенный  монет не была реализована. По каким-либо причинам: из-за  отсутствия необходимых потребителю отдельных видов (разновидностей) товаров из-за низкого качества, высокого  уровня цен и т.д.

Следует различать дефицит  и  неудовлетворенный спрос. Дефицит – это нехватка товаров, обусловленная недостатком материальных (сырьевых, производственных, финансовых)  возможностей производства или торговли, носящих объективный характер.

Неудовлетворенный спрос  – эта сумма  денежных ресурсов, которая накапливается  у населения из-за отсутствия в продаже отдельных товаров и их качественного или целевого несоответствия спросу.

2. Типы потребительского  рынка

 

2.1. Характеристика типов потребительского рынка

Потребительский рынок можно  определить как сферу проявления причинно-следственных связей между  производителями и потребителями  материальных, нематериальных и духовных благ в форме товарно-денежного  оборота, между потребностями, спросом  и потребительным производством.

Потребительский рынок - это  интегральная категория, где происходит удовлетворение личных потребностей населения, оказывающее действенное воздействие  на все фазы воспроизводственного процесса.

Потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары (услуги) покупаются для личного пользования. Рынок  товаров - это еще не потребительский  рынок в его широком социально-экономическом  значении. Если главная функция товарного  рынка - реализация товаров, то на потребительском  рынке товар не только реализуется, но и через сложный механизм потребностей и спроса переходит в сферу  потребительного производства, потребляется, в результате воспроизводится рабочая  сила. Здесь происходит столкновение интересов производителей и потребителей, завершается экономическое движение товара, дается оценка товарам. По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков.

Потребительский Рынок может  быть классифицирован в следующий  тип рынков: 

Рынок Потребительских товаров

Этот рынок включает рынки  для различных потребительских  товаров. Это включает рынок для  потребительских товаров длительного  пользования, потребитель электронные товары, внутренние электрические приборы, косметика, драгоценности, мебель, кондиционеры, велосипеды и одеяния.

Пища и Рынок Напитков

Этот рынок состоит  из подрынков как рынки для молочных продуктов, продуктов пекарни, упаковывал продовольственные продукты, Напитки, Кондитерскую, Пиво, Алкоголь, мясо и продукты домашней птицы.

Этот тип потребительского рынка полон возможностей роста  из-за изменяющегося образа жизни  существующей эры. Потребительское  Понимание и Приверженность потребителя  к данной марке товара клиентов помогают этому рынку расти к различному высоко.

Розничный рынок

Розничный рынок включает Супермаркеты, Универсальные магазины, Выходы Цепи Пищи, Специализированные магазины и Раны Привилегии.

Этот тип потребительского рынка обнаруживает новые деловые  возможности с каждым мимолетным днем из-за быстро изменяющегося образа жизни и тратит образец людей. Даже в пригородных областях и  в маленьких городах, Универсальные  магазины подходят от больших розничных  зданий цепи как вестернизировавший образ жизни, и западная культура делает их присутствие чувствовавшим во всем мире.

Рынок Обслуживания Транспортировки

Этот тип потребительского рынка состоит из Почтовых Услуг, Услуг Курьера и Логистических  Услуг.

С появлением базируемых передовых  услуг технологии как электронная  коммерция и с увеличивающимся  использованием Интернета, новые горизонты  открываются для этого типа рынка. Компании могут использовать преимущества уменьшенных ценных, улучшенных отношений  клиента и ускоренное движение материалов и могут пойти для стратегической связи ups с международными деловыми зданиями. Этим путем, они могут сделать надлежащее использование из новых деловых возможностей, которое было произведено возрастающим уровнем Иностранных Прямых инвестиций и Экономического роста вокруг мира.

 

2.2 Сегментация рынка

Рыночная сегментация  представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка  и определения объектов (потребителей), на которые направлена маркетинговая  деятельность предприятия, с другой стороны - это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений  по рынку, основа для выбора правильного  сочетания элементов (инструментов) маркетинга. Сегментация проводится с целью удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара.

Объектами сегментации являются, прежде всего, потребители. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами  или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке (рекламу, методы сбыта).

При сегментации рынка  необходимо учитывать и различать  не только признаки (факторы), но и критерии (условия) сегментации.

