Этикет современного студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 02:03, реферат

Краткое описание

Этикет - есть совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТИКЕТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНЧЕСТВА.docx

— 36.17 Кб (Скачать файл)

Наличие и соблюдение этикетных  норм в повседневной культуре студентов  – это сложная малоизученная  тема. Так как повседневная культура студенчества выстраивается из пёстрой  мозаики отдельных личностей  студентов. В поведении  которых проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства. Выбор поведения зависит от: типа личности, психологической зрелости индивида, уровня воспитанности, психологического состояния и психологического здоровья. Но не смотря на значительные различия между отдельными студентами, в общем студенческий коллектив придерживается определённых этикетных норм. Ключевые для всего студенчества  проблемные ситуации, такие как сессия, экзамены, семинары, выполнение домашних заданий объединяют студентов. Из года в год, проходя через конкретные испытания, студенты вырабатывают целую систему взаимоподдержки и взаимопомощи. Как элементарная повседневная поддержка (передать домашнее задание, предупредить о контрольной, поделиться шпаргалкой), так и значительная помощь друг другу (совместная подготовка к экзаменам, разъяснение непонятной темы, распределение вопросов, для более быстрого поиска и т. д.) выстраиваются в своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения студента.

Но требования этикета  не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном  месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте  и при других обстоятельствах. Студенческий этикет также различен при разных обстоятельствах.  Он состоит из:

1. Общение во время сессии предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку,  что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Этикет данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников.

2. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но несмотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции.

3. Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п.

4. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов. Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно  проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот. Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией как поведения, так и межличностного общения.

Конечно, отнюдь не все студенты соблюдают базовые нормы и  ценности, которые присущи всем людям. Но, на основе выше сказанного, был сформирован  кодекс современного студенчества. Совокупность личностных качеств воплощает в  себе этикетные нормы присущие студенческой молодёжи:

  1. Стремление к получению качественного образования;
  2. Честность;
  3. работоспособность;
  4. Уважение;
  5. Умение любить и быть любимым;
  6. Сохранение достоинства;
  7. Умение делать правильный выбор;
  8. Дружба;
  9. Милосердие;
  10. Оптимизм;
  11. Театрализация, эстетизация поведения, острое чувство юмора;

1) Есть только один  честный и единственно верный  способ обеспечить свою будущую  жизнь и жизнь своих близких - учиться. Главное - поставить перед собой четкие цели, и тогда обучение будет точно приносить радость: ведь в этом случае каждый рабочий день - это еще один шаг навстречу мечте.

2) Честное имя стоит  гораздо больше, чем даже очень  много денег, заработанных обманным  путем. Быть честным - значит, быть  уверенным в себе. «Если хочешь  всегда быть правым, говори правду. Этим самым ты сделаешь честь  самому себе».

3) Студенческий возраст  характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся  на всех предшествующих процессах  биологического, психологического, социального  развития. Учебная нагрузка в  высшем учебном заведении рассчитана  на здорового студента с учетом  возрастных особенностей работоспособности.  Установлено, что в 18-20 лет у  человека наблюдается самая высокая  скорость интеллектуальных и  логических процессов.

4) Уважение приходит само  безо всяких требований: студента  или педагога уважают не потому, что ему так захотелось; а потому, что он, действительно, этого заслужил. Поэтому глупо просто так требовать  от кого-либо уважения.

5) Самая большая ценность, которая есть у каждого молодого  человека, это умение любить и  быть любимым. Любить, значит, уметь  сдерживаться и прощать. Любить, значит, уважать чужие чувства  и идти навстречу.

6) Нужно сохранять достоинство.  Достоинство - это не только  и не столько внешние атрибуты, сколько внутреннее ощущение  и состояние души.

7) Нужно самому делать  выбор. «Никогда не слушай тех,  кто говорит, что от тебя  ничего не зависит в этой  жизни. Конечно, обстоятельства  и случайности оказывают влияние  на каждого студента, но всё  же главное - это мы сами.»

8) Студенческая дружба  – наиболее интересная часть  этикета студентов. Дружба делает  каждого человека богаче: эмоционально, духовно.

9) ) Нужно быть милосердным. Милосердие лежит в самой природе человека: объяснить однокурснику непонятную тему - ведь это тоже милосердие!

10) Нужно быть оптимистом. Не верь тем, кто говорит,  что тебе что-то не по силам.  Если тебе не повезло, ты  тоже должен радоваться: теперь  ты получил самое ценное - опыт, который обязательно пригодится в будущем.

11) Молодость - это смелость. Быть молодым, значит, уметь совершать  смелые поступки и делать новые  открытия.

Данные позиции почти  не отделимы друг от друга в реальной действительности. Они всегда действуют в совокупности, просто некоторые проявляются более ярко в разных ситуациях:

  1. Во время сессии общение осуществляется в проблемной ситуации. Различные личностные качества студентов также вступают в резкие  противоречия между собой. Например, такие качества, как сохранение достоинства и честность отходят на второй план перед дружбой и милосердием. Так студентам во время экзамена важнее поделиться шпаргалкой или дать списать товарищу нежели быть честным по отношению к преподавателю.
  2. Во время занятий студенты находятся в менее напряженной, но предполагающей значительную сосредоточенность на обучении обстановке.  В данной ситуации большинство личностных качеств  выражено в равной степени. Выдвижение на первый план каких либо пунктов зависит лишь от интересов и целей отдельно взятого студента. Например: стремление к получению качественного образования, дружба, уважение к себе и окружающим…
  3. На перемене время выделено студенту для небольшого отдыха и совершения необходимых дел. Большинство студентов на перемене осуществляют звонки по телефону, посещают буфет или туалетную комнату. Перечень личностных качеств для данного промежутка времени практически аналогичен перечню для времени занятий, но такой пункт,  как стремление к получению качественного образования уступает первые позиции.
  4. В свободное время студент общается с близкими и приятными ему людьми, это могут быть друзья, члены семьи, вторая половинка. Такое межличностное общение характеризуется отсутствием конфиденциальности, малой социальной дистанцией. Студенты в такой обстановке могут позволять себе вольности (как маленькие, так и большие), так как нормы поведения существенно сглаживаются. В свободное время особенно важны такие качества, как умение любить и быть любимым, умение дружить, театрализация, эстетизация поведения, острое чувство юмора, оптимизм и т. д.

