Этикет современного студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 02:03, реферат

Краткое описание

Этикет - есть совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТИКЕТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНЧЕСТВА.docx

— 36.17 Кб (Скачать файл)

ЭТИКЕТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНЧЕСТВА

  • Аннотация:  

Этикет - есть совокупность правил поведения, регулирующих внешнее  проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы  обращения и приветствий, поведение  в общественных местах, манеры и  одежда). Этикет - составная часть  внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые  приобретают характер более или  менее строго регламентированного  церемониала и в соблюдении которых  имеет особое значение определенная форма поведения.

 

Регламентация поведения  и общения людей пронизывает  всю историю человечества. Этикет - вообще - это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная  часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более  или менее строго регламентированного  церемониала и в соблюдении которых  имеет особое значение определенная форма поведения. Хотя этикет, в конечном счете, выражает содержание тех или  иных принципов нравственности, в  действительности же имеет чисто  внешнюю, оторванную от своего нравственного  содержания форму. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии "должного" поведения. Из этого следует, что  студенческая молодёжь также имеет  свою систему ценностей и критерии поведения.

Следует отменить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и  обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних  обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Это особенно характерно для студенческой среды,  как мобильной и динамичной социальной группы.

Научный интерес к такой  общественной группе молодежи, как  студенчество, содержащее в себе потенциал  непосредственного влияния на будущее  общества. Изучение такого социального  слоя, как студенчество, характеризующегося наибольшей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, позволяет наиболее полно выявить изменения во взаимоотношениях со всеми элементами структуры общества. Этикет в повседневной культуре студентов  во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет не только направляет свои усилия на интеграцию, на взаимодействие студентов, но, также подчеркивает их социально-статусные и коммуникативные  различия (пол, общественное положение, степень знакомства, родства и  т. д.), точно указывая каждому его  место в общественной иерархии и  определяя набор «допустимых  — недопустимых» («приличных — неприличных») действий в соответствии с этим статусным  положением человека. [3] Это напрямую связано с многообразием специальностей существующим в современных университетах и Вузах. Очень часто студенты разных факультетов имеют сложности в общении.

Динамичность изменений  культурной ситуации в студенческом социокультурном пространстве Вуза обуславливает изучение этикета в повседневной культуре студенчества, что даёт возможность осуществлять профилактику культурных различий между студентами, формированию готовности находить оптимальные пути достижения тех или иных целей в непредсказуемых и непрограммированных ситуациях столкновения культур.

Этикет, правила приличия, манеры — все это, казалось бы, хорошо знакомо нам с детства. Нас  приучают быть вежливыми и тактичными в общении, иметь аккуратный внешний  вид, эстетично вести себя за столом, уверенно пользоваться столовыми приборами  и т. д. Но, как писал в свое время  Г. Гегель, «знакомое еще не есть познанное», и это в полной мере может быть отнесено к этикету. [4]

Общественный интерес  к этикетной культуре, желание  овладеть хорошими манерами не только не угасает, но даже в последние годы увеличивается (по крайней мере, среди  наших соотечественников). Свидетельством тому стали повсеместно создаваемые  разнообразные «школы этикета и  хороших манер» для детей и  взрослых, гувернанток и предпринимателей, популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами.

Теоретическая мысль нечасто  обращается к феномену этикета, поэтому  серьезных аналитических статей и монографий, посвященных системному, целостному научному исследованию этикета, практически нет. Социологи, этики, этнографы определяют феномен этикета  по-разному. Одни делают акцент на том, что это необходимый компонент  общения, другие изучают этнические особенности этикетных форм поведения, нередко растворяя этикет в ритуалах и обрядах. Третьи рассматривают  его в системе моральных требований как группу самых простых, элементарных норм. При этом практически каждое из обычно даваемых этикету определений («культура общения», «совокупность норм и стандартов поведения», «элементарные правила человеческого общежития», «эстетика поведения» и т. п.) раскрывает только какую-то одну из сторон этого достаточно сложного и неоднозначного явления. В итоге мы имеем весьма расплывчатые и неопределенные представления об этикете. Поэтому комплексное изучение этикета в системе социокультурных взаимодействий, воссоздание целостного образа этикета как «культурной универсалии» представляется актуальной, творческой и перспективной задачей.