Критерий - это способ оценки обоснованности выбора того или иного  сегмента рынка для предприятия, тогда как признак - способ выделения  данного сегмента на рынке.

Наиболее распространенными  критериями (условиями) сегментации  являются следующие: 

  1. Количественные параметры сегмента. К их числу относятся емкость сегмента, то есть, сколько изделий и какой общей стоимостью может быть продано, какое число потенциальных потребителей имеется, на какой площади они проживают и т. п. Исходя из этих параметров предприятие должно определить, какие производственные мощности следует ориентировать на данный сегмент, каковы должны быть размеры сбытовой сетки.
  2. Доступность сегмента для предприятия, то есть возможности предприятия получить каналы распределения и сбыта продукции, условия хранения, транспортировки изделий потребителям на данном сегменте рынка. Предприятие должно определить, располагает ли оно достаточным количеством каналов сбыта своей продукции (в форме торговых посредников или собственной сбытовой сетки), какова мощность этих каналов, способны ли они обеспечить реализацию всего объема продукции, произведенной с учетом имеющейся емкости сегмента рынка, достаточно ли надежна система доставки продукции потребителям (имеются ли здесь дороги и какие, подъездные пути, пункты переработки, склады и т. п.).
  3. Существенность сегмента, то есть, определение того, насколько реально ту или иную группу потребителей можно рассматривать как сегмент рынка, насколько она устойчива по основным объединяющим признакам. Маркетологам в данном случае следует выяснить, имеет ли данный сегмент перспективы роста или снижения, стоит ли ориентировать на него производственные мощности или, напротив, надо их перепрофилировать на другой рынок.
  4. Прибыльность. Определить, насколько рентабельной будет для предприятия работа на выделенный сегмент рынка.
  5. Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов. Используя этот критерий, маркетологи должны получить ответ на вопрос, в какой степени основные конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом рынка, насколько продвижение товара данного предприятия затрагивает их интересы?
  6. Эффективность работы на выбранном сегменте рынка, то есть, проверка наличия у вашего предприятия должного опыта работы на выбранном сегменте рынка, насколько управленческий, производственный и сбытовой персонал готовы эффективно продвигать продукцию на этом сегменте, насколько они подготовлены для конкурентной борьбы.
  7. Коммуникативность. Предприятие должно иметь постоянный контакт с сегментом (например, через каналы личной и массовой коммуникации).
  8. Защищенность выбранного сегмента от конкуренции. Оценить реально свои возможности, выстоять в конкурентной борьбе с возможными конкурентами на выбранном сегменте рынка. Здесь важно определить, кто является сегодня и может стать конкурентом на выбранном сегменте рынка в будущем, каковы его слабые и сильные стороны, каковы ваши собственные сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, на каких направлениях хозяйственной деятельности необходимо сконцентрировать основные усилия и ресурсы с тем, чтобы развить сильные стороны и устранить недостатки и т. п.

Только получив ответы на вышеперечисленные вопросы, определенные всей группой критериев, и оценив потенциал предприятия, можно принимать  решение о сегментации рынка  и выборе данного сегмента для  конкретного предприятия.

Объектами сегментации являются потребители, продукты (изделия и  услуги) и сами предприятия.

Для сегментации рынка  товаров народного потребления (ТНП) основными признаками являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие.

К географическим признакам  относятся: величина региона, плотность  и численность населения (например, до 20 тыс. человек, от 100 тыс. до 1 млн. человек  и т. д.), административное деление (республика, край, область, район, город, село), удаленность  от предприятия- производителя. Применение этих признаков особенно необходимо, когда на рынке существуют климатические различия между регионами или различия в особенностях культуры, национальных, исторических традиций.

Демографические признаки - возраст (до 6 лет, 6-11, 12-19 и т. д.), пол  потребителей, размер семьи (1-2 человека, 3-4 и т. д.), количество детей, семейное положение и возраст (молодежь - одинокие, молодежь - семейные без детей, семейные с детьми и т. д.), национальность, раса, религия.

