Истоки и современные реалии студенческого этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:32, статья

Краткое описание

Студенчество, примерно в том виде, в каком мы привыкли понимать это слово сегодня, сформировалось в средневековой Западной Европе. С распространением Христианской культуры в Европе создавались монастыри, при которых монахи обучались чтению и письму. Студенческих этикет зародился именно тогда, в скрипториях и духовных семинариях, где молодые люди впервые учились и жили вместе. В то время правила поведения были строго регламентированы законами Библии и монастырским Уставом. Основные христианские ценности до сих пор определяют отношения между студентами.

Вложенные файлы: 1 файл

этика12.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Макарова Полина Игоревна. Студентка 2 курса, специальность ГД. Руководитель Петрикова В.Т., к. и. н., доцент кафедры «СГД»

Истоки и современные реалии студенческого этикета, 
как профессионального.

Студенчество, примерно в том виде, в каком мы привыкли понимать это слово сегодня, сформировалось в средневековой Западной Европе. С распространением Христианской культуры в Европе создавались монастыри, при которых монахи обучались чтению и письму. Студенческих этикет зародился именно тогда, в скрипториях и духовных семинариях, где молодые люди впервые учились и жили вместе. В то время правила поведения были строго регламентированы законами Библии и монастырским Уставом. Основные христианские ценности до сих пор определяют отношения между студентами.

Первым официальным высшим учебным заведением стала Болонская академия, как результат объединения несколько Болонских школ. Управляли первыми университетами «студиями» Италии сами студенты – «схолары» или «школяры». Студенческое братство нанимало преподавателей (профессоров), составляло правила по которым жила студия, и даже избирало среди студентов ректора. Вслед за Италией около 1180 года во Франции, не дожидаясь пока это сделают студенты, несколько объединившихся коллегий преподавателей основали первый Парижский университет. В XIII веке появляются студии в Оксфорде, Кембридже, Саламанке. Несмотря на то, что одни и те же факультеты были практически везде, считалось, что каждый университет отличен в какой-либо особой науке. Как писал средневековый автор, «школяры учатся благородным искусствам в Париже, древним классикам в Орлеане, судебным кодексам в Болонье, медицинским припаркам в Салерно, демонологии в Толедо, а добрым нравам – нигде».

Известно несколько  интересных фактов, касающихся студенческо-преподавательского  этикета вышеупомянутого Парижского университета. Устав (сборник правил 1355 года) обязывал магистров читать лекции в таком темпе, чтобы школяры не успевали их записывать, так как считалось, что это развивает память и заставляет их думать самих. Устав также оговаривал карательные меры в виде отстранения от занятий для тех школяров, которые «вмешиваются в исполнение данного постановления и прибегают с этой целью к крику, свисту, шуму или бросанию камней».

Студенты во время лекций, как гласил другой Устав 1366 года: «должны сидеть на полу перед своими учителями, а не на стульях или скамиях, которые возвышаются над полом, ибо таким образом смиряется гордыня юных».

 

В те времена  университеты стремились к полной саморегуляции: студенты не облагались государственными налогами и таможенными сборами, сами выбирали все университетское руководство. Интересно также, что блюстителем морали всего университетского коллектива был ректор: даже суд по гражданским и уголовным делам над школярами и профессурой вершил лично он. Отношения магистров и школяров были очень тесные  - магистр считался патроном, покровителем студентов, отвечал за их поведение и успехи в учебе.  

 До нас дошли жалобы студентов на неподобающее поведение преподавателей или их некомпетентность, но в большинстве случаев студенты глубоко почитали своего наставника, любили говорить про него: dominus metis (лат: хозяин мой). 

