Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:44, реферат
Потребительский рынок — это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.
Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское видение совокупности принципов государственного регулирования потребительского рынка сводится к выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.
4.Методы прогнозирования потребительского рынка
4.1 Сущность экономического прогнозирования и планирования
Прогнозирование как результат
маркетинговых исследований является
исходным пунктом организации
Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на 1-1.5 года, среднесрочные– на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
При среднесрочном и долгосрочном
прогнозировании, как правило, не учитывают
временные и случайные факторы
воздействия на рынок. Если краткосрочные
прогнозы нацелены на количественные
оценки, прежде всего, уровня цен на
рынке, то среднесрочные и долгосрочные
прогнозы рассматриваются как
При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.
Прогнозирование — разработка прогнозов, это специальное научное исследование конкретных перспектив развития каких либо явлений. Оно, как одна из форм конкретизации предвидения, находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением
Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса.
Рисунок 3 - Методы прогнозирования потребительского рынка
Методы анализа и обобщения суждений и предположений с помощью экспертов называются экспертными или методами экспертных оценок. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение принимается как решение проблемы (в данном случае - прогноз).
Центральным этапом экспертного прогнозирования является проведение опроса экспертов. В зависимости от целей и задач экспертизы, существа и сложности анализируемой проблемы, времени, отведенного на опрос и экспертизу в целом, и допустимой их стоимости, а также от подбора участвующих в ней специалистов, выбирается метод опроса:
Индивидуальный опрос
позволяет максимально
Среди методов индивидуального
экспертного прогнозирования
Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.
Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.
Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.
Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.
Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на 1-1.5года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе
прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.
В качестве инструментария
прогнозирования применяются
количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.
При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции
производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.
При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.
Наибольшую сложность представляет прогнозирование внешнеэкономической деятельности предприятия и фирмы, что обусловлено высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей.
Поэтому применительно к
прогнозированию
(отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических для каждого и общих для всех (или группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка данного товара.
Результаты прогнозирования деятельности предприятий (фирм) должны быть
отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов.
Прогнозирование — разработка прогнозов, это специальное научное
исследование конкретных перспектив развития каких либо явлений. Оно, как одна из форм конкретизации предвидения, находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением
Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса.
Методы прогнозирования
1) экстраполяция
2) моделирование
3) экспертная оценка
Общее между прогнозированием и планированием:
1) Единство объекта- н/х, отрасли, отдельные объекты и процессы
2) Единство социально-
3) Единство методов
и методологий изучения
установленных закономерностей
4) Целенаправленное
прогнозирование и
прогнозирование, так и планирование имеет не самоцель, а средство для решения задач перед общество, перед коллективом
5) Связь между
прогнозированием и
Отличие прогнозирования от планирования:
1) Детализация,
обоснование каждого
другом (обоснованность задания плана с точки зрения обеспеченности
материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями
и т.д.)
2) Жесткая привязка показателей во времени и в пространстве
3) Обязательность выполнения плана
4) Планирование
как средство для
5) Единство составления проверки организации выполнения плана.
Планирование — это субъективная деятельность людей, которая на
основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон
общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.
Планирование народного хозяйства возможно при наличии
Новая модель государственного регулирования выражается в следующем
1) Предприятие выступает товаропроизводителем - любые формы воздействия на предприятие, в том числе и со стороны государства должны носить экономический характер.
2) Отказ от традиционной
модели государственного
3) Система государственного регулирования должен исходить в современных условиях из специфики рынка, характеризующегося интенсивным развитием
предпринимательства различных форм собственности.
4) Государство реализует функцию собственности не распространяя свою
компетенцию на функцию владения.
5) Государство
осуществляет регулирование
В современных условиях ставятся новые задачи, связанные с централизованным планированием. В развитии экономики важное значение имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур.
4.2. Основы методологии, прогнозирования
Изучение предмета науки и практическое применение выводов, которые следуют в результате данного изучения, совершаются посредством соответствующих методов.
Эти методы являются тем самым инструментом, при помощи которого происходят познания объективных закономерностей и использование их в практической деятельности людей. Наиболее общим методом познания закономерностей является метод диалектического материализма. Все положения этого метода, например рассмотрение и процессов, как органически связанных друг с другом, зависящих друг от друга, находящихся в состоянии непрерывного движения, рассмотрения явлений в развитии полностью применимой в планировании (прогнозировании) экономических процессов.
Метод экономического анализа применим на всех стадиях
планово-экономической работы:
при выяснении исходного
поставленного плана проектировок, при проверке построения планов и прогнозов.
Основное содержание метода сводится к следующему:
a) Разложение исследуемого
процесса на отдельные
b) Выяснение влияния
отдельных, наиболее важных
c) Обобщение (синтез) отдельных причин и условий, то есть сведение их к
общим причинам, определяющим процесс в целом.
Экономический анализ можно условно разделить на два вида: качественный и количественный. Предметом качественного анализа является само
содержание экономического процесса, а целью его является выяснение
особенностей данного процесса, его связи с другими процессами. Так, в
результате качественного анализа современного сельского хозяйства нашей страны можно установить:
1) Экономическое воспроизводство в с/х органически связанно с естественным воспроизводством.
2) Продукция с/х представляет в основном сырьевые средства производства
для последующих предметов потребления
3) Социально-экономической основой производства является коллективно-
кооперативная, государственная, групповая собственность, а также личная
Информация о работе Потребительский рынок: понятие и характеристика