Сегментация по социально-экономическому признаку заключается в выделении  групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности (учителя, врачи, ИТР, руководящие кадры, домохозяйки, пенсионеры и т. д.), по уровням образования (среднее, неполное среднее, среднее специальное, высшее и т. д.) и доходов ( до 200 тыс. руб./чел., 200-500 и т. д.). Рассмотренные выше три группы признаков представляют собой общие объективные признаки сегментации рынка. Однако, зачастую однородные по общим объективным критериям сегменты оказывают неоднозначное поведение на рынке. Так, данные о переписи населения содержат полезные сведения по второму и третьему признакам, то есть, группам населения, но не дают возможности объяснить причины, по которым товары находят собственные ниши на рынке среди однородных групп населения, привлекая к себе какую-то часть покупателей. Отсюда можно сделать вывод, что применения только объективных критериев явно недостаточно.

В этих случаях используют субъективные специфические признаки, связанные со спецификой рассматриваемого рынка и с конкретной ситуацией  на нем, с субъективной оценкой покупателя того или иного продукта, т. е. с  поведением самого потенциального покупателя.

К таким признакам относятся  психографические - социальный слой (неимущие, среднего достатка, высшего достатка и т. д.); стиль жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д., интересы, организация досуга); личностные качества (амбициозность, авторитарность, импульсивность и т. п.); мотивы покупательского поведения вообще. Так, по мотивам совершения покупки выделяют группы потребителей с ориентацией на низкую цену, на длительный срок службы изделия, высокое качество, приверженность к определенной марке товара, моде. По реакции потребителей на нововведения выделяют следующие группы: приобретающие новый товар в момент его появления на рынке (новаторы); приобретающие новый товар после того, как его купят новаторы и сообщат свой опыт использования (быстро адаптирующиеся к новому товару); приобретающие товар, который в течение длительного времени находится на рынке (медлено адаптирующиеся); отвергающие новинку (консерваторы, ретрограды).

Планирование стратегии  сегментации может включать шесть  основных этапов.

1. Определение характеристик  и требований потребителей в  отношении типа товаров и услуг,  которые предлагает предприятие.

2. Анализ сходства и  различий потребителей.

3. Разработка профилей  групп потребителей. Профили потребителей  определяют рыночные сегменты, агрегируя  (объединяя) потребителей со схожими  характеристиками и потребностями  и отделяя от них потребителей  с отличными характеристиками.

4. Выбор потребительского  сегмента или сегментов. На  этом этапе предприятие должно  принять два решения: какие сегменты создают наибольшие возможности и выгоды для предприятия, на сколько сегментов предприятие должно ориентироваться.

5. Определение места положения  предприятия на рынке (доли  рынка) относительно конкурентов.  Как только предприятие определило  сегмент рынка, оно должно изучить  свойства и образ продуктов  всех конкурентов и определить  положение своего товара или  услуги на рынке.

6. Создание соответствующего  плана маркетинга.

Важными признаками сегментации  являются также периодичность заказов  на данные товары, специфика организации  закупок (сроки поставки, условия  оплаты, методы расчетов), формы взаимоотношений. Как и для рынка ТНП, сегментация потребителей ТПН осуществляется на основе комбинаций нескольких признаков.

Среди недостатков сегментации  можно назвать высокие затраты, связанные, например, с дополнительным исследованием рынка, с составлением вариантов маркетинговых программ, обеспечением соответствующей упаковки, применением различных способов распространения. Тем не менее, обойтись без нее невозможно, поскольку  в современных экономических  условиях каждый товар может быть успешно продан лишь определенным сегментам  рынка, но не всему рынку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

 

3.1.Факторы и перспективы  потребительского рынка

На современный этап развития потребительского рынка все большее  влияние оказывает глобализация экономики, представляющая собой процесс  движения к мировому экономическому, финансовому, информационному и  гуманитарному пространству, обусловливающему снижение государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров и услуг, что способствует развитию рыночной конкуренции.

    В оценке и  анализе тенденций развития потребительского  рынка могут быть использованы  такие методы исследования динамических  процессов, как построение трендовых  и регрессионных моделей динамики, группировка отдельных регионов  по темпам роста определенных  экономических индикаторов рынка,  а также индексный метод. Индексный  метод позволяет оценить вектор  и скорость развития потребительского рынка; отразить количественные компоненты динамики; отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения рынка.

Информация о работе Потребительский рынок: понятие и характеристика