Потребительский рынок: понятие и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:44, реферат

Краткое описание

Потребительский рынок — это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.
Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское видение совокупности принципов государственного регулирования потребительского рынка сводится к выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительский рынок.docx

— 147.22 Кб (Скачать файл)

собственность. И эта особенность  сельского хозяйства предопределяет

особенности планирования с/х производствам.

     Предметом  количественного анализа  является качественные процессы

в их количественной определенности. Целью  его является измерение,

сравнение экономических и других процессов, результатов производства и

распределения, установление количественной меры и так далее. Определение этих

величин и вообще всех показателей, применяемых в экономических  расчетах

вызывает необходимость  многочисленных экономических и  технико-экономических расчетах, ибо без расчетов невозможно определить и обосновать ни одно задание плана, прогноза, следовательно нельзя составить и сам план, без расчетов невозможна проверка плана и его выполнение. Все расчеты должны быть обоснованы, иначе должна быть теория расчета.

В планово экономической  работе широко используется балансовый метод.

Правильное применение балансового  метода предполагает тщательный и всесторонний анализ экономических процессов.

Использование балансового  метода сводится к составлению отдельных  балансов.

Все экономические балансы  можно разделить на 4 группы:

1)    Материальные балансы. К ним относятся балансы топлива,

электрооборудования, строительных материалов и т.д. К материальным балансам

относятся также балансы  производственных мощностей.

2)    Трудовые балансы. Это баланс труда в народном хозяйстве,

отраслевые и районные балансы рабочей силы.

3)    Финансовый баланс. Балансы денежных доходов (расходов)

населения, госбюджетов и  т.д.

4)    Баланс общественного  продукта, баланс национального  дохода, баланс

основных фондов и другие синтетические балансы.

     Схема материального  баланса.

     I часть-  ресурсы, остатки на начало периода, импорт, мобилизация

внутренних ресурсов.

     II часть- распределение:

  • производственно-эксплуатационные нужды
  • нужды капитального строительства
  • пополнение капитального резерва
  • экспорт
  • рыночный фонд
  • прочие потребности
  • остатки на конец периода.

Многие материальные балансы  охватывают не только единичную продукцию, но и целую группу однородных продуктов, или продуктов одного назначения. Такие балансы называются сводными балансами.

Материальные, трудовые и  финансовые балансы связанные между собой. Они представляют единую балансовую систему. Эта связь  существует не только внутри но и между ними. Взаимозависимость материальных трудовых, трудовых и финансовых балансов определяется тем, что все они выражают различные стороны воспроизводства совокупного общественного продукта, его вещественные, трудовые и стоимостные пропорции.

В тесной связи с балансовым методом находится нормативный метод. Чтобы составить любой  обоснованный баланс, особенно материальный, надо применить  нормативный метод. Например при составлении баланса топлива, потребность в топливе определяется на основе производства, потребления и нормы расхода топлива на единицу продукции или выполненной продукции.

Нормативный метод, как и  балансовый выражает важнейшие требования планово-расчетных работ, то есть пропорциональность развития народного хозяйства, отдельных отраслей и производств.  Любая норма, применяемая в расчетах показывает соотношение, пропорциональность. Например, норма расхода железной руды выявляет пропорцию между производством чугуна и железной руды.

Количественное выражение  в современных условиях равна 1:2. Норма расхода топлива на 1 квт/час электроэнергии есть не что иное как пропорция между производством электроэнергии и той части топлива, которая используется на выработку электроэнергии.

Балансовый  метод включает в себя  нормативный, но последний  имеет в

известной мере и самостоятельное  значение.

     Система показателей народно-хозяйственного плана.

1.     Показатели  должны правдоподобно отражать  сущность явлений и процессов, быть едиными и обязательными для всех

2.     Показатели  могут выполнить свое назначение  при условии ясного и

четкого выражения экономических  процессов.

3.     Необходимо  единство показателей, применяемых  для характеристики одних и тех же  экономических явлений во всех планово-хозяйственных органах

4.     Показатели  должны обеспечивать моральную  и материальную

заинтересованность, коррективы предприятия хоз. организаций.

5.     Система показателей  не должна быть чрезмерно громоздкой  и в то же

время она должна обеспечивать достаточно полное и всесторонне  отражение

общественного производства

6.     Необходимо  единство показателей плана, прогноза  и учета.

Система показателей народно-хозяйственного плана, прогноза является адресной, то есть в самом плане указаны исполнители (министерства, ведомства).

Адресность показателей  обеспечивает ответственность за выполнение заданий плана.