Подводя итоги, можно сказать, что студенчество – это наиболее динамичная и прогрессивная часть  современного общества. Студенческий этикет представляет собой сложную  совокупность норм и принципов. В  данном параграфе выделены основные ситуативные вариации вмещающие в себя всё разнообразие этикетных норм, также здесь отобраны и рассмотрены важнейшие личностные качества присущие современным студентам. 

 

Выводы по 1 главе:

В завершении этой главы  можно сказать, что этикет – это  совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение  в общественных местах, формы обращения  и приветствий, манеры и одежда.  Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах. Различают несколько видов этикета, основным из которых являются: общегражданский этикет, военный этикет, дипломатический этикет:

-общегражданский этикет - совокупность правил, традиций  и условностей, соблюдаемых гражданами  при общении друг с другом;

-военный этикет - свод  общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих  во всех сферах их деятельности;

-дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;

Студенческий этикет произрастает из общегражданского этикета и обладает многими схожими с ним чертами. Специфика студенческого этикета  в том, что он формируется в  молодёжной среде. Студенческая молодёжь - это наиболее динамичная и прогрессивная  часть современного общества. Поэтому  изучение этикета студентов является лакмусовой бумагой этикета всего  общества. 

Список используемой литератувы. 

1. Этикет на каждый  день - http://www.publiclibrary.ru/readers/25kadr/etiket.htm

2. Этикет как культурная  универсалия, Лихачёва Л. С.  -  http://www.ec-dejavu.net/e-2/Etiquette.html

3. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи -  http://www.disserr.ru/contents/365161.html

4. «Этикет как культурная  универсалия» Л. С. Лихачева -

http://www.ec-dejavu.net/e-2/Etiquette.html

5.  История этикета - http://www.etikets.ru/history.php

6. Советский этикет. —  Л., 1974. — С. 3.

7. Н.Н. Васнева   «ЭТИКЕТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ» -  http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/vasneva.html

8. Этикет современного  молодого человека - http://www.bestreferat.ru/referat-190677.html

9. Культурологический словарь  -http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=5&wordid=73050

10. Основы этикета и  искусство общения.  СПб., 1993.

11. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002.

12. Ю.В. Виноградова, "Секреты  этикета. На молодежной тусовке". 2008г., Мн: Современная школа - 176 стр.

13. Этикет сквозь века -  http://etiketsabina.blogspot.com/2011/05/blog-post_5413.html

14.  Этикет - http://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0b65625b2ac78a4d53b88521316c27_ 0.html

15. Этикет общения «поколения  пепси» -http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00013617_0.html

16.  «Этикет от А до Я» - http://www.etiket.ru/

17. Межличностное общение  -  http://www.vevivi.ru/best/Mezhlichnostnoe-obshchenie-ref62331.html

18. Педагогика и психология  высшей школы - http://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost2.html

19. Этикет в общественных  местах, на улице -   http://www.koryazhma.ru/articles/etiket/human_streets.asp

20. Студенчество, как особая  субкультура - http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00068302_0.html

21. Студент познает этикет -

http://za-nauku.mipt.ru/hardcopies/2006/1756-1758/group.html

22. ЭТИКЕТ СОВРЕМЕННОГО  МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА - http://www.bestreferat.ru/referat-190677.html

23. «Золотая книга этикета», Изд. «Вече», Москва, 2004 год.

24. «Мы живем среди людей:  Кодекс поведения». И.В. Дубровина. - М., 1989.

25. Абдулина О. А.   «Личность студента в процессе профессиональной подготовки» // «Высшее образование в России». 1993. № 3.

26. Берак О., Шибаева Л. «Установка на развитие личности студента» // «Вестник высшей школы». 1990. № 10.

27. «портрет современного  студента»  -http://knowledge.allbest.ru/sociology/2c0b65625a3bc68b5d53b88521216d37_0 .html

28. Общение как межличностное  взаимодействие  -http://bugabooks.com/book/32-vvedenie-v-psixologiyu/64-3-obshhenie-kak-mezhlichnostnoe-vzaimodejstvie.html

29. ЭТИКЕТ В ПОДГОТОВКЕ  СПЕЦИАЛИСТА ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ  -  http://etiquette-life.narod.ru/statya.html

30. Правила поведения студентов  -  http://www.college-edu.ru/stud/rules_of_behaviour_of_students/

31. Правила поведения студентов  в высших учебных заведениях - http://www.referat.ru/referats/view/26863

32. УСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  - http://www.com-papers.info/lib30/b30443z.htm

33. Деловой этикет - http://spb-tei.ru/2008/04/25/delovojj-jetiket-kursovaja..html

34. Этикет как важнейший  компонент внешней культуры личности - http://knowledge.allbest.ru/ethics/3c0a65625b2ac78a5d53a88521216d27_0.html

35.  Этикет молодого человека - http://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0a65635a2ad78a5c53b89521306d27_0.html

36. Взаимодействие преподавателей  и студентов в Вузе - http://revolution.allbest.ru/psychology/00195411_0.html

37. Деловой этикет: сущность, структура, функции - http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/54715/

Информация о работе Этикет современного студента