Потребительский рынок: понятие и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:44, реферат

Краткое описание

Потребительский рынок — это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.
Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское видение совокупности принципов государственного регулирования потребительского рынка сводится к выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительский рынок.docx

— 147.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

4.Методы прогнозирования потребительского рынка

 

4.1 Сущность экономического прогнозирования и планирования

 

Прогнозирование как результат  маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

Основная цель прогноза –  определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные –  на 1-1.5 года, среднесрочные– на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном  прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений  объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений  валют и кредитных условий. Здесь  учитываются также временные, случайные  факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе  прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают  временные и случайные факторы  воздействия на рынок. Если краткосрочные  прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные  оценки динамики изменения цен.

При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции  производственного назначения учитывается  анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально  новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

Прогнозирование — разработка прогнозов, это специальное научное исследование конкретных перспектив развития   каких либо явлений. Оно, как одна из форм конкретизации предвидения, находится во взаимосвязи  с планированием, программированием, проектированием, управлением

Прогнозирование имеет комплексный  характер. Экономический прогноз  охватывает  проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления  и процесса.

 

Рисунок 3 - Методы прогнозирования  потребительского рынка 

Методы анализа и обобщения  суждений и предположений с помощью  экспертов называются экспертными или методами экспертных оценок. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение принимается как решение проблемы (в данном случае - прогноз).

Центральным этапом экспертного  прогнозирования является проведение опроса экспертов. В зависимости от целей и задач экспертизы, существа и сложности анализируемой проблемы, времени, отведенного на опрос и экспертизу в целом, и допустимой их стоимости, а также от подбора участвующих в ней специалистов, выбирается метод опроса:

  • индивидуальный;
  • групповой (коллективный);
  • личный (очный);
  • заочный (путем пересылки анкет);
  • устный.

Индивидуальный опрос  позволяет максимально использовать способности и знания каждого  специалиста. В отличие от индивидуального при групповом опросе специалисты могут обмениваться мнениями, учесть упущенное каждым из них, скорректировать свою оценку. Обмен мнениями является обычно стимулирующим началом в выдвижении и творческой разработке новых идей. В то же время недостатки такого опроса состоят в сильном влиянии авторитетов на мнения большинства участников экспертизы, в трудности публичного отказа от своей точки зрения и в ряде других факторов психофизиологической совместимости.

Среди методов индивидуального  экспертного прогнозирования следует  выделить метод интервью, аналитические  экспертные оценки (например, в виде докладной записки), морфологический  анализ и др. (рис. 3), хотя некоторые  из них, например, метод генерации  идей, экспертных оценок и другие могут  применяться и в коллективном варианте.

Эффективная деятельность предприятий  и фирм в условиях рыночной экономики  в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Результаты прогнозирования  деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.

Прогнозирование как результат  маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

Основная цель прогноза –  определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные –  на 1-1.5года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе

прогнозов – конъюнктуры  рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные

количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции

производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию  широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.

Наибольшую сложность представляет прогнозирование внешнеэкономической деятельности предприятия и фирмы, что обусловлено высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей.

Поэтому применительно к  прогнозированию внешнеэкономической  деятельностью предприятия важно комплексное исследование целого ряда частных рынков

(отдельных стран) конкретного  товара, выявление специфических  для каждого и общих для всех (или группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка данного товара.

Результаты прогнозирования  деятельности предприятий (фирм) должны быть

отражены в соответствующих  разделах их бизнес-планов.

     Прогнозирование — разработка прогнозов, это специальное научное

исследование конкретных перспектив развития   каких либо явлений. Оно, как одна из форм конкретизации предвидения, находится во взаимосвязи  с планированием, программированием, проектированием, управлением

Прогнозирование имеет комплексный  характер. Экономический прогноз  охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса.

     Методы прогнозирования

1)    экстраполяция

2)    моделирование

3)    экспертная оценка

     Общее  между прогнозированием и планированием:

1)    Единство объекта- н/х, отрасли, отдельные объекты и процессы

2)    Единство социально-экономических  условий

3)    Единство методов  и методологий изучения явлений  и процессов и

установленных закономерностей

4)    Целенаправленное  прогнозирование и планирование, ибо как

прогнозирование, так и  планирование имеет не самоцель, а  средство для решения задач перед общество, перед коллективом

5)    Связь между  прогнозированием и планированием  и результатами их реализации.

     Отличие прогнозирования от планирования:

1)    Детализация,  обоснование каждого показателя  плана и его увязка друг  с

другом (обоснованность задания  плана с точки зрения обеспеченности

материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными  мощностями

и т.д.)

2)    Жесткая привязка  показателей во времени и в  пространстве

3)    Обязательность  выполнения плана

4)    Планирование  как средство для государственного  регулирования социально-экономического  развития общества

5)    Единство составления проверки организации выполнения плана.

     Планирование — это субъективная деятельность людей, которая на

основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон

общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в  ближайшие и отдаленные периоды времени.

Планирование народного  хозяйства возможно при наличии

    • политических
    • экономических
    • организационных предпосылок

Новая модель государственного регулирования выражается в следующем

1)    Предприятие  выступает товаропроизводителем - любые  формы воздействия на предприятие, в том числе и со стороны государства должны носить экономический характер.

2)    Отказ от традиционной  модели государственного директивного  плана.

3)    Система государственного  регулирования должен исходить  в современных условиях из специфики рынка, характеризующегося интенсивным развитием

предпринимательства различных  форм собственности.

4)    Государство  реализует функцию собственности не распространяя свою

компетенцию на функцию владения.

5)    Государство  осуществляет регулирование экономики  на основе законов. В этих условиях закон  должен оберегать хозяйственников от государственного монополизма.

В современных условиях ставятся новые задачи, связанные с централизованным планированием. В развитии экономики важное значение имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур.

  4.2. Основы методологии, прогнозирования

 

Изучение предмета науки  и практическое применение выводов, которые следуют в результате  данного изучения, совершаются посредством соответствующих методов.

Эти методы являются тем  самым инструментом, при помощи которого происходят познания объективных закономерностей и использование их в практической деятельности людей. Наиболее общим методом познания закономерностей является метод диалектического материализма. Все положения этого метода, например рассмотрение и процессов, как органически связанных друг с другом, зависящих друг от друга,  находящихся в состоянии непрерывного движения, рассмотрения явлений в развитии полностью применимой в планировании (прогнозировании) экономических процессов.

     Метод экономического анализа применим на всех стадиях

планово-экономической работы: при выяснении исходного уровня, при анализе

поставленного плана проектировок, при проверке построения планов и  прогнозов.

Основное содержание метода сводится к следующему:

a)    Разложение исследуемого  процесса на отдельные составные  части;

b)    Выяснение влияния  отдельных, наиболее важных частей  на весь процесс в целом;

c)    Обобщение (синтез) отдельных причин и условий,  то есть сведение их к

общим причинам, определяющим процесс в целом.

Экономический анализ можно  условно разделить на два вида: качественный и количественный. Предметом  качественного анализа является само

содержание экономического процесса, а целью его является выяснение

особенностей данного  процесса, его связи с другими  процессами. Так, в

результате качественного анализа современного сельского хозяйства нашей страны можно установить:

1)    Экономическое  воспроизводство в с/х органически связанно с естественным воспроизводством.

2)    Продукция с/х представляет в основном сырьевые средства производства

для последующих предметов  потребления

3)    Социально-экономической  основой производства является  коллективно-

кооперативная, государственная, групповая собственность, а также  личная

Информация о работе Потребительский рынок: понятие и характеристика