Современный этикет наследует  обычаи всех народов от древности  до наших дней. В основе своей  эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются  членами не только какого-то одного общества, но и представителями самых  различных социально-политических систем, существующих в современном  мире. Народы каждой страны вносят в  этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического  строения, национальными традициями и обычаями.

Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14, поэтому с 17 века Франция стала являться законодательницей  вкуса, этикета и моды. В Россию европейский этикет проникает в  начале 18 века. До этого же существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его, сформулированный в XVI веке в кодексе правил, названном "Домострой". В основе правил "Домостроя" лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В обществе была создана строгая иерархия подчинённости. К концу XVII века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр I расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России. [13]

Наиболее активной и инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь высших учебных  заведений представляет интерес  как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамического социального поведения  в ближайшем будущем займет место  основной интеллектуальной и производительной силы в обществе.

Студе́нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России - все учащиеся учреждений профессионального образования. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся. [38]

Студенты очного отделения  обычно посещают высшие учебные заведения, где слушают лекции, участвуют  в семинарах, после чего сдают  зачёты и экзамены, выполняют курсовые работы и участвуют в практике по специальности, а по окончании  соответствующей ступени обучения выполняют дипломную работу. Неотъемлемой составляющей студенческой жизни всех стран и времён является сопутствующее  посильное самопознание и самоопределение  в личной и общественной жизни, в  том числе через участие в  самодеятельности, подработках, общественно-политической жизни.

Существенная социальная черта студенчества - его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и  внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального  облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности. [39]

Студенчество, являясь составной  частью молодежи, представляет собой  специфическую социальную группу, характеризующуюся  особыми условиями жизни, труда  и быта, социальным поведением и  психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к  будущей деятельности в избранной  сфере материального или духовного  производства является главным, хотя и  не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей  с определенными социально значимыми  устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя  собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его  состав ежегодно меняется, так как  число принимаемых в Вузы превышает  число выпускаемых специалистов.

К числу специфических  особенностей студенчества следует  отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в Вузе и таким образом реализовать  свою мечту о получении высшего  образования, большинство студентов  осознают, что Вуз является одним  из средств социального продвижения  молодежи, а это служит объективной  предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Культура повседневности студентов - мир повседневной жизни  и повседневных практик, а также  знания в виде опыта жизнедеятельности, ценности, нормы, традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые  для жизни в социальной и культурной среде. Основными сферами (составляющими) культуры повседневности студентов выступают: труд (учеба), досуг (отдых, свободное время), агрессия (борьба), игра (игровое начало человека), любовь и сексуальность.

Культура повседневности студентов представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также  комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение  студентов и позволяют им продуктивно  взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т.д.). Этикет в повседневной  культуре студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в студенческом обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет студента как и культура общения  выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого; уважать его индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, а также не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; щадить самолюбие собеседника; выдержать при необходимости психологическую паузу в споре; понять логику и мотивы собеседника; снять ненужный эмоциональный накал в общении.

Существенной проблемой  изучения проявления этикета в повседневной культуре студенчества в том, что  человек под наблюдением ведет  себя должным образом. Тогда проявление культуры студентов выбрано ими  на основе избегания неприятностей, а не на основе качественных личностных характеристик. Это усвоенное поведение  под контролем может измениться в нестандартной ситуации. В поведении  студента проявляются особенности  его характера, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства  и прочее.

В последние годы наблюдается  снижение количества абитуриентов в  связи со спадом рождаемости в 1988-1997 годах. Из-за демографического спада  Вузы вынуждены принимать абитуриентов с низкими баллами по ЕГЭ. Таким  образом поступить в Вуз может  любой желающий, не зависимо от его  умственных способностей и знаний. Это приводит к понижению уровня студенческой жизни, что ведёт к  ещё большему расслоению студенческого  общества.

Информация о работе Этикет современного студента