Относительно нравов и прилежности «школяров», то они мало отличались от большинства студентов наших дней. Забавно, что современники описывали их как «пеструю толпу канцелярских развратников, распутников, обманщиков, шутов, певцов, шарлатанов», претендовавших на то чтобы считаться «сливками общества». Образ жизни студентов часто причинял сильное беспокойство почтенным горожанам и нередко конфликты между студенческой братией и жителями городов перерастали в драки и побоища. От наиболее недисциплинированных избавлялись сами университетские власти, и эти студенты вынуждены были отправляться в другие города и страны, чтобы продолжить учебу. Но поменяв место жительства и учебы, они редко меняли свой образ жизни. Об этом писал французский хронист того времени: «Университетские студенты-иностранцы основные виновники дебошей и пьянства в Латинском квартале Парижа».

 

В Средние века на формирование студенческой этики в должной мере повлияли христианские традиции. В это время сформировались отношения студентов и преподавателей, как подчиненных и наставников, были выделены основные правила поведения студентов и определенные системы наказаний за их несоблюдение. С появлением студенчества, возник образ жизни этого сословия, и его природа – вечная борьба между, с одной стороны, силой воли, честолюбием, и стремлением к знаниям, и с другой стороны -- бурлящей в крови страстью, всеми соблазнами молодости, стремлением к беззаботной, и полной развлечений, жизни.

Исторически отношения между студентами определяет дух соперничества. Он является стимулом к учебе, развитию профессиональных и личностных качеств. Студенты многому учатся друг у друга. Некоторые преподаватели даже утверждают, что студенты больше учатся друг у друга, чем у преподавателя. Очень важна также конструктивная критика работ друг друга. В этом отношении следует заметить, что студенты очень оптимистичный народ, и им свойственен довольно откровенный юмор, иногда и грубый. Нужно следить, чтобы не ранить чувства других неосторожной шуткой, но также и не принимать всерьез и обижаться на комментарии других.

Соврменный студенческий этикет основывается на взаимоуважении. Это должно проявляться и во внешнем виде студента, в его словах и интонациях,  в его поступках. Отношения с преподавателями также строятся на уважении. Прежде всего, студент обязан соблюдать субординацию. Он должен помнить, что нужно здороваться первым, пропускать вперед и соблюдать другие этикетные требования. Возможна ситуация, когда социальный и материальный статус студента значительно превышает статус преподавателя, тогда ответственность за формирование таких отношений полностью ложится на долг и совесть студента.

В духе профессионального этикета студент имеет право высказать свое мнение, если оно противоречит содержанию учебной программы, и это может повлиять на ее изменение. Студент имеет право не согласиться с мнением педагога, при этом, не ставя под сомнение авторитет преподавателя перед другими студентами. На этикет отношений преподавателей и студентов также распространяется этика отношений мужчины и женщины.

Причинами конфликтов в студенческой среде могут стать религиозные, политические, идеологические убеждения, также нравственные принципы. То, что для одного студента является совершенно недопустимым и недостойным поведением, для другого может быть нормой и т.д.  Чтобы не провоцировать конфликты, необходимо не афишировать и не навязывать другим свою точку зрения. Не реагировать остро на выражение других точек зрения, даже если они полностью противоречат вашим собственным, соблюдать принципы толерантности. Надо помнить, что каждый имеет право на своё понимание действительности.

Еще одной причиной конфликтов среди студентов является соперничество. Соперничество в качестве учебных работ, в их оценке и в отношении преподавателя к учащимся. Успешность одного студента или благосклонность к нему преподавателя, может стать причиной зависти. А это сильное чувство способно заставить человека делать опрометчивые, необдуманные поступки. Также причиной зависти может стать социальное и материальное превосходство одних студентов над другими. Чтобы не стать объектом зависти нужно декларировать в своём внешнем и внутреннем состоянии скромность, не хвалясь своими достижениями или привилегиями.

Этика студентов творческих ВУЗов, имеет свои особенности. Обмен творческими идеями, «взаимовдохновление» и просто помощь начиная от поиска материала и заканчивая советами по поводу творческих работ – это то, что отличает нашу Академию от других ВУЗов Харькова.


Информация о работе Истоки и современные реалии студенческого этикета