Государственный финансовый контроль в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Двадцатилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность и виды финансового контроля
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля
1.4 Виды государственного финансового контроля
1.5 Принципы государственного финансового контроля
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
2.1 Система органов государственного финансового контроля
2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ
2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ
2.4 Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 123.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Общая характеристика государственного финансового контроля.

    1. Сущность и виды финансового контроля
    2. Цели и задачи государственного финансового контроля
    3. Предмет и метод государственного финансового контроля
    4. Виды государственного финансового контроля
    5. Принципы государственного финансового контроля

2. Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля.

2.1 Система органов государственного финансового контроля

2.2 Место  и роль Счетной палаты РФ  в системе государственных органов  финансового контроля РФ

2.3 Взаимодействие  Счетной палаты с другими государственными  органами финансового контроля  в РФ

2.4 Организационно-правовые  основы деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

3. Актуальные проблемы реформирования единой системы финансового контроля в Российской Федерации.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Задача  создания эффективной, работоспособной  и действенной системы государственного финансового контроля является одной  из главных задач, стоящих перед  государством.

Двадцатилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства.

Тот огромный человеческий и природный потенциал, которым обладает Российская Федерация, требует не только правильного использования государством национального богатства, но и хорошо организованного и налаженного контроля. Государственный финансовый контроль — это особая функция государственного управления, которая осуществляется в интересах как государства, так и всего общества.

Практика  свидетельствует, что в настоящее  время в Российской Федерации  функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в  том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между  собой. В научном смысле - это не является системой. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате имеет место непрерывный контрольный процесс. Однако он не имеет подчас практического смысла и вызывает негативное отношение.1

Создание  стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной бюджетной политики государства. Определение места и роли высших органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.

Социальный  климат в стране не изменится к  лучшему до тех пор, пока бюджетная  сфера деятельности государства  не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным  контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов. Поэтому становление и развитие эффективной системы государственного финансового контроля как общественной потребности видится актуальной теоретической и практической проблемой.

О необходимости  построения эффективного государственного финансового контроля речь идет давно. Однако до сих пор не выработана единая политика в области государственного финансового контроля, не отрегулирована его нормативная правовая база, отсутствует координация деятельности в этой сфере. При этом органы исполнительной власти всех уровней, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными ресурсами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороны контрольно - счетных органов, образованных законодательной (представительной) властью.

В связи  с вышеизложенным научно и практически  востребованной является разработка сущности государственного финансового контроля, исследование проблем формирования эффективного государственного финансового  контроля, системообразующей роли и  места конституционного органа государственного финансового контроля - Счетной палаты РФ в организации действенного финансового  контроля.

Актуальность  темы. Избранная автором тема является теоретически недостаточно разработанной, хотя проблемы государственного финансового контроля находятся в фокусе внимания ряда научных исследований. Особо следует отметить работы И.А. Белобжецкого, Н.Т. Белухи, Э.А. Вознесенского, Ю.М. Воронина, В.Г. Видяпина, Н.Г. Гаджиева, Ю.А. Данилевского, Н.П. Ефимовой, В.А. Жукова, Ю.М. Иткина, Ю.А. Крохина, А.Н. Козырина, Л.Н. Овсянникова, В.Г. Панскова, Н.Д. Погосяна, В.М. Родионовой, Г.А. Соловьева, СВ. Степашина, М.С. Студеникиной, И.В. Фирулина, СИ. Фленова, П.В. Черноморда, А.Д. Шеремета, С.О.Шохина, В.И. Шлейникова, А.А. Шпига.

Исследователи раскрывают отдельные составляющие содержания, виды финансового контроля, механизм его функционирования.

Однако  имеющиеся научные наработки  в данной области весьма противоречивы  и не дают должной аргументации для  принятия обоснованных государственных  решений в форме законов, создания современных стратегий и технологий в практической деятельности. Это  касается, прежде всего, основополагающих проблем сущности государственного финансового контроля, его роли и  места в системе рыночных отношений, путей повышения эффективности.

Анализ  научной литературы и практики позволяет  сделать вывод о том, что складываются противоречия между государственной  политикой в отношении финансового  контроля и реальными условиями  его осуществления, объективной  потребностью общества в более полной реализации государственным финансовым контролем своих сущностных функций, повышении его роли в новых  экономических преобразованиях.