По экономическому содержанию показатели подразделяются на количественные

и качественные. Количественные показатели характеризуют преимущественно количественную сторону отражаемых явлений или процессов. Качественные показатели используются для характеристики качественной стороны экономических  явлений и процессов. Они подразделяются на:

    • технико-экономические
    • экономические

     Технико-экономические показатели применяются для выражения степени эффективности использования отдельных средств и предметов труда, а также рабочего времени.

     Экономические показатели характеризуют уровень затрат общественного труда, степени эффективности организации производства и хозяйствования. К ним можно отнести такие показатели, как производительность труда, рентабельность.

     По форме  выражения показатели делятся  на натуральные и стоимостные.

Натуральные выражают определенные физические свойства потребительнойстоимости, а стоимостные основаны на применении закона стоимости.

По способу установления показатели делятся на утверждаемые и расчетные. К утверждаемым относятся те, которые включаются в утверждаемый

народнохозяйственный план. В них выражается наиболее важные явления и

процессы. Расчетные используются для обоснования утверждаемых показателей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце 80-х - начале 90-х годов  в российской экономике начались глубокие преобразования, ориентированные  на формирование рыночных отношений. Опыт мировой экономики показывает, что  современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для  использования достижений научного технического прогресса, интенсификации производства и для более полного  удовлетворения потребностей общества.

Активное преобразование потребительского рынка России тесно  связано с мировой тенденцией по консъюмеризации, что порождает все новые и новые типологические модификации в системе СМИ.

Потребительские Рынки сегодня  испытывают быстрые изменения, и  затопляется новыми возможностями  и новыми вызовами. Существенные изменения  в поведении закупки потребителей, урбанизированном образе жизни и  росте сектора обслуживания - главные  причины позади измененного сценария на потребительском рынке.

В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое  и интенсивное развитие получил  потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются  коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок  по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики  и на социально-политическую ситуацию в обществе. На потребительском рынке, как на лакмусовой бумаге, отражаются и позитивные, и негативные моменты  экономики, в острой форме проявляются ее противоречия. Наиболее рельефно они проявились в России в ходе экономических реформ 90-х годов в виде деформированности рынка. В нашей стране сложились особые условия, характеризующиеся экономической нестабильностью, резким спадом производства, высокими темпами инфляции, низким уровнем спроса, несбалансированностью и структурным несоответствием имеющихся на рынке потребительских благ спросу населения. Усилилась деформация семейного бюджета населения - сократился объем потребления не только непродовольственных товаров, но и продуктов питания при достаточно высокой насыщенности рынка потребительскими товарами. На этом фоне из года в год увеличивается имущественная дифференциация населения, характеризующаяся ростом бедной части граждан и сокращением наиболее производительного «среднего класса», обостряется социальная ситуация в обществе, криминализируется рынок.

Исторически и логически  именно потребительский рынок был  исходным пунктом становления рыночных отношений, началом формирования системы  рынков, и в современный период в экономической системе центральное  место принадлежит именно потребительскому рынку, который, в свою очередь, через  механизм обратной связи влияет на другие виды рынков. Объекту данного  исследования - потребительскому рынку - присущи все основные свойства, все механизмы действия рыночной системы.

Таким образом, потребительский  рынок - это ядро всей рыночной системы, которое определяет ее эффективность, и развитие во времени. Поэтому в структуре экономического рынка первостепенное значение принадлежит потребительскому рынку, как конечному пункту реализации товаров. Этот рынок как бы завершает движение товара, дает оценку производителям товаров.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТЫ

  1. Алексеев А.А. Маркетинговые исследования рынка услуг[Текст] Учеб. Пособие/А.А.Алексеев// 1998.С.25.
  2. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы, теории и методики[Текст]/ Учеб. пособие./И.А. Аренков// 1992.С. 45.
  3. Экономика[Текст]/Учебник / Под ред. А. С. Булатова//1994
  4. Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. [Текат]/А.В. Гличев/2007. – 518 с.
  5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования.- СПб: 1999.С 68.
  6. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е.Курс экономической теории: Учебное пособие.- М.:Вуз и школа, 2003.- 514с.
  7. Лопатников Л. Словарь современной экономики. — М.: Норма, 2008. – 672с.
  8. Мотышина М.С. Методы и модели маркетинговых исследований: Учеб. пособие.- СПб: Изд-во СПбУЭФ,1996.С.78.
  9. Терещенко Н.Н., Емельянова О.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки / Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т. – Красноярск, 2004. – 229 с.
  10. [Электронный ресурс]/http://consumermarket.ru/?p=666

 


Информация о работе Потребительский рынок: понятие и характеристика