Разрешению  указанных противоречий призвана способствовать научная разработка концепции единого  государственного финансового контроля в рыночных условиях как основы для  его законодательного закрепления, правового обеспечения ряда основополагающих принципов, конкретных форм и методов деятельности, механизма координации высших органов государственного финансового контроля в его целостной системе.

Цель  исследования состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

- уточнить  социально-экономическое содержание  государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;

- исследовать  противоречия организации и осуществления государственного финансового контроля в современных условиях;

- дать  более глубокое теоретическое  обоснование объективной необходимости  формирования единой системы  государственного финансового контроля  в новых экономических условиях;

- определить  место и роль, а также пути  совершенствования деятельности  органов государственного финансового  контроля в единой системе; 

- выработать  предложения и рекомендации по  повышению эффективности государственного  финансового контроля на основе  отечественного и зарубежного  опыта. 

Объект  исследования — контрольная деятельность, осуществляемая органами государственного финансового контроля, в частности, Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе осуществления государственного финансового контроля, а также при реализации его результатов в социальной сфере.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные изыскания, теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах известных отечественных и зарубежных авторов в области макро- и микроэкономики. В качестве материала для исследования использованы статистические материалы, данные министерств и ведомств, материалы научных конференций, различные периодические издания, специальная научная литература по раскрываемой тематике. Определенный объем информационного материала обобщен по результатам проверок, проведенных Счетной палатой РФ, а также итогам изучения автором проблемы государственного финансового контроля в Канаде и Германии.

Таким образом, теоретическую и методологическую базу исследования составили четыре группы источников.

К первой отнесены нормативные правовые акты государственных и управленческих структур по исследуемой проблематике.

Ко второй отнесены научная и учебная литература (монографии, учебники и учебные  пособия, справочная и энциклопедическая  литература, комментарии к законодательству).

К третьей  отнесены научные статьи в периодической  печати по исследуемой проблематике.

К четвертой  отнесены статистические данные и специализированные ресурсы интернет.

При проведении исследования были использованы следующие  методы исследования:

- анализ  существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

- обобщение  и синтез точек зрения, представленных  в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

- моделирование  на основе полученных данных  авторского видения в раскрытии  поставленной проблематики (метод  моделирования).

Научная новизна исследования. В результате исследования лично автором получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну:

- на основе  анализа социально-экономической  сущности государственного финансового  контроля как функции хозяйственного  управления уточнены его содержательные  характеристики, к которым относятся  определение целевого назначения  и эффективности расходования  федеральных и иных финансовых  ресурсов, установление соответствия  результатов финансовой деятельности  бюджетным назначениям, выявление  неблагоприятных ситуаций и отклонений  от утвержденных нормативов;

- раскрыты  противоречия подсистем внутреннего  контроля и «внешнего аудита  бюджета», выявлены новые тенденции  в формировании единой системы  государственного финансового контроля (единой методологической и законодательной  базы, технологии проведения, упорядочения  информационных данных), обоснована  системообразующая роль Счетной  палаты РФ как в подсистеме внешнего контроля, так и в единой системе государственного финансового контроля;

- уточнено  содержание эффективности финансового  контроля (его двойственности, заключающейся,  с одной стороны, в эффективности  работы органов государственного  финансового контроля, а с другой - эффективности расходов государственных  финансовых ресурсов с учетом  совокупности его критериев).

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, с девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы

 

Глава I. Общая характеристика государственного финансового контроля

 

1.1 Сущность  и виды финансового контроля

 

Финансовый  контроль обычно рассматривают в  двух аспектах:

1) строго  регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих  органов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой  дисциплины всех экономических  субъектов;

2) неотъемлемый  элемент управления финансами  и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта  контроля взаимосвязаны, но различаются  целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает  правовая и количественная сторона  контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового  контроля.

Контроль  выступает как кульминационный  момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические  результаты воздействия на управляемый  объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении  отрицательных отклонений устанавливаются  их причины и виновники, принимаются  меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает  другие функции, а взаимопроникает  в них, оказывая активное воздействие  на эффективность их использования.2

Назначение  финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